Напоминание

Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей детей с ОВЗ


Автор: Ахмедова Елена Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ СО КРЦ "Орлёнок"
Населённый пункт: Ставропольский край, пос.Подкумок, ул.Железнодорожная 63
Наименование материала: Статья
Тема: Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей детей с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развивающие игры, как средство формирования познавательных

способностей детей с ОВЗ

Развивающие игры – это один из самых доступных детям видов

деятельности,

в

процессе

которых

происходит

развитие

или

усовершенствование различных навыков. Понятие развивающих игр связано,

в основном, с детским периодом жизни человека. Дети, играющие в

развивающие игры, тренируют собственное мышление, изобретательность,

воображение, креативность.

Игра является самым важным средством, способом воспитания и

обучения детей с ОВЗ.

Каждый вид деятельности (социально-ролевая,

подвижная,

конструктивная,

развивающая,

дидактическая

или

игра-

драматизация)

обладает

определенными

реабилитационными

возможностями.

В процессе занятий в игровой форме, педагоги стационарного

отделения «Мать и дитя» Краевого реабилитационного центра «Орленок»

учитывают не только степень развития ребенка, но и насколько он усидчив, и

в каком он настроении. При этом важно разрешать реабилитанту самому

анализировать и исследовать окружающий его мир, а указания и инструкции

по игре не должны быть сложными и должны состоять из коротких

выражений и правил. Необходимо поддержать интерес ребёнка, сделав так,

чтобы его желание к обучению увеличилось.

В

ходе

обучения

педагоги

используют

разнообразные

виды

дидактического материала. Например, детям с ОВЗ очень полезны игры с

песком и другими природными материалами, так как такие взаимодействия

не только увлекают многих из них, но и развивают осязательные ощущения,

содействуют снятию эмоционального напряжения и хорошо развивают

мелкую моторику пальцев рук. Также можно воспользоваться крышками,

камушками, разнообразными крупами (фасоль, горох, макароны, рис и

гречка), прищепками, пуговицами и др.

В

процессе

конструирования

развивается

логика,

координация

движений,

мышление,

мелкая

моторика,

память,

воображение.

В

конструкторских играх у детей ярко проявляется интерес к свойствам и

видам предмета, а также желанием учиться с ним работать. С помощью

конструктора ребята знакомятся с понятием «больше - меньше», с

геометрическими фигурами, изучают основные цвета, животных, знакомятся

с цифрами и счетом, буквами и т.д., идут от простого к сложному.

Самый распространенный способ игры на память и мышление – это

мозаика. Ключевая идея мозаики, как пособия для формирования ребенка,

заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время

занятия дети бесконечно перебирают детали, множество раз поворачивают и

прикладывают их друг к другу, таким образом, развивается мелкая моторика

рук и память. Чтобы сложить из деталей единое изображение, ребенок с ОВЗ

должен проявить смекалку и наблюдательность, терпение, упорство и

усидчивость.

Сортеры (вкладыши) превосходные помощники по изучению цветовой

палитры, разнообразных фигур, цифр и букв. Объёмные фигуры нужно

вставлять в соответствующие отверстия. Вариантов таких игр можно

придумать множество.

Загадки и ребусы, в которых предстоит отгадывать и расшифровывать

что-либо, очень нравятся и маленьким, и большим детям. Загадки расширяют

кругозор, активизируют

интеллектуальные процессы, учат логически и

интуитивно мыслить. Благодаря загадкам ребенок с ОВЗ больше узнаёт об

окружающем мире. Ребусы и шарады - это своеобразная зарядка для ума.

Благодаря таким заданиям ребёнок расширяет словарный запас, тренируется

самостоятельно мыслить, писать.

В заключение можно сказать, что игра - это жизненно важный и

необходимый

элемент

в

формировании

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья. В игровой форме прививание ребенку знаний

научит его выполнять различные действия, развивать память, мелкую

моторику рук, мышление и творческие способности.

Социальный педагог

Ахмедова Е.Н.

Июль 2024г.



В раздел образования