Автор: Ефименко Екатерина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Софьинская СОШ здание №2
Населённый пункт: Московская обл.,Раменский г. о., пос. РАОС
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Квест-игра "Земля-наш дом родной"
Раздел: начальное образование
Квест-игра «Земля – наш дом родной»
Материалы и оборудование: таблички с названиями станций, ребусы о воде, пазлы животных Красной книги России, картинки с
экологическими ошибками, ведро, мячики, картинки с продуктами питания, жетоны . .
Правила игры: квест-это игровое приключение, в течение которого участникам нужно преодолеть препятствия и испытать свои силы в
различных конкурсах на тему игры.
План подготовки и проведения игры.
1. Распределить станции по кабинетам.
2. Распределить ответственных за станции, выдать задания.
3. Объявить о дате проведения и формировании команд в 3 группы. Каждая команда придумывает название, эмблему и девиз. (За их наличие -
дополнительные баллы).
4. Составить график старта и приготовить маршрутные листы.
5. Стартуют команды из библиотеки. Перед началом командиры получают маршрутные листы.
6. После прохождения всех этапов, команды возвращаются в библиотеку для подведения итогов.
Станции: 1 - «Водная»
2 – «Флоры и фауны»
3 - «Красная книга»
4 - «Экологическая»
5 – «Здоровья»
Ход квест-игры
1.
Вступление. Все команды собираются у старта.
Ведущий. Добрый день, дорогие участники игры. Мы собрались здесь не случайно. С апреля по июнь по всей стране проходят Дни защиты
от экологической опасности. Проводятся разные мероприятия, посвященные экологическим датам. 22 апреля во всём мире отмечается Всемирный
День Земли.
Традиция отмечать День Земли берет свое начало в 1970 году. Международным День Земли был объявлен в 1990 году. В День Земли было
принято проводить субботники и мероприятия по облагораживанию парков. Все желающие выходили из дома и помогали очистить улицы от
мусора. Но тогда эти мероприятия проходили 21 марта в день весеннего равноденствия. В 2009 году Международный День Земли стали отмечать 22
апреля. В этот день во всех уголках планеты проводятся экологические мероприятия, воспитательные акции для детей и подростков с целью
привлечь внимания к глобальным проблемам на Земле. Символ Дня Земли Зелёная греческая буква Θ на белом фоне.
Флаг Земли - представляет собой фотографию планеты из космоса (снимок, сделанный астронавтами Аполлона-17 по дороге к Луне) на
тёмно-синем фоне.
Также символом Дня Земли является Колокол мира (в Новосибирске), который символизирует дружбу, братство и солидарность народов
нашей планеты. Он призывает людей обратить внимание на красоту планеты и необходимость ее защиты. В России акция "Колокол мира" впервые
была запущена в 1998 году по инициативе летчика-космонавта СССР Анатолия Березового. Это очень важный день для всех жителей страны.
Ведущий. И сегодня мы проводим квест-игру «Наша планета -Земля».
Девиз игры: Давайте, люди, любить планету!
Во всей вселенной похожей нету.
В игре принимают участие 3 команды. Давайте, поприветствуем участников…
(Каждая команда называет свою команду и представляет капитана)
2.
Проведение квест-игры
Ведущий.
Итак, команды представились. А сейчас послушайте правила квеста. Квест-это игровое приключение, в течение которого
участникам нужно преодолеть препятствия и испытать свои силы в различных конкурсах на тему игры. Сейчас каждая команда получит
маршрутный лист, по которым будет путешествовать по станциям. Вам предстоит пройти трудные, но интересные испытания, где вы должны
проявить свою смекалку, ловкость и смелость. Показать свои знания и умения. А главное - быть единой командой. За каждое испытание вы получите
баллы. Когда вы пройдете все станции, вы возвращаетесь назад (к старту) для подведения итогов. Какая команда наберет больше баллов, та и
одержит победу в нашей игре. Правила: - Отправиться на игру по команде, строго следуя маршруту. - На станции внимательно выслушать
заданные вопросы. - Отнестись к заданиям максимально серьёзно и внимательно. - На станцию не заходить, если там есть другая команда. - После
выполнения маршрута сдать маршрутный лист для подведения итогов. - Удачи вам!
Командам выдаются маршрутные листы, и они отправляются по станциям. На каждой станции есть ведущий, который задает задания. За
каждое правильно выполненное задание он дает команде жетон, в конце подсчитывается количество жетонов – баллов и записывает в маршрутный
лист.
Станция «Водная»
- Добрый день, ребята. Отгадайте мою загадку.
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без ... (воды)
- Правильно!
Вот вы и находитесь на станции «Водная». Вода нужна на небе и Земле. Никто и ничто не может обходиться без неё. Она необходима всем. Одним
– чтобы плыть, другим – чтобы жажду утолить, третьим - руки помыть, а хозяйкам – чтобы кушанья разные варить.
Задание 1. Вам необходимо отгадать ребусы, связанные с водой. За правильный ответ получите «капельку воды». Сколько капелек наберете,
столько баллов получите.
Ребусы.
1)(вода)
2) (река)
3)( озеро)
4) (море)
5) (снег)
- Молодцы, все правильно! - Чтобы у нас была чистая вода, необходимо беречь и охранять ее.
Задание 2. Назовите правила охраны водных ресурсов. (также за ответ получают жетон) (Например: - экономить потребление воды; -
строить очистные сооружения; - не сбрасывать в водоем мусор; - осторожно перевозить баржи с горючими веществами и т.д.) - Молодцы!
(подсчитываются жетоны, количество баллов записывается в маршрутный лист)
Станция «Флоры и фауны».
- Добрый день, ребята. Вы попали на станцию «Флоры и фауны». Животные и растения не только находятся рядом с нами. Они дают нам
пищу, одежду, а растения — еще и живительный кислород. И сейчас проведем викторину «Самые-самые», проверим вашу эрудицию в области
животного и растительного мира.
Задание 1. Я буду задавать вопросы, а вы должны на них ответить. За правильный ответ вы получите «жетон» - это будут ваши баллы.
Вопросы:
1. Самое большое млекопитающее на суше. (слон)
2. Самая ядовитая змея. (кобра)
3. Самое быстрое животное. (гепард)
4. Животное, обладающее самой маленькой скоростью передвижения. (улитка)
5. Самая крупная обезьяна. (горилла)
6. Самое длинное растение. (лиана)
7. Самое высоко прыгающее животное. (пума)
8. Самая свирепая и кровожадная рыба, обитающая в реках Южной Америки. (пиранья)
9. Самая большая птица. (африканский страус)
10. Самая крупная ящерица. (варан)
11. Самой крупной сухопутной черепахой является... (слоновая)
12. Самая маленькая птица нашей фауны. (королек)
13. Самый высокий полет у … (грифа)
14. Самую высокую скорость при полете развивает… (сокол сапсан)
15. Это самая крупная клетка живого организма, употребляемая человеком в пищу. (яйцо)
16. Самый сильный и крупный удав в мире. (анаконда)
17. Самое быстро растущее растение. (японский бамбук)
18. Самое высокое дерево всех времен. (царственный эвкалипт)
19. Самая ядовитая жаба. (ага)
20. Самое чистоплотное животное. (барсук)
21. Самая древняя домашняя птица. (гусь)
22. Самое прожорливое насекомое. (стрекозы)
- Молодцы!
Растения и животных нужно обязательно охранять и беречь. Если их не будет, то не станет и людей на Земле.
Задание 2. Расскажите, что необходимо делать, чтобы сохранить животных и растений? (также за ответ получают жетон) (Например: -
запретить охоту на редких животных; - создавать заповедники; - не рвать растения с корнями; - бороться с браконьерами и т.д.)
- Молодцы! (подсчитываются жетоны, количество баллов записывается в маршрутный лист)
Станция «Красная книга»
- Добрый день, ребята. Вы оказались на станции «Красная книга России». Красная книга — аннотированный список редких и находящихся под
угрозой исчезновения или исчезнувших животных, растений и грибов. Впервые Красная книга СССР вышла в свет в августе 1978 года. Красная
книга Российской Федерации вышла в свет в 2001 году. Всего в Красную книгу Российской Федерации занесено 8 таксонов земноводных, 21 таксон
пресмыкающихся, 128 таксонов птиц и 74 таксона млекопитающих, всего вместе с беспозвоночными животными — 434 таксона. (таксон –
группа организмов, сходных по строению и происхождению)
Задание 1. Назовите страницы, какие бывают в Красной книге? И что они означают? За правильный ответ вы получите жетон.
• Черные - на таких страницах содержатся списки тех животных, которые исчезли с лица Земли.
• Красные - на таких страницах находится информация о видах, которые находятся на грани исчезновения.
• Желтые - на таких страницах информация о животных, популяция которых быстрыми темпами уменьшается.
• Серые - на таких страницах размещена информация о малоизученных животных, места обитания которых труднодоступны.
• Белые - на таких страницах находится информация о видах, численность которых и так всегда была небольшой.
• Зеленые - на таких страницах располагается информация о видах, численность которых восстановлена и на данный момент находится вне
опасности исчезновения.
Задание 2.
Соберите пазлы и назовите животных, занесённых в Красную книгу России
1) (амурский тигр)
2) (белый медедь)
3) (зубр)
- Молодцы! (подсчитываются жетоны, количество баллов записывается в маршрутный лист)
Станция «Экологическая»
- Добрый день, дорогие ребята. Вы прибыли на станцию «Экологическая». Мы с вами хорошо знаем, что всё, что надо для жизни, человек
берёт у природы. К сожалению, сам человек часто забывает об этом и, не задумываясь, обижает природу. Вот так у природы появилась своя
жалобная книга.
Задание 1. Я вам сейчас её почитаю, а вы попробуйте догадаться, о ком идёт речь. За правильный ответ вы получите жетон. Потом посчитаем их
количество – это столько баллов.
Вопросы.
1. Я – самое трудолюбивое насекомое. Ни минуты не могу сидеть без дела. За 1 день я уничтожаю до 300.000 вредных насекомых. Но дети часто
топчут меня ногами, разрушают моё жилище палками, а ведь мне больно. Пожалейте меня, я ведь приношу много пользы.
(Муравей)
2. Я – цветок, обитаю в воде. По мне можно определять время: раскрываюсь ровно в 7 часов утра, а закрываюсь в 5 часов вечера. Люди безжалостно
рвут меня за красоту, когда катаются на лодках. А потом выкидывают на берег. А ведь я занесена в Красную книгу. (Белая
кувшинка)
3. Я – представитель семейства рептилий. Очень подвижна, могу изменять направление своего бега. За это прозвали меня прыткой. Мальчишки
часто ловят меня и сажают в банку. А кому понравится сидеть в банке? (Ящерица)
4. Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, им не нравится и глаза, у меня не красивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы
не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба, потому что за лето я убиваю до тысячи полёвок, которые могут уничтожить тонну зерна.
(Сова)
5. Сама знаю, что не красавица я. Когда я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть
красивыми! А польза от меня людям большая. Я сохраняю от гусениц и червей целый огород. (Жаба) 6. Мы - первая зелень, и поэтому нас часто
срывают, мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Хоть мы и занесены в Красную книгу, но нас всё равно рвут. Помогите
нам! (Первоцветы)
- Правильно. Молодцы!
Задание 2. Рассмотрите картинки. Найдите какие правила поведения в природе были нарушены. Участники отвечают, за каждый правильный ответ
дается листочек.
- нельзя разорять муравейник;
- нельзя трогать руками яйца птиц;
- нельзя брать с собой лесных животных;
- нельзя уничтожать грибы.
- нельзя ломать деревья;
- нельзя мусорить;
- нельзя разжигать костер на траве;
- нельзя забирать животных домой из лесу.
- нельзя слушать громко музыку;
- не бегать, не шуметь;
- нельзя играть в мяч;
- не ломать ветки;
- не трогать птенцов.
- Молодцы! Обязательно нужно следовать правилам и беречь природу!!! (подсчитываются жетоны, количество баллов записывается в маршрутный
лист)
Станция «Здоровья»
- Добрый день. Вы прибыли на станцию «Здоровья».
- Чтобы быть здоровым, что нужно? (ответы учащихся: правильно питаться, вести ЗОЖ, заниматься спортом и т.д.)
- А еще важно, чтобы окружающая нас среда была чистой!
- Не секрет, что, гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя самые разнообразные кучи мусора, бумажки и т.д. Это бывает даже
тогда, когда урны стоят рядом. Просто мы в них даже попасть не можем.
Задание 1. Вот и проведём сейчас такой эксперимент. Вам необходимо точно в урну бросить «мусор» (мячики). За каждое попадание –
жетон.
(Каждый член команды кидает по 2 мячика («мусор»). За каждое попадание получает жетон) - Молодцы! Всем известно, что правильное питание –
залог здоровья!
Задание 2. Вам необходимо распределить картинки с продуктами питания на 2 группы: полезная и вредная еда за 1 минуту. (Команды
выполняют задания)
Вредная еда:
Полезная еда:
- Молодцы! Обязательно нужно правильно питаться, заниматься спортом и не загрязнять окружающую среду!!! (подсчитываются жетоны,
количество баллов записывается в маршрутный лист)
Станция «Бюро погоды»
Команде предлагается лист с приметами. Надо определить, какая будет погода: хорошая или ненастная. За правильный ответ – 1 балл.
Максимум: 2 балла.
1 вариант
- Рыба не клюёт, она сыта
- Пчёлы сидят в улье, громко гудят
- Муравьи не спешат на работу
- Опускаются головки красного клевера, складываются листочки
- Цветы на лугу сильно пахнут
- Ласточки летают над самой землёй
2 вариант
- Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчёлы
- Ласточки и стрижи летают высоко
- Поздно вечером громко стрекочут кузнечики
- Соловей поёт всю ночь
- Паук
усиленно плетёт сети
- Весело поют птицы
Правильные ответы:
1 вариант – признаки ухудшения погоды
2 вариант – признаки хорошей погоды
Заключительная часть. Подведение итогов игры.
(все команды собираются у старта, сдают маршрутные листы, пока подсчитываются баллы, студенты читают стихотворение)
Ведущий
. Закончились испытания. Предлагаем перейти к подсчету результатов игры.
Итак, больше всех баллов у команды …. (объявляются результаты).
- Спасибо вам ребята, за интересную игру! Мы надеемся, что наша игра не прошла даром. Вы будете помнить и соблюдать правила бережного
отношения к природе! Не забывайте беречь ее! Она нуждается в нас!
«Водная»
«Красная книга России»
«Бюро погоды»
«Флоры и фауны»
«Экологическая»
«Здоровья»
Маршрутный лист Команда ______________________
№
станции
название
баллы
Подпись
дежурного
1
«Экологическая»
2
«Красная книга России»
3
«Бюро погоды»
4
«Флоры и фауны»
5
«Здоровья»
6
«Водная»