Автор: Аллахвердиева Гюльнара Ахад Кызы
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Воспитатель
Населённый пункт: Красноярск край, город Красноярск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Правила дорожного движения "
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Правила дорожного движения»
По дороге в детский сад
Мы пойдём с тобой, малыш.
Улыбаясь светофору,
Влево, вправо поглядишь.
Чтобы день такой чудесный
Омрачить не смел никто,
Правила движенья вместе
Мы усвоим? Да, легко!
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших
задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом
значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию
становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания
ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и
обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он
легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и
правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками
безопасного поведения в этих ситуациях.
Именно в детском саду все дети могут и должны получить
систематизированную информацию о безопасном поведении на
улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. И в
этом коллективу воспитателей дошкольного учреждения отводится
ведущая роль. Поэтому сам педагог должен овладеть всем
комплексом вопросов и проблем, составляющих основу безопасного
движения. При реализации поставленных задач воспитатель должен
исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает
ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем
больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему
будут даваться знания.
Очень важно приобретение таких навыков и привычек, как:
сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно –
неправильно, подражать –не подражать), умение переводить мысль в
дело (машина поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее
значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания
(бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора).
Важна, привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно
справляться с встречающимися затруднениями. Всегда нужно
помнить, что детский сад – учреждение по преимуществу
воспитательное. И поэтому задача воспитателя состоит не столько в
обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании
безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.
Главная цель нашей работы по профилактике детского дорожного
травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного
безопасного поведения на улицах города. Мы реализуем её путём
решения нескольких задач:
1. усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах
безопасного поведения на улице;
2. формирование у детей качественно новых двигательных навыков
и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен
не только правильно двигаться в соответствии с полученным
сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь
координировать свои движения с движениями других людей и
перемещением предметов;
3. развитие у детей способности к предвидению возможной
опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению
адекватного безопасного поведения.
Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией
дорожного
движения»:
1. Ребёнок – пешеход
2. Ребёнок – пассажир
3. Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда,
самоката, роликовых коньков и др.)
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на
улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её
нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не
должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить
логическим элементом во все виды детской деятельности для того,
чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через
продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и
повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько
времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в
данном направлении определяем мы сами в зависимости от условий,
темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т.д.
Для каждой возрастной группы мы определили свои цели и
ориентиры.
Объединили некоторые темы (правила поведения на улице –
оказание помощи
– инвалидность), так как привлечение материалов из другого раздела
поможет объяснить детям, какими могут быть последствия
правильного и неправильного поведения на улице.
Этапы организации воспитательно-образовательного процесса по
формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.
Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о
правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который
может опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в
каждой возрастной группе: она помогает воспитателю определить
знания детей, уровень их возможностей.
Второй этап – это расширение первоначальных представлений
детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через
занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.
Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование
сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с
помощью чтения и обсуждения произведений художественной
литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из
личного опыта.
Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и
предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети
дошкольного возраста именно принимают и усваивают
предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере
отвечать за свои поступки придёт позже.
Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так
как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во
многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в
создавшейся ситуации. Особую роль в формировании у детей
правил безопасного поведения на улице имеют современные
наглядные и технические средства обучения. С их помощью мы
осуществляем инновационные подходы в данном направлении и
комплексно решаем поставленные задачи:
- воспитательные реализуются через привитие детям «чувства»
улицы и её опасности, но не страха перед дорожной средой, а
умения ориентироваться в с ней;
-развивающие направлены на развитие у детей познавательных
процессов: концентрации внимания, воображения, логического
мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации
движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на
улице;
-обучающие направлены на формирование навыков и полезных
привычек безопасного поведения на улице, понимание и осознание
опасных и безопасных действий, соответствующих Правилам
дорожного движения.
Эффективней всего в течение учебного года одну неделю в квартал
посвящать этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в
данную проблему. Планирование всех видов деятельности ребёнка
в течение недели объединены одной темой: тематические
познавательные занятия, практикумы на транспортной площадке,
практические занятия на моделях «Наш город», «Наша улица», на
игровых площадках, самостоятельное моделирование: составление
схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду и
т.д.
Полученные знания детей в рамках «тематической недели»,
закрепляем затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах,
при проведении целевых прогулок и экскурсий.
Преимущества тематического подхода к планированию и
организации занятий по формированию у детей безопасного
поведения на улице:
1. тематическое планирование позволяет значительно сократить
время для
занятий, освобождая его для игры, прогулок, оздоровительных
мероприятий;
2. повышается качество работы, открывается больше возможностей
для творчества;
3. повышается уровень знаний детей и их качество: знания
становятся более глубокими и системными;
Материал по обучению правилам безопасного поведения на улице
ребёнок лучше усвоит в наглядно-действенной форме с опорой на
непосредственное (практическое или игровое) действие с
предметами при отражении реальной ситуации.
Уже больше года мы используем в своей работе обучающие
мультимедийные занятия: «Знакомство с дорожными знаками»,
«Школа светофора», тренинг для родителей «Берегите жизнь
детей!»
В каждом конкретном случае мы продумываем форму
взаимодействия: с группой, с подгруппой или индивидуальную. Как
показывает практика, новые знания лучше давать на фронтальных
занятиях, а закрепление проводить с небольшими подгруппами и
индивидуально.
Работу мы ведём систематически: не менее 2-3 раз в неделю
беседуем с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о
дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями
погоды и особенностями дороги (гололёд, дождь, рано темнеет и
т.д.).
Мы приучаем ребенка проговаривать свои действия, чтобы они
становились частью его мышечной памяти и внутренней речи.
Объясняем и повторяем детям, как они должны вести себя на улице
и в транспорте столько раз и так часто, чтобы дошкольники не
только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали
в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и
предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка
правильного поведения на улице.
Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку:
«Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой.
Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного
перехода, то такой маршрут для него станет привычным.
Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести
ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при
проведении занятий по правилам дорожного движения, имея
минимум дорожных символов и атрибутов.
Содержание представлений о безопасном поведении на
улице,доступное детям дошкольного возраста.
Общие представления:
1. Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон
1. Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут
возникнуть
на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде
(самокате, роликовых коньках)
Представления об опасных ситуациях на отдельных участках
пешеходной части улицы:
Знать следующие правила дорожного движения:
2. Переходить улицу только на зелёный свет светофора.
3. Не играть на дороге или около проезжей части.
4. Переходить улицу только по пешеходному переходу.
5. При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до
середины –направо.
6. Знать устройство проезжей части.
7. Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и
водителей.Знать правила поведения в транспорте:
1. Нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без
сопровождения взрослых.
2. Не стоять у дверей.
3. Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.
4. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.
5. Уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими
детьми.Знать и соблюдать правила поведения во дворе:
1. Не ходить никуда без разрешения взрослых.
2. Играть только на детской площадке.
3. Не играть близко от проезжей части дороги.
4. Не кататься по проезжей части дороги.
Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему
будут даваться знания. Поэтому мы, понимая всю важность данной
проблемы, включаем занятия по ПДД во все виды деятельности в
ДОУ.