Автор: Бокучава Манана Велодиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Удельнинская гимназия
Населённый пункт: п.Удельная .Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы преемственности в преподавании русского языка между начальной школой и 5 классом.
Раздел: среднее образование
Проблемы преемственности в преподавании русского языка между начальной школой
и 5 классом.
Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная
и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового
уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на
всю дальнейшую школьную жизнь.
Перевод из младшей школы в среднюю школу – переломный момент в жизни
ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям
деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям с взрослыми, со
сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие
эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей
средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя. Поэтому необходимость
психолого-педагогического сопровождения пятиклассников очевидна.
Ситуацию адаптации усугубляют следующие затруднения, с которыми сталкиваются
учителя – предметники, работающие в 5 – х классах:
1. Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и
реальных учебных результатах;
2. Несогласованные требования учителей (в содержании учебных курсов, в нормах
выставления оценок; ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу,
особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя);
3. Несоответствие оценок и знаний учеников в начальной школе- с этим возникают
трудности в 5 классе.
4. Проблемы с темпом работы, объемом работы: возникает потребность самостоятельно
работать с дополнительной литературой, с чем справляются немногие в 5 классе.
5. Проблемы, связанные с поведением.
6. Трудности, возникающие при общении учителей – предметников (классных руководителей)
с родителями пятиклассников. В связи, с чем возникает необходимость четкого планирования
работы по преемственности.
Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на
начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации.
Решая проблему преемственности, работа может проходить по таким направлениям:
1.Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в
среднем звене;
2. Взаимопосещение уроков; (обязательно !! Взаимосещение уроков );
3. Работа с учащимися;
4. Работа с родителями;
5.Работа психолога с пятиклассниками и их родителями
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие
направления:
1Ообразовательные программы; (предпочтение работать по учебнику Ладыженской – русский
язык, Меркин - литература.)
2.Организация учебного процесса; (столкнулись с проблемой несоответствия оценок и знаний
учеников начальной школы, в связи с этим возникают проблемы в пятом классе.)
единые требования к учащимся;
3.Структура уроков.
Начальная школа - 5 класс
Изучение простого предложения, Разбор простого предложения производится без
названия видов обстоятельств Учителям нужно иметь в виду, что: 1) разбор простого
предложения производится без названия видов обстоятельств; 2) расстановка знаков
препинания при обращениях и прямой речи проводится на уровне ознакомления
Изучение сложного предложения. Рекомендуется работать с однородными членами
предложения, используя терминологию 3) изучение ССП и СПП проводится в начальной
школе на уровне ознакомления (см. программу)
Уделять больше времени теме «Правописание безударной гласной в корне слова».
Пополнять словарный запас учащихся, для того, чтоб они без проблем могли правильно
подобрать проверочное слово и не допустить ошибки при написании проверяемого слова.
Словарные диктанты и орфографические диктанты проводить каждый день в начальной и
средней школе
Фонетика. К концу преподавания в начальной школе давать единую со средней школой
запись звуко - буквенного анализа слов (сонорные согласные, йотированные гласные) 4)
запись звуко - буквенного анализа слов: Коньки, конь - ки – 2 слогак - [к] – согласный, глухой
парный, твёрдый парный о - [а]- гласный, безударный н - [н , ] – согласный, звонкий,
непарный, мягкий парный и т.д. 6 букв, 5 звуков
Морфемный разбор. При проверке творческих работ учащихся 2-4 классов нужно
использовать единую классификацию речевых и содержательных ошибок Развитие речи.
Уделить особое внимание подробному изложению (пересказу)
Морфологический разбор имени существительного. К концу преподавания в 4-м классе
научить учащихся единому со средней морфологическому разбору частей речи.
1.Часть речи - значение, вопросы. 2.Морфологические признаки: -начальная форма; -
постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное,
род, склонение; -непостоянные признаки: падеж, число 3.Синтаксическая роль
Морфологический разбор имени прилагательного.
1.Часть речи - значение, вопросы 2.Морфологические признаки: -начальная форма; -
непостоянные признаки: падеж, число, род (в ед.числе).
3.Синтаксическая роль
Морфологический разбор глагола.
1.Часть речи - значение, вопросы. 2.Морфологические признаки: -неопределенная форма; -
постоянные признаки: спряжение; -непостоянные признаки: число, время, лицо, в прошедшем
времени- род. 3.Синтаксическая роль
Общие рекомендации учителям начальных классов:
1. Приучать школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро включаться в
выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного времени на
выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок со звонком.
2. Использовать формы и методы организации занятий, требующие от каждого ученика
активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы.
3.Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, приучать готовить
сообщения, рассказы по дополнительным материалам.
4. Совершенствовать работу по формированию у учащихся навыков самооценки и
взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля.
5. Задавать ребёнку вопрос по теме и учить детей давать полный, развернутый ответ.
6. Показывать пример чтения наизусть учащимся.
7. Работать над комплексным анализом текста (выявлять тему произведения, главных и
второстепенных героев, средства выразительности речи: эпитеты, метафоры, олицетворения).
Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже
с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том
случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа в самом тесном
сотрудничестве.