Автор: Ахмедова Елена Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ СО КРЦ "Орлёнок"
Населённый пункт: Ставропольский край, пос.Подкумок, ул.Железнодорожная 63
Наименование материала: Статья
Тема: Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей детей с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование
Развивающие игры, как средство формирования познавательных
способностей детей с ОВЗ
Развивающие игры – это один из самых доступных детям видов
деятельности,
в
процессе
которых
происходит
развитие
или
усовершенствование различных навыков. Понятие развивающих игр связано,
в основном, с детским периодом жизни человека. Дети, играющие в
развивающие игры, тренируют собственное мышление, изобретательность,
воображение, креативность.
Игра является самым важным средством, способом воспитания и
обучения детей с ОВЗ.
Каждый вид деятельности (социально-ролевая,
подвижная,
конструктивная,
развивающая,
дидактическая
или
игра-
драматизация)
обладает
определенными
реабилитационными
возможностями.
В процессе занятий в игровой форме, педагоги стационарного
отделения «Мать и дитя» Краевого реабилитационного центра «Орленок»
учитывают не только степень развития ребенка, но и насколько он усидчив, и
в каком он настроении. При этом важно разрешать реабилитанту самому
анализировать и исследовать окружающий его мир, а указания и инструкции
по игре не должны быть сложными и должны состоять из коротких
выражений и правил. Необходимо поддержать интерес ребёнка, сделав так,
чтобы его желание к обучению увеличилось.
В
ходе
обучения
педагоги
используют
разнообразные
виды
дидактического материала. Например, детям с ОВЗ очень полезны игры с
песком и другими природными материалами, так как такие взаимодействия
не только увлекают многих из них, но и развивают осязательные ощущения,
содействуют снятию эмоционального напряжения и хорошо развивают
мелкую моторику пальцев рук. Также можно воспользоваться крышками,
камушками, разнообразными крупами (фасоль, горох, макароны, рис и
гречка), прищепками, пуговицами и др.
В
процессе
конструирования
развивается
логика,
координация
движений,
мышление,
мелкая
моторика,
память,
воображение.
В
конструкторских играх у детей ярко проявляется интерес к свойствам и
видам предмета, а также желанием учиться с ним работать. С помощью
конструктора ребята знакомятся с понятием «больше - меньше», с
геометрическими фигурами, изучают основные цвета, животных, знакомятся
с цифрами и счетом, буквами и т.д., идут от простого к сложному.
Самый распространенный способ игры на память и мышление – это
мозаика. Ключевая идея мозаики, как пособия для формирования ребенка,
заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время
занятия дети бесконечно перебирают детали, множество раз поворачивают и
прикладывают их друг к другу, таким образом, развивается мелкая моторика
рук и память. Чтобы сложить из деталей единое изображение, ребенок с ОВЗ
должен проявить смекалку и наблюдательность, терпение, упорство и
усидчивость.
Сортеры (вкладыши) превосходные помощники по изучению цветовой
палитры, разнообразных фигур, цифр и букв. Объёмные фигуры нужно
вставлять в соответствующие отверстия. Вариантов таких игр можно
придумать множество.
Загадки и ребусы, в которых предстоит отгадывать и расшифровывать
что-либо, очень нравятся и маленьким, и большим детям. Загадки расширяют
кругозор, активизируют
интеллектуальные процессы, учат логически и
интуитивно мыслить. Благодаря загадкам ребенок с ОВЗ больше узнаёт об
окружающем мире. Ребусы и шарады - это своеобразная зарядка для ума.
Благодаря таким заданиям ребёнок расширяет словарный запас, тренируется
самостоятельно мыслить, писать.
В заключение можно сказать, что игра - это жизненно важный и
необходимый
элемент
в
формировании
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья. В игровой форме прививание ребенку знаний
научит его выполнять различные действия, развивать память, мелкую
моторику рук, мышление и творческие способности.
Социальный педагог
Ахмедова Е.Н.
Июль 2024г.