Автор: Петрова Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №12 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: д. Григорово Новгородского района
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие игровой деятельности детей раннего возраста."
Раздел: дошкольное образование
«Развитие игровой деятельности детей раннего возраста.»
Петрова Оксана Александровна, воспитатель
МАДОУ №12 «Детский сад комбинированного вида»
д. Григорово Новгородского района
После первого года жизни малыш начинает активно открывать для себя
окружающий мир, он стремительно развивается каждый день, поражая
взрослых новыми открытиями. Ребенок исследует предметы, рассматривает
картинки в книжках, с интересом берет в руки карандаши и краски и водит
каракули.
В раннем возрасте ребенок овладевает элементарными игровыми
действиями, которые в большей степени способствуют его психическому
развитию. Порой кажется, что детская игра развивается сама собой. Однако
это далеко не так. Игра – это сложный вид деятельности, и, как и любой
другой деятельности, игре тоже надо учиться. Часто родители, а иногда даже
и некоторые педагоги относятся к игре детей как к чему-то само собой
разумеющемуся и воспринимают ребенка как объект ухода: накормить,
напоить, одеть, умыть. Однако исследования в области развития ребенка
раннего возраста свидетельствуют о том, что недостаточное предметно-
действенное общение ребенка со взрослыми, в процессе которого взрослый
передает общественный опыт, накопленный человечеством, не позволяет
малышу накопить необходимый запас знаний и представлений об
окружающем мире, приобрести опыт социального поведения.
Все дети разные, и все же самые первые, простые, действия, которые
она совершают, очень похожи. Пожалуй, все малыши когда-нибудь начинают
интересоваться падающими вниз вещами или вращающимися колесами. Все
когда-нибудь начинают восторженно перемещать вещи по комнате или
прятаться, чтобы снова появиться после произнесенного «ку-ку». Если
ребенок сконцентрирован и полон радости во время какого-либо занятия,
значит, это занятие имеет смысл. Активность ума доказывает: ребенок учится
и открывает новые горизонты. Внимательность, с которой ребенок исследует
то, как соломинка проходит через кухонное сито, красноречивее любых слов
демонстрирует, что он выполняет увлекательное задание и при этом
расширяет свои знания о мире. В самом деле, нет никаких оснований
ограничивать такую деятельность и осыпать ребенка предложениями
заняться чем-нибудь, выдуманным вами.
Маленькие дети обучаются сами по себе с помощью самостоятельно
выбранных действий намного лучше, чем с помощью тщательно
подготовленных предлагаемых занятий. Должны ли в таком случае
воспитатели вообще что-то делать? Конечно, да, и очень многое. То,
насколько интенсивными и разнообразными могут быть игровые действия
детей, в конечном итоге во многом зависит от обстановки, в которой они
находятся. Как ни странно, самым ярким примером отрицательного влияния
иногда является домашняя обстановка: многие родители, когда их дети
достигают «ползункового» возраста (4-6 месяцев), начинают лихорадочно
вынимать все с нижних полок за пределами игровой комнаты или запирать
все дверцы шкафов. Это хорошо для сохранности лежащих там вещей, но
плохо для ребенка: его потребности порыться на полках или в шкафах в этом
случае вряд ли могут быть удовлетворены. Воспитатели, которые знают о
значении элементарных игровых действий, идут по другому пути. На той
высоте, до которой достают дети, располагаются как раз те вещи, которые
соответствуют теме, интересующей малышей в данный момент. Если
мышление детей сейчас занято темой «Транспорт» значит, наготове должно
лежать много автомобилей, сумок и ящиков. Маленькие мероприятия, игры и
книги для чтения вслух в это время тоже должны соответствовать тоже теме
«Транспорт». Можно осмотреть мусоровоз, поиграть в паровозик, прочитать
вслух историю о железной дороге.
Чтобы поддержать интерес детей к различным темам, необходимо
хорошо разбираться в них. Здесь очень важно уметь вести наблюдение, и не
только для того, чтобы знать, во что на данный момент особенно охотно
играют дети, но также чтобы поддержать тех малышей, которые
интересуются чем-то другим.
Такой педагогический подход, разумеется, не каждому сразу
понравится. Для некоторых воспитателей самыми прекрасными моментами
являются те, когда дети восхищенно реагируют на хорошо подготовленные
занятия. Для них метод элементарных игровых действий означает прощание
с активной ролью обучающего. Но не менее важна задача сопровождающего
ребенка взрослого – делать возможным осуществление детских идей,
предоставляя им материал, изменяя пространство, предлагая игровые идеи.
Или роль опытного участника игр, который уже давно нашел ответы на все
вопросы, лежащие в основе элементарных игровых действий, но, тем не
менее, с радостью принимает участие вместе с детьми в этих разносторонних
играх с миром. Потому что если мы хотим ярче раскрыть увлекательный мир
малышей, то вряд ли найдутся моменты лучше, чем в совместной игре.