Напоминание

Тьюторство- педагогическая технология поддержки


Автор: Бокучава Манана Велодиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Удельнинская гимназия
Населённый пункт: п.Удельная .Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Тьюторство- педагогическая технология поддержки
Раздел: среднее образование





Назад




Тьюторство- педагогическая технология поддержки

При встрече личности учителя и личности ученика происходят в педагогике

великие достижения. Отношение» учитель – ученик» можно рассматривать как

человеческое общение, путешествие по «океану знаний» в поисках выхода,

«погружение» в проблемы и творчество другого человека. Но главное-это построение

взаимодействия учителя и ученика, совместной деятельности по созданию и

реализации программы образования школьника. Это и составляет основу всех

современных воспитательных технологий.

Напомню их :

Современные воспитательные технологии

·

технология проектного обучения;

·

личностно-ориентированная технология;

·

технология здоровьесберегающая;

·

технология учебной деловой игры;

·

технология развития критического мышления;

·

технология КТД И. П. Иванова;

·

технология проведения учебных дискуссий;

·

Тьюторство – технология педагогической поддержки;

·

технология создания ситуации успеха;

·

шоу-технологии;

·

ситуативные технологии.

Одна из проблем, которая стоит перед педагогами - это низкий уровень

заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед

нами стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых

знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни, так как у значительной части

выпускников не сформированы компетенции, востребованные на рынке труда. Также

можно отметить низкий престиж образования. Основными характеристиками новой

социокультурной реальности является множественность линий

развития, «изменчивость и неустойчивость картин мира», как следствие, -

неопределенность.

Для достижения цели пробудить в детях личную заинтересованность в

приобретении знаний необходимо развитие познавательной активности,

самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных

интересов. Разные педагогические технологии позволяют не только выявить

познавательные интересы, но сопровождать их развитие, использовать их в процессе

обучения.

Сегодня мне хочется познакомить вас с технологией тьюторства, как одной из

современных технологий.«Тьюторское сопровождение» - термин, несмотря на частое

употребление, относительно новый: в отечественной педагогической науке еще только

формируется его четкое и однозначное понимание. Тьютор - ”tutor” в переводе с

английского - педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor - заботиться,

оберегать) связана с понятиями -«защитник», «покровитель», «страж.

1

Корни тьюторства уходят в доисторические времена спартанской школы, затем та

же система отношений культивировалась в средневековой Англии и сохраняется

сегодня в привилегированных учебных заведениях.

В России специфика внедрения тьюторства появилась позднее.

Тьюторство в разных классах

Деятельность тьютора можно характеризовать со следующих позиций:

позиция воспитателя -«Мастер», «Помощник»;

позиция воспитанника- «Ученик мастера», «Соавтор».

Стиль руководства - поддержка.

Мотив воспитателя - открытость, сотрудничество, поддержка личной инициативы

ребенка.

Мотив воспитанника - созидание личного опыта, познание, сотрудничество.

Характер организации деятельности - творческие и продуктивные задания.

Формы учебных взаимодействий - воспитанник активен, сам ставит цели.

Контроль и оценка - сравнение с предыдущим результатом, личные достижения,

самооценка, рейтинг.

Говоря о классном руководителе нельзя сказать, что мы

являемся тьюторами

в полном смысле этого слова, но зато смело можно утверждать, что мы активно

используем технологию тьюторства. Поскольку мы являемся и организаторами, и

консультантами, и наставниками; проводим процесс индивидуальной самоподготовки

с учащимися , организуем различные мероприятия по выявлению, формированию и

развитию их познавательных интересов; организуем их персональное сопровождение

в образовательном пространстве; сопровождаем процесс формирования их личности

(помогаем им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к

процессу обучения, выстроить цели на будущее

ЧТО НОВОГО

Классное руководство превращается в деятельность, ориентированную на личностное,

индивидуальное развитие детей и подростков в процессе обучения. Задачи

формулируются через описание тех изменений, которые мы хотим произвести в

нашем воспитаннике. Классному руководителю следует уделять большое внимание и

в ходе уроков и в воспитании - формированию и развитию надпредметных

компетенций .

Тьютор помогает ученику использовать результаты обучения, преобразовать его

учебную программу, учебную деятельность в процесс своего собственного

индивидуального развития.

Педагог-тьютор способствует: Определению старшеклассником индивидуальных

образовательных целей .

Овладению самостоятельной образовательной деятельностью.

Современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от

детей прошлого века. Физиологически и психологически они не похожи на своих

родителей, что вызывает трудности в их воспитании.

2

Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым

типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерными

для детей 20 века.

Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей

действительности как смысловой реальности. Вопрос «Зачем?»( клонится к их

равнодушию!!) пришел на смену вопросу «Почему?»(любознательность!!). Не

причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного

школьника, а смысл поступков и действий.

Из собственной практики

На уроках и во внеурочной деятельности с учащимися стараюсь развивать у учащихся:

аргументировать свою позицию, точку зрения, мнение , выделять главное, делать

выводы,синтезировать Ценностно-смысловые компетенции и ставить цели, отвечать за

свои решения и поступки, слушать и слышать, проявлять толерантность, познавать

себя и других.

В процессе осмысления этого опыта появятся результат.

(Янин Женя- полная апатия, нежелание ничего делать , Науменко Дима -очень

сложный характер ,Крылова Валерия- страх -новая школа, новые одноклассники).

!!!!Задача моя ,как классного руководителя -тьютора состоит в оказании помощи

девятиклассникам в принятии решения о выборе направления и профессионального

самоопределения последующего обучения, выявление и формирование запроса

девятиклассника.

Выявление индивидуальных проблем.

Обучение способам принятия решений,

Анализ возможных ограничителей выбора профиля.

Содействие в определении необходимых «проб выбора»Оценка готовности к

принятию решения.

Воспитание детей в школе должно быть построено так, чтобы выпускники могли

самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на различные

жизненные ситуации.

Тьюторская деятельность является сложной и интегрированной. Она строится по

принципу взаимодополняемости психологической, педагогической, информационной

и тьюторской составляющих.

Интересный факт

Тьюторская педагогика в мире одна из самых дорогих, потому что тьютору оплата

начисляется не за класс и не за урок, а за каждого ребенка, с которым он работает.

Тьютор – это высокооплачиваемая должность. Вряд ли это возможно в России в

государственных или муниципальных школах, вся надежда на частные школы, на

поддержку родителей, готовых платить за тьюторство, как за дополнительную услугу

или учителей-энтузиастов, работающих бесплатно. Например, обучение в Кембридже

с тьютором обходится учащимся в 60 000 долларов в год.

Вывод:

Школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация.

Школа - это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих -

ребенка, учителя, родителя - и тут же реализуются.

3

Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по

звонку, зарабатывают - кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты

до очередного звонка…

Учитель призван реализовывать мечты детей и к этому мы должны приложить

максимум усилий.

И ещё об одной истине:

«Боги и дети живут там, где их хвалят»-сказал много веков назад великий Гомер.

Так давайте сделаем всё, чтобы чаще хвалить наших учеников - наших детей.

4



В раздел образования