Автор: Тсамелашвили Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУСО КРЦ "Орленок"
Населённый пункт: Предгорный р-он, п. Подкумок, ул. Железнодорожная, д. 63
Наименование материала: статья
Тема: "Досуговый и воспитательный потенциал настольных игр"
Раздел: дополнительное образование
Досуговый и воспитательный потенциал настольных игр
Настольные
игры
были
популярной
формой
развлечений
на
протяжении
веков
и
представляют
собой
сочетание
социального
взаимодействия, стратегии и азарта (досуга). Однако их потенциал выходит
далеко за рамки обычного развлечения, поскольку они также могут служить
ценным инструментом для обучения и личностного развития. Настольные
игры способствуют общению, командной работе, сплочению игроков и
оказывают позитивное влияние на здоровье.
Структура настольной игры основана на взаимосвязи пяти основных
компонентов: постановка дидактической задачи, постановка игровой задачи,
объяснение игровых действий, правил игры,подведение итогов, определение
результативности.
По жанру настольные игры подразделяются на: логические, которые
развивают интеллектуально-мыслительные функции мозга, стратегические,
которые
учат
«искусству
полководца»,
экономические,
несущие
информацию о хозяйственной деятельности человека и о различных
общественных отношениях: обмене и потреблении, о распределении.
Методика проведения настольных игр предполагает введение в игру -
воспитатель представляет игру, объяснив ее цели, обговаривает правила и
продолжительность игрового процесса. В ходе игры поощряется активная
роль участников, даются рекомендации. По завершению подводятся итоги -
происходит подсчет очков, определяется победитель. Детям предлагается
поразмыслить над своим опытом, определив, чему они научились и что бы
они сделали по-другому в следующий раз.
В Краевом реабилитационном центре «Орленок» на базе стационарного
отделения
реабилитации
детей
и
подростков
с
ограниченными
возможностями реализуется программа «Совенок», которая включает в себя
разнообразные
настольные
дидактические
игры,
направленные
на
интеллектуальное
развитие,
повышение
финансовой
грамотности,
ознакомление с окружающим миром.
В
течение
реабилитационного
периода,
используя
методические
комплекты (инструкции к играм, учебные карточки, игровые поля),
воспитатели организовывают настольные игры с детьми:
«Имаджинариум» - в ходе игры ребята демонстрируют ассоциации на
этюд заданной карточки, таким образом, происходит привитие навыков
социального поведения, формирование навыков актёрского мастерства;
«7 футов под килем» - выполняя игровые задания, ребята знакомятся с
государственными
флагами
морских
держав,
расширяют
знания
по
географии;
«Монополия» -
дети постигают основы финансовой грамотности,
обучаются предпринимательским тонкостям;
«Агентство
праздников»
-
эта
игра
расширяет
представление
подростков о мире экономических явлений, развитии собственного бизнеса;
«Животный мир России» - дети расширяют знания о многообразии
животного мира России, тем самым прививается любовь к природе и ее
богатствам;
«Прогулки из шкатулки» - в ходе игры ребята приобретают знания о
самых известных местах нашей страны, расширяют представление о
достопримечательностях, музеях, городах и заповедниках.
Участие в настольных играх способствует снижению стресса и
беспокойства, предлагая здоровое отвлечение от повседневных забот,
помогая игрокам развить эмоциональный интеллект, обучая эмпатии,
самосознанию и саморегуляции.
Настольные игры предлагают уникальное сочетание развлекательных и
образовательных преимуществ, что делает их ценным инструментом
личностного развития и образования. Используя потенциал настольных игр,
дети могут улучшить свои когнитивные навыки, эмоциональный интеллект и
социальные навыки, одновременно получая удовольствие от общения со
сверстниками.
Воспитатель О.Ю. Тсамелашвили