Автор: Леонова Светлана Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Партнерское взаимодействие с родителями в ДОО. Мастер-класс как востребованная форма работы учителя-логопеда с родителями и детьми"
Раздел: дошкольное образование
Леонова Светлана Сергеевна
учитель-логопед
МБДОУ №9 «Золотой петушок»
города Тихорецка Тихорецкого района
Краснодарского края
Партнерское взаимодействие с родителями в ДОО.
Мастер-класс как востребованная форма работы учителя-логопеда
с родителями и детьми.
Признание
приоритета
семейного
воспитания
требует
особых
отношений семьи и дошкольного учреждения, то есть вовлеченность
родителей в образовательный процесс. Современная тенденция и ведущая
цель
взаимодействия
ДОУ
и
семьи-
сделать
родителей
активными
участниками
образовательного
процесса.
Задачи
взаимодействия
образовательной организации с родителями- это установление партнёрских
отношений с семьёй каждого воспитанника, объединение усилий семьи и
образовательной организации для развития и воспитания детей, создание
атмосферы
взаимопонимания
родителей
воспитанников
и
педагогов
образовательной организации, общности их интересов, эмоциональной
взаимоподдержки; активизация и обогащение воспитательных умений
родителей,
формирование
уверенности
родителей
в
собственных
педагогических возможностях.
Взаимодействие с родителями по ФАОП ДО
Основные
цели
взаимодействия
детского
сада
с
семьей
в
соответствии
с
Федеральной
адаптированной
образовательной
программой (ФАОП ДО).
Согласно Федеральной образовательной
программе
дошкольного
образования
главными
целями
взаимодействия
педагогического
коллектива
ДОО
с
семьями
обучающихся дошкольного возраста являются:
обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышение компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей;
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в
условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Задачи взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями
обучающихся. Информирование
родителей
(законных
представителей) и общественности относительно целей ДО, о мерах
господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также
об образовательной программе, реализуемой в ДОО (в нашем случае –
АОП для обучающихся с ТНР).
Просвещение родителей (законных представителей), повышение их
правовой,
психолого-педагогической
компетентности
в
вопросах
охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.
Способствование
развитию
ответственного
и
осознанного
родительства как базовой основы благополучия семьи.
Построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления
партнёрских отношений с родителями (законными представителями)
детей .
Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный
процесс.
Принципы взаимодействия с родителями.
Приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в
соответствии с Законом об образовании у родителей (законных
представителей) обучающихся не только есть преимущественное право
на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить
основы физического, нравственного и интеллектуального развития
личности ребёнка.
Открытость: для родителей (законных представителей) должна быть
доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка
в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен
быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и
родителями
(законными
представителями)
необходим
обмен
информацией об особенностях развития ребёнка в ДОО и семье.
Взаимное
доверие,
уважение
и
доброжелательность
во
взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей):
при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и
культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на
общение
и
сотрудничество
с
родителями
(законными
представителями); важно этично и разумно использовать полученную
информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей
(законных представителей) в интересах детей.
Индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при
взаимодействии
необходимо
учитывать
особенности
семейного
воспитания, потребности родителей (законных представителей) в
отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОО,
проводимым
мероприятиям;
возможности
включения
родителей
(законных представителей) в совместное решение образовательных
задач.
Возрастосообразность:
при
планировании
и
осуществлении
взаимодействия
необходимо
учитывать
особенности
и
характер
отношений ребёнка с родителями (законными представителями),
прежде всего, с матерью, обусловленные возрастными особенностями
развития детей.
Основные направления взаимодействия с семьёй в соответствии с
ФАОП ДО
Диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ
данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении
охраны
здоровья
и
развития
ребёнка;
об
уровне
психолого-
педагогической компетентности родителей (законных представителей);
а также планирование работы с семьей с учётом результатов
проведенного анализа; согласование воспитательных задач.
Просветительское направление предполагает просвещение родителей
(законных
представителей)
по
вопросам
особенностей
психофизиологического и психического развития детей младенческого,
раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов
обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с
актуальной информацией о государственной политике в области ДО,
включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми
дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой
в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в
группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми.
Консультационное направление объединяет в себе консультирование
родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия
с
ребёнком,
преодоления
возникающих
проблем
воспитания
и
обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; особенностей
поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом;
возникающих
проблемных
ситуациях;
способам
воспитания
и
построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого,
раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в
детских деятельностях, образовательном процессе и другому.
Основные формы взаимодействия с семьей в соответствии с АОП ДО
для обучающихся с ТНР
Диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы,
социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик»,
педагогические беседы с родителями ; дни открытых дверей, открытые
просмотры занятий и других видов деятельности детей.
Просветительское и консультационное направления реализуются через
групповые родительские собрания, мастер-классы, круглые столы,
семинары-практикумы,
тренинги,
консультации,
педагогические
гостиные, родительские клубы; информационные проекты, стенды,
ширмы,
папки-передвижки
для
родителей;
буклеты,
издаваемые
педагогами ДОУ для родителей, подбор педагогической литературы;
сайт ДОУ и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи;
фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей и
детей. Включают также и досуговую форму – совместные праздники и
вечера,
семейные
спортивные
и
тематические
мероприятия,
тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
Особое
внимание
хочу
уделить
совместным
мастер-классам
с
родителями и их детьми с целью обучения способам взаимодействия с
ребенком.
Мастер-классы позволяют родителям обучаться новому, становиться на
ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в
работе со своим ребёнком.
На таких мероприятиях родители имеют
возможность получить для себя новую, полезную информацию. А также
имеют возможность попрактиковаться в выполнении тех или иных заданий
под
чутким
руководством
логопеда.
Например,
в
выполнении
артикуляционной
гимнастики,
дыхательной
гимнастики,
пальчиковой
гимнастики, опробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед
использует на занятиях. Как правило, такие мастер-классы имеют у
родителей очень положительные отзывы, сближают их с педагогами,
позволяют лучше понять специфику работы.
Хочу акцентировать внимание на пропедевтике речевых нарушений.
Ранний возраст – сензитивный период в развитии ребенка. То, что на этом
этапе
упущено,
впоследствии
наверстывается
с
трудом
или
не
наверстывается
вовсе.
Задача
взрослых,
воспитывающих
ребенка,
заключается в том, чтобы, опираясь на возможности ребенка, развивать его
при активном участии самого ребенка. Мастер-классы по пропедевтике
речевых нарушений так же имеют положительный отклик у родителей.
Главная
идея
взаимодействия
педагога
с
родителями
–
это
сотрудничество! Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все
более востребованным, мы ищем все более новые точки взаимодействия,
современные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали
решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.