Автор: Каёхтин Алексей Александрович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ "Средняя школа № 9 г.о. Мариуполь"
Населённый пункт: Мариуполь, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотизм современных детей"
Раздел: среднее образование
ПАТРИОТИЗМ
СОВРЕМЕННЫХ
ДЕТЕЙ
Автор:
Учитель истории и обществознания
ГБОУ «Средняя школа № 9 г.о. Мариуполь»
Каёхтин А.А.
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
Жуковский
Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς –
отечество) – социальное чувство, выражающее высшую,
вплоть до готовности пожертвовать своими витальными и
экзистенциальными потребностями, степень привязанности
(любви) человека к родине.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не
только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших
сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре,
экономике и т.д. Патриотизму всегда отводилась особая
роль в решении проблем личности, социума и государства.
Во все времена, у всех народов патриотизм был одной из
основ, которые способствовали консолидации разных слоев
общества. Так было всегда в России на крутых поворотах
истории, когда возникала потребность в напряжении
духовных сил во имя Родины, своего народа.
Патриотизм —
нравственный принцип, социальное
чувство,
содержанием
которого
является
любовь
к
отечеству и готовность подчинить его интересам свои
частные интересы. Патриотизм предполагает гордость
достижениями
и
культурой
своей
родины,
желание
сохранять
её
характер
и
культурные
особенности
и
идентификация себя с другими членами нации, готовность
подчинить свои интересы интересам страны, стремление
защищать интересы родины и своего народа. Исторический
источник
патриотизма
—
веками
и
тысячелетиями
закреплённое
существование
обособленных
государств,
формировавшие привязанность к родной земле, языку,
традициям. В условиях образования наций и образования
национальных государств патриотизм становится составной
частью
общественного
сознания,
отражающего
общенациональные моменты в его развитии. Проблема
патриотического воспитания подрастающего поколения
сегодня одна из наиболее актуальных. В
современном обществе наблюдается утрата целостности,
гражданственности,
резкое
расслоение
общества,
враждебность, обращенность только на себя, кардинальная
смена ценностей. Поэтому сейчас
отмечается острая необходимость активизации процесса
воспитания патриотизма детей. Актуальность проблемы
формирования патриотических чувств детей состоит в том,
что в последнее время привитие чувства патриотизма
приобретает
всё
большее
общественное
значение
и
становится
задачей
государственной
важности.
Формирование патриотизма и гражданственности является
одной из важнейших задач образовательных организации.
Ведь именно в этот период происходит формирование
духовно-нравственных основ личности ребенка, чувств,
эмоций, мышления; происходит постепенная социальная
адаптация
в
социальном
пространстве,
в
обществе;
начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Патриотическое
воспитание
ребенка
—
сложный
педагогический процесс. В основе его лежит развитие
нравственных чувств. Предпосылками формирования основ
патриотических чувств выступают особенности развития
личности ребенка. Чувство патриотизма многогранно по
содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за
свой
народ,
и
ощущение
своей
неразрывности
с
окружающим миром, и желание сохранять и приумножить
богатство своей страны. Особое внимание формированию
патриотизма у подрастающего поколения уделяется на
начальном уровне образования. Это обусловлено тем, что
процесс патриотического воспитания необходимо начинать
именно в младшем школьном возрасте. Именно в этот
период
закладываются
основы
культурно-ценностных,
нравственных ориентаций личности ребенка, развитие его
чувств,
механизмов
мышления,
способов
социальной
адаптации в обществе. С 1 сентября 2022 года в российских
школах в рамках патриотического воспитания реализуются
такие
новые
формы,
как
проведение
торжественных
церемоний поднятия флага и исполнения государственного
гимна, организация уроков по изучению государственных
символов страны. В рамках внеурочной деятельности
введены еженедельные уроки «Разговоры о важном»,
методические материалы и сценарии для проведения
которых разработаны с учетом возрастных особенностей
младших школьников, и призваны рассказывать учащимся
об основных текущих событиях в нашей стране. Во многих
школах создаются детские патриотические объединения,
знаменные отряды, клубы юных историков.
Семья играет
важную роль в формировании патриотических чувств у
детей. Родители могут стать примером патриотизма и
научить детей любить и уважать свою страну. Они могут
рассказывать о значимых событиях в истории своей страны,
героях, которые служили своей Родине, и объяснять, почему
важно быть патриотом. Родители могут также участвовать в
общественных мероприятиях, посещать музеи и памятники
истории, что поможет детям понять связь с их предками и
обликами страны.
Патриотизм нужно воспитывать не как
искусственно
навязанное
чувство,
а
как
понимание
ребенком своей роли в своей стране и ее значимости в мире.
Важно помочь ребенку увидеть причины гордиться своей
страной и понять, что именно ему нужно делать, чтобы
делать свой вклад в общее благо. Современные школы и
детские организации используют разнообразные методы,
чтобы помочь детям понять и полюбить свою страну,
развить чувство принадлежности и готовности действовать
во благо своей Родины. Это формирование и развитие
патриотических ценностей является важной составляющей
образования
детей
и
создает
основу
для
развития
гражданского
общества.
Формирование
патриотизма
и
социальной ответственности у детей является важным
вкладом в развитие гражданского общества. Чем больше
детей
осознают
свою
роль
в
обществе
и
свою
ответственность
перед
ним,
тем
сильнее
становится
гражданское общество в целом.
В современном мире патриотизм остается актуальной и
сложной
темой.
В
условиях
глобализации,
быстрых
технологических изменений и разнообразия культурных
влияний, патриотизм требует переосмысления и адаптации
к новым реалиям. Одним из основных вызовов, с которыми
приходится сталкиваться патриотизм в современном мире,
является
необходимость
балансирования
между
глобальными и национальными интересами. Все больше
людей ощущают связь и ответственность не только перед
своей
страной,
но
и
перед
мировым
сообществом.
Патриотизм должен находить способы совмещать эти два
аспекта
и
стремиться
к
созданию
гармоничного
и
взаимодействующего
мира.
Другим
вызовом
является
осознание необходимости инклюзивности и толерантности в
патриотических
устремлениях.
Современный
мир
характеризуется
многообразием
культур,
верований
и
ценностей.
Патриотизм,
чтобы
быть
эффективным
и
справедливым,
должен
учитывать
и
уважать
эту
разнообразию. Открытость для диалога и взаимопонимания
становится
ключевым
фактором
в
формировании
патриотического мышления. Современные вызовы, такие
как
изменение
климата,
борьба
с
терроризмом
и
технологический
прогресс,
также
создают
новые
перспективы
для
развития
патриотизма.
Глобальные
проблемы
требуют
глобальных
ответов,
и
здесь
патриотическое
чувство
может
быть
основой
для
сотрудничества различных стран и наций. В то же время,
традиционные
патриотические
ценности,
такие
как
гордость за свою страну и уважение к историческому
наследию, останутся важными в будущем. Патриотизм в
будущем может стать не только национальным понятием, но
и глобальным. Развитие международных организаций и
преодоление границ внесут свой вклад в формирование
глобальной
патриотической
идентичности.
Однако,
несмотря
на
все
вызовы
и
перспективы,
основой
патриотизма всегда будут являться ценности, заложенные в
нашей истории, и ответственность перед своей страной и
миром, которые передадим будущим поколениям.