Автор: Гаврилова Елена Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ №12 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: д. Григорово Новгородского района
Наименование материала: Статья
Тема: "Поддержка детской инициативы в музыкальной деятельности в условиях вариативного дошкольного образования."
Раздел: дошкольное образование
«Поддержка детской инициативы в музыкальной деятельности в условиях
вариативного дошкольного образования.»
Гаврилова Елена Николаевна, музыкальный руководитель
МАДОУ №12 «Детский сад комбинированного вида»
д. Григорово Новгородского района
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены
основные линии личностного развития ребёнка дошкольного возраста:
самостоятельность, инициативность, творчество.
Ребёнок не может рассматриваться нами как некоторый объект,
подвергающийся нашему воздействию внушений и обучению ради достижения
поставленных нами целей и планов. Установка на активность ребёнка и
способность к самообучению (чему он научился сам, научился у нас и вместе с
нами) сделали важными положения образовательного стандарта о поддержке
детской инициативы, в том числе и как нового способа планирования от детей или
следуя за детьми.
Проявление активности ребёнка, детская инициатива – свидетельство того,
что у ребёнка есть собственный внутренний план действий. Это один из
важнейших целевых ориентиров в развитии дошкольников.
Детскую
инициативу
в
самостоятельной
деятельности
необходимо
развивать, поддерживать, создавать дополнительно проблемно-игровые или
практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся
опыт
музыкальной
деятельности,
проявить
инициативу,
активность
для
самостоятельного решения возникшей задачи.
Очень
важно
для
поддержки
детской
инициативы
в
музыкальной
деятельности, чтобы у ребёнка была возможность выбора музыкальной игры, а
для этого набор игр, пособий, детских музыкальных инструментов, должен быть
достаточно разнообразным и постоянно меняющимся (смена части игр примерно
1 раз в 2 месяца). Около 15 % музыкальных игр должны быть предназначены для
детей следующей возрастной группы, чтобы обеспечить зону ближайшего
развития.
Для того, чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной музыкальной
деятельности, педагогу бывает необходимо ставить проблему (нам поручили
приготовить концерт для малышей, какие номера можем показать?), а порой
достаточно включить музыку и приготовить атрибуты для движений – ленточки,
флажки, султанчики, платочки и др. Детский микрофон и элементы костюмов
также инициируют возникновение игры в «Концерт» и использование своего
музыкального опыта для танцевальных и певческих импровизаций.
Таким
образом,
при
планировании
раздела
«Поддержка
детской
инициативы» я стараюсь продумать не только пособия, игры и другой
музыкальный материал, но и игровые, проблемные или практические ситуации,
условия, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов
деятельности в личном музыкальном опыте, поощряющие детскую инициативу.
Детское музицирование обогащает ребенка впечатлениями, оказывает
воздействие
на
развитие
его
творческих
способностей.
Оборудование
музыкальных зон — одно из необходимых условий. К этому вопросу надо
подходить очень серьезно. В детском саду в каждой группе должны быть
музыкальные уголки, где дети могут послушать любимые произведения в
грамзаписи, спеть понравившиеся песни, подобрать мелодию на металлофоне,
поиграть в музыкально-дидактические игры. Надо стараться, чтобы музыкальный
уголок стимулировал самостоятельную деятельность детей, был помощником в их
творчестве. В самостоятельную деятельность вносятся различные атрибуты
(ленточки, платочки, султанчики), игрушки (би-ба-бо, мягкие игрушки), костюмы
(русский сарафан, платочки, юбки), которые использовались на праздниках,
развлечениях. Дети вновь обыгрывают их, видоизменяя способы и условия их
применения, комбинируют в новых сочетаниях.
Дети учатся применять полученные знания, навыки в повседневной жизни,
развиваются творческие способности.
Я совместно с воспитателем продумываю планирование работы, оформляю
музыкальные уголки в группах, где детям можно будет музицировать. Наблюдая
за детьми, я могу лучше оценить творческие способности и наклонности детей, их
приоритеты, желание музицировать самостоятельно и вовлекать других детей в
музыкальные игры.
Ежедневная работа с каждым ребенком, знание его интересов, способностей
дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем
осуществлять самостоятельную музыкальную деятельность детей.
Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит
инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте,
отличается многообразием форм и является начальным проявлением
самообучения.
Таким образом, моя роль заключается в развитии инициативы и
самостоятельной музыкальной деятельности. Создавая благоприятные
педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка,
развертывание деятельности детей по их инициативе.