Автор: Бокучава Манана Велодиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Удельнинская гимназия
Населённый пункт: п.Удельная .Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Тьюторство- педагогическая технология поддержки
Раздел: среднее образование
Тьюторство- педагогическая технология поддержки
При встрече личности учителя и личности ученика происходят в педагогике
великие достижения. Отношение» учитель – ученик» можно рассматривать как
человеческое общение, путешествие по «океану знаний» в поисках выхода,
«погружение» в проблемы и творчество другого человека. Но главное-это построение
взаимодействия учителя и ученика, совместной деятельности по созданию и
реализации программы образования школьника. Это и составляет основу всех
современных воспитательных технологий.
Напомню их :
Современные воспитательные технологии
·
технология проектного обучения;
·
личностно-ориентированная технология;
·
технология здоровьесберегающая;
·
технология учебной деловой игры;
·
технология развития критического мышления;
·
технология КТД И. П. Иванова;
·
технология проведения учебных дискуссий;
·
Тьюторство – технология педагогической поддержки;
·
технология создания ситуации успеха;
·
шоу-технологии;
·
ситуативные технологии.
Одна из проблем, которая стоит перед педагогами - это низкий уровень
заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед
нами стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых
знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни, так как у значительной части
выпускников не сформированы компетенции, востребованные на рынке труда. Также
можно отметить низкий престиж образования. Основными характеристиками новой
социокультурной реальности является множественность линий
развития, «изменчивость и неустойчивость картин мира», как следствие, -
неопределенность.
Для достижения цели пробудить в детях личную заинтересованность в
приобретении знаний необходимо развитие познавательной активности,
самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных
интересов. Разные педагогические технологии позволяют не только выявить
познавательные интересы, но сопровождать их развитие, использовать их в процессе
обучения.
Сегодня мне хочется познакомить вас с технологией тьюторства, как одной из
современных технологий.«Тьюторское сопровождение» - термин, несмотря на частое
употребление, относительно новый: в отечественной педагогической науке еще только
формируется его четкое и однозначное понимание. Тьютор - ”tutor” в переводе с
английского - педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor - заботиться,
оберегать) связана с понятиями -«защитник», «покровитель», «страж.
1
Корни тьюторства уходят в доисторические времена спартанской школы, затем та
же система отношений культивировалась в средневековой Англии и сохраняется
сегодня в привилегированных учебных заведениях.
В России специфика внедрения тьюторства появилась позднее.
Тьюторство в разных классах
Деятельность тьютора можно характеризовать со следующих позиций:
позиция воспитателя -«Мастер», «Помощник»;
позиция воспитанника- «Ученик мастера», «Соавтор».
Стиль руководства - поддержка.
Мотив воспитателя - открытость, сотрудничество, поддержка личной инициативы
ребенка.
Мотив воспитанника - созидание личного опыта, познание, сотрудничество.
Характер организации деятельности - творческие и продуктивные задания.
Формы учебных взаимодействий - воспитанник активен, сам ставит цели.
Контроль и оценка - сравнение с предыдущим результатом, личные достижения,
самооценка, рейтинг.
Говоря о классном руководителе нельзя сказать, что мы
являемся тьюторами
в полном смысле этого слова, но зато смело можно утверждать, что мы активно
используем технологию тьюторства. Поскольку мы являемся и организаторами, и
консультантами, и наставниками; проводим процесс индивидуальной самоподготовки
с учащимися , организуем различные мероприятия по выявлению, формированию и
развитию их познавательных интересов; организуем их персональное сопровождение
в образовательном пространстве; сопровождаем процесс формирования их личности
(помогаем им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к
процессу обучения, выстроить цели на будущее
ЧТО НОВОГО
Классное руководство превращается в деятельность, ориентированную на личностное,
индивидуальное развитие детей и подростков в процессе обучения. Задачи
формулируются через описание тех изменений, которые мы хотим произвести в
нашем воспитаннике. Классному руководителю следует уделять большое внимание и
в ходе уроков и в воспитании - формированию и развитию надпредметных
компетенций .
Тьютор помогает ученику использовать результаты обучения, преобразовать его
учебную программу, учебную деятельность в процесс своего собственного
индивидуального развития.
Педагог-тьютор способствует: Определению старшеклассником индивидуальных
образовательных целей .
Овладению самостоятельной образовательной деятельностью.
Современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от
детей прошлого века. Физиологически и психологически они не похожи на своих
родителей, что вызывает трудности в их воспитании.
2
Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым
типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерными
для детей 20 века.
Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей
действительности как смысловой реальности. Вопрос «Зачем?»( клонится к их
равнодушию!!) пришел на смену вопросу «Почему?»(любознательность!!). Не
причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного
школьника, а смысл поступков и действий.
Из собственной практики
На уроках и во внеурочной деятельности с учащимися стараюсь развивать у учащихся:
аргументировать свою позицию, точку зрения, мнение , выделять главное, делать
выводы,синтезировать Ценностно-смысловые компетенции и ставить цели, отвечать за
свои решения и поступки, слушать и слышать, проявлять толерантность, познавать
себя и других.
В процессе осмысления этого опыта появятся результат.
(Янин Женя- полная апатия, нежелание ничего делать , Науменко Дима -очень
сложный характер ,Крылова Валерия- страх -новая школа, новые одноклассники).
!!!!Задача моя ,как классного руководителя -тьютора состоит в оказании помощи
девятиклассникам в принятии решения о выборе направления и профессионального
самоопределения последующего обучения, выявление и формирование запроса
девятиклассника.
Выявление индивидуальных проблем.
Обучение способам принятия решений,
Анализ возможных ограничителей выбора профиля.
Содействие в определении необходимых «проб выбора»Оценка готовности к
принятию решения.
Воспитание детей в школе должно быть построено так, чтобы выпускники могли
самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на различные
жизненные ситуации.
Тьюторская деятельность является сложной и интегрированной. Она строится по
принципу взаимодополняемости психологической, педагогической, информационной
и тьюторской составляющих.
Интересный факт
Тьюторская педагогика в мире одна из самых дорогих, потому что тьютору оплата
начисляется не за класс и не за урок, а за каждого ребенка, с которым он работает.
Тьютор – это высокооплачиваемая должность. Вряд ли это возможно в России в
государственных или муниципальных школах, вся надежда на частные школы, на
поддержку родителей, готовых платить за тьюторство, как за дополнительную услугу
или учителей-энтузиастов, работающих бесплатно. Например, обучение в Кембридже
с тьютором обходится учащимся в 60 000 долларов в год.
Вывод:
Школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация.
Школа - это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих -
ребенка, учителя, родителя - и тут же реализуются.
3
Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по
звонку, зарабатывают - кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты
до очередного звонка…
Учитель призван реализовывать мечты детей и к этому мы должны приложить
максимум усилий.
И ещё об одной истине:
«Боги и дети живут там, где их хвалят»-сказал много веков назад великий Гомер.
Так давайте сделаем всё, чтобы чаще хвалить наших учеников - наших детей.
4