Напоминание

"Поддержка детской инициативы в музыкальной деятельности в условиях вариативного дошкольного образования."


Автор: Гаврилова Елена Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ №12 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: д. Григорово Новгородского района
Наименование материала: Статья
Тема: "Поддержка детской инициативы в музыкальной деятельности в условиях вариативного дошкольного образования."
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Поддержка детской инициативы в музыкальной деятельности в условиях

вариативного дошкольного образования.»

Гаврилова Елена Николаевна, музыкальный руководитель

МАДОУ №12 «Детский сад комбинированного вида»

д. Григорово Новгородского района

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены

основные линии личностного развития ребёнка дошкольного возраста:

самостоятельность, инициативность, творчество.

Ребёнок не может рассматриваться нами как некоторый объект,

подвергающийся нашему воздействию внушений и обучению ради достижения

поставленных нами целей и планов. Установка на активность ребёнка и

способность к самообучению (чему он научился сам, научился у нас и вместе с

нами) сделали важными положения образовательного стандарта о поддержке

детской инициативы, в том числе и как нового способа планирования от детей или

следуя за детьми.

Проявление активности ребёнка, детская инициатива – свидетельство того,

что у ребёнка есть собственный внутренний план действий. Это один из

важнейших целевых ориентиров в развитии дошкольников.

Детскую

инициативу

в

самостоятельной

деятельности

необходимо

развивать, поддерживать, создавать дополнительно проблемно-игровые или

практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся

опыт

музыкальной

деятельности,

проявить

инициативу,

активность

для

самостоятельного решения возникшей задачи.

Очень

важно

для

поддержки

детской

инициативы

в

музыкальной

деятельности, чтобы у ребёнка была возможность выбора музыкальной игры, а

для этого набор игр, пособий, детских музыкальных инструментов, должен быть

достаточно разнообразным и постоянно меняющимся (смена части игр примерно

1 раз в 2 месяца). Около 15 % музыкальных игр должны быть предназначены для

детей следующей возрастной группы, чтобы обеспечить зону ближайшего

развития.

Для того, чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной музыкальной

деятельности, педагогу бывает необходимо ставить проблему (нам поручили

приготовить концерт для малышей, какие номера можем показать?), а порой

достаточно включить музыку и приготовить атрибуты для движений – ленточки,

флажки, султанчики, платочки и др. Детский микрофон и элементы костюмов

также инициируют возникновение игры в «Концерт» и использование своего

музыкального опыта для танцевальных и певческих импровизаций.

Таким

образом,

при

планировании

раздела

«Поддержка

детской

инициативы» я стараюсь продумать не только пособия, игры и другой

музыкальный материал, но и игровые, проблемные или практические ситуации,

условия, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов

деятельности в личном музыкальном опыте, поощряющие детскую инициативу.

Детское музицирование обогащает ребенка впечатлениями, оказывает

воздействие

на

развитие

его

творческих

способностей.

Оборудование

музыкальных зон — одно из необходимых условий. К этому вопросу надо

подходить очень серьезно. В детском саду в каждой группе должны быть

музыкальные уголки, где дети могут послушать любимые произведения в

грамзаписи, спеть понравившиеся песни, подобрать мелодию на металлофоне,

поиграть в музыкально-дидактические игры. Надо стараться, чтобы музыкальный

уголок стимулировал самостоятельную деятельность детей, был помощником в их

творчестве. В самостоятельную деятельность вносятся различные атрибуты

(ленточки, платочки, султанчики), игрушки (би-ба-бо, мягкие игрушки), костюмы

(русский сарафан, платочки, юбки), которые использовались на праздниках,

развлечениях. Дети вновь обыгрывают их, видоизменяя способы и условия их

применения, комбинируют в новых сочетаниях.

Дети учатся применять полученные знания, навыки в повседневной жизни,

развиваются творческие способности.

Я совместно с воспитателем продумываю планирование работы, оформляю

музыкальные уголки в группах, где детям можно будет музицировать. Наблюдая

за детьми, я могу лучше оценить творческие способности и наклонности детей, их

приоритеты, желание музицировать самостоятельно и вовлекать других детей в

музыкальные игры.

Ежедневная работа с каждым ребенком, знание его интересов, способностей

дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем

осуществлять самостоятельную музыкальную деятельность детей.

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит

инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте,

отличается многообразием форм и является начальным проявлением

самообучения.

Таким образом, моя роль заключается в развитии инициативы и

самостоятельной музыкальной деятельности. Создавая благоприятные

педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка,

развертывание деятельности детей по их инициативе.



В раздел образования