Напоминание

"Партнерское взаимодействие с родителями в ДОО. Мастер-класс как востребованная форма работы учителя-логопеда с родителями и детьми"


Автор: Леонова Светлана Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Партнерское взаимодействие с родителями в ДОО. Мастер-класс как востребованная форма работы учителя-логопеда с родителями и детьми"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Леонова Светлана Сергеевна

учитель-логопед

МБДОУ №9 «Золотой петушок»

города Тихорецка Тихорецкого района

Краснодарского края

Партнерское взаимодействие с родителями в ДОО.

Мастер-класс как востребованная форма работы учителя-логопеда

с родителями и детьми.

Признание

приоритета

семейного

воспитания

требует

особых

отношений семьи и дошкольного учреждения, то есть вовлеченность

родителей в образовательный процесс. Современная тенденция и ведущая

цель

взаимодействия

ДОУ

и

семьи-

сделать

родителей

активными

участниками

образовательного

процесса.

Задачи

взаимодействия

образовательной организации с родителями- это установление партнёрских

отношений с семьёй каждого воспитанника, объединение усилий семьи и

образовательной организации для развития и воспитания детей, создание

атмосферы

взаимопонимания

родителей

воспитанников

и

педагогов

образовательной организации, общности их интересов, эмоциональной

взаимоподдержки; активизация и обогащение воспитательных умений

родителей,

формирование

уверенности

родителей

в

собственных

педагогических возможностях.

Взаимодействие с родителями по ФАОП ДО

Основные

цели

взаимодействия

детского

сада

с

семьей

в

соответствии

с

Федеральной

адаптированной

образовательной

программой (ФАОП ДО).

Согласно Федеральной образовательной

программе

дошкольного

образования

главными

целями

взаимодействия

педагогического

коллектива

ДОО

с

семьями

обучающихся дошкольного возраста являются:

обеспечение

психолого-педагогической

поддержки

семьи

и

повышение компетентности родителей (законных представителей) в

вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей;

обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в

условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.

Задачи взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями

обучающихся. Информирование

родителей

(законных

представителей) и общественности относительно целей ДО, о мерах

господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также

об образовательной программе, реализуемой в ДОО (в нашем случае –

АОП для обучающихся с ТНР).

Просвещение родителей (законных представителей), повышение их

правовой,

психолого-педагогической

компетентности

в

вопросах

охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.

Способствование

развитию

ответственного

и

осознанного

родительства как базовой основы благополучия семьи.

Построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления

партнёрских отношений с родителями (законными представителями)

детей .

Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный

процесс.

Принципы взаимодействия с родителями.

Приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в

соответствии с Законом об образовании у родителей (законных

представителей) обучающихся не только есть преимущественное право

на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить

основы физического, нравственного и интеллектуального развития

личности ребёнка.

Открытость: для родителей (законных представителей) должна быть

доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка

в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен

быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и

родителями

(законными

представителями)

необходим

обмен

информацией об особенностях развития ребёнка в ДОО и семье.

Взаимное

доверие,

уважение

и

доброжелательность

во

взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей):

при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и

культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на

общение

и

сотрудничество

с

родителями

(законными

представителями); важно этично и разумно использовать полученную

информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей

(законных представителей) в интересах детей.

Индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при

взаимодействии

необходимо

учитывать

особенности

семейного

воспитания, потребности родителей (законных представителей) в

отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОО,

проводимым

мероприятиям;

возможности

включения

родителей

(законных представителей) в совместное решение образовательных

задач.

Возрастосообразность:

при

планировании

и

осуществлении

взаимодействия

необходимо

учитывать

особенности

и

характер

отношений ребёнка с родителями (законными представителями),

прежде всего, с матерью, обусловленные возрастными особенностями

развития детей.

Основные направления взаимодействия с семьёй в соответствии с

ФАОП ДО

Диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ

данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении

охраны

здоровья

и

развития

ребёнка;

об

уровне

психолого-

педагогической компетентности родителей (законных представителей);

а также планирование работы с семьей с учётом результатов

проведенного анализа; согласование воспитательных задач.

Просветительское направление предполагает просвещение родителей

(законных

представителей)

по

вопросам

особенностей

психофизиологического и психического развития детей младенческого,

раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов

обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с

актуальной информацией о государственной политике в области ДО,

включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми

дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой

в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в

группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми.

Консультационное направление объединяет в себе консультирование

родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия

с

ребёнком,

преодоления

возникающих

проблем

воспитания

и

обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; особенностей

поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом;

возникающих

проблемных

ситуациях;

способам

воспитания

и

построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого,

раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в

детских деятельностях, образовательном процессе и другому.

Основные формы взаимодействия с семьей в соответствии с АОП ДО

для обучающихся с ТНР

Диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы,

социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик»,

педагогические беседы с родителями ; дни открытых дверей, открытые

просмотры занятий и других видов деятельности детей.

Просветительское и консультационное направления реализуются через

групповые родительские собрания, мастер-классы, круглые столы,

семинары-практикумы,

тренинги,

консультации,

педагогические

гостиные, родительские клубы; информационные проекты, стенды,

ширмы,

папки-передвижки

для

родителей;

буклеты,

издаваемые

педагогами ДОУ для родителей, подбор педагогической литературы;

сайт ДОУ и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи;

фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей и

детей. Включают также и досуговую форму – совместные праздники и

вечера,

семейные

спортивные

и

тематические

мероприятия,

тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.

Особое

внимание

хочу

уделить

совместным

мастер-классам

с

родителями и их детьми с целью обучения способам взаимодействия с

ребенком.

Мастер-классы позволяют родителям обучаться новому, становиться на

ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в

работе со своим ребёнком.

На таких мероприятиях родители имеют

возможность получить для себя новую, полезную информацию. А также

имеют возможность попрактиковаться в выполнении тех или иных заданий

под

чутким

руководством

логопеда.

Например,

в

выполнении

артикуляционной

гимнастики,

дыхательной

гимнастики,

пальчиковой

гимнастики, опробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед

использует на занятиях. Как правило, такие мастер-классы имеют у

родителей очень положительные отзывы, сближают их с педагогами,

позволяют лучше понять специфику работы.

Хочу акцентировать внимание на пропедевтике речевых нарушений.

Ранний возраст – сензитивный период в развитии ребенка. То, что на этом

этапе

упущено,

впоследствии

наверстывается

с

трудом

или

не

наверстывается

вовсе.

Задача

взрослых,

воспитывающих

ребенка,

заключается в том, чтобы, опираясь на возможности ребенка, развивать его

при активном участии самого ребенка. Мастер-классы по пропедевтике

речевых нарушений так же имеют положительный отклик у родителей.

Главная

идея

взаимодействия

педагога

с

родителями

это

сотрудничество! Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все

более востребованным, мы ищем все более новые точки взаимодействия,

современные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали

решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.



В раздел образования