Напоминание

Моделирование развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ для успешной реализации образовательной области "Физическое развитие" в соответствии с ФГОС дошкольного образования


Автор: Фаузетдинова Людмила Владимировна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ г.Иркутска детский сад № 169
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Моделирование развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ для успешной реализации образовательной области "Физическое развитие" в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Моделирование развивающей предметно – пространственной среды

в ДОУ для успешной реализации образовательной области «Физическое развитие» в

соответствии с ФГОС дошкольного образования

заместитель заведующего МБДОУ г. Иркутска № 169 Фаузетдинова Л.В.

Проведя анализ имеющейся развивающей предметно-развивающей среды,

педагогический коллектив нашей дошкольной организации сделал вывод, что в целом она

соответствует современным нормативным требованиям. Среда ориентирована на развитие

активности, самостоятельности, творчества, построена в соответствии с индивидуальными

потребностями, интересами дошкольников, возможностями для преобразования, в том

числе в совместной с педагогом деятельности, способствует реализации личностно –

ориентированного подхода. На его основе закладывается фундамент для равноправного

общения, сотрудничества и партнерства педагога и воспитанников.

При моделировании предметно – пространственной среды по физическому развитию

детей обращаем внимание на создание следующих условий:

наличие достаточного места для двигательной активности детей;

гигиену помещения;

подбор специального оборудования;

рациональной одежды и обуви в соответствии с возрастом и сезоном;

соответствие возрастным возможностям детей, содержанию образовательной

программы, запросам и интересам воспитанников:

это можно сделать с помощью диагностики игровых и средовых потребностей

в организации личностно – ориентированного развивающего пространства.

Полученная информация будет способствовать формированию благоприятной личностно

ориентированной среды, максимально комфортной для жизнедеятельности обеих сторон.

Данная диагностика носит целенаправленный, системный и комплексный характер.

Необходимо учитывать ряд факторов при ее проведении:

систематичность и последовательность (в определенном порядке в соответствии с

планом, графиком и т.п.),

постановка конкретных задач (выявление предпочитаемых игрушек, форм игровой

деятельности, особенностей оформления пространства и т.д.),

комплексность – использовать набор взаимодополняющих методов для проведения

диагностики (наблюдение, беседу, метод игровых ситуаций),

оформление результатов и их использование.

Таблица 1

Диагностика игровых потребностей детей

дата

прове

дения

задача

метод

способ

фиксации

время

проведени

я в режиме

дня

форма

проведения

резуль

таты,

выявить

предпочита

емые

игрушки

невключенное,

включенное

наблюдение,

метод рассказа

по картинке,

беседа,

просмотр

каталогов,

интернет –

сайтов с

протокол

наблюдений

диктофонна

я запись,

видеозапись

вторая

половина

дня

подгруппова

я

индиви

дуальная

например

«проведе

но»

игрушками

Таблица 2

Диагностика средовых потребностей детей

дата

прове

дения

задача

метод

способ

фиксации

время

проведени

я в режиме

дня

форма

проведения

резуль

таты,

выявить

потребност

и в

изменении

(или

модерниза

ции) среды

беседа, мини-

интервью

протокол

наблюдений

диктофонна

я запись,

видеозапись

вторая

половина

дня

подгруп

повая,

групповая,

индиви

дуальная

например

«проведе

но»

Полученная информация позволит в соответствии с требованиями ФГОС

дошкольного образования регулярно обновлять и изменять образовательную среду,

обеспечивая ее вариативность, динамичность на основе не только знания положений

возрастной психологии, развития игровой деятельности в дошкольном возрасте, но и

учета персональных потребностей детей, их интересов и устремлений.

Целенаправленное выявление средовых потребностей педагога будет способствовать

созданию благоприятных условий для реализации профессиональной деятельности и

оптимизации процесса профессионального саморазвития педагога, что также является

одним из требований ФГОС дошкольного образования.

Также, в соответствии с требованиями ФГОС (п.3.3) стараемся создать среду:

содержательно – насыщенной спортивным и оздоровительным оборудованием:

дорожки равновесия и тактильные дорожки, скакалки, массажные мячи, диски,

кольцебросы, «тихие» тренажеры, кочки, и т.д., для развития мелкой и крупной

моторики:

трансформируемой

(возможность изменений предметно – пространственной

среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся

интересов и возможностей детей): мягкие модули, маты, атрибуты к сюжетно-

ролевым играм по темам ЗОЖ;

полифункциональной (возможность разнообразного использования различных

составляющих предметной среды): маты, мягкие модули, предметы – заместители,

детская мебель;

вариативной

(наличие в группе различных пространств, разнообразных

материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор

детей и периодическая их сменяемость): центр двигательной активности,

спортивное и оздоровительное оборудование, настольные дидактические и

развивающие игры по теме ЗОЖ, игры и приспособления для развития моторики

пальцев, игры малой активности и т.д.

доступной (доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется

образовательная деятельность, свободный доступ детей к играм, игрушкам,

материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность всех материалов и оборудования);

безопасной – соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению

надежности и безопасности их использования.

Учитывая, что позвоночник ребенка 6-7 лет очень чувствителен к деформирующим

воздействиям, особое внимание уделяем укреплению мышц спины. Это очень важно для

будущих первоклассников. Также поддерживаем попытки ребенка в правильной

организации собственной деятельности, учим элементам разминки и релаксации с

помощью специальных атрибутов. В тех местах группы, где у детей длительное время

сохраняются статические позы, продумываем способы разминки с помощью дартса,

кольцебросов, кеглей, серсо, мишеней и шариков для бросания и т.д.

Также, в соответствии с ФГОС ДО (п.3.3.4.) максимально используем различные,

имеющиеся не только в группе, но и в ДОУ, пространства и помещения для игры,

двигательной активности, отдыха и т.д., это спортивный и музыкальный залы, комната

психологической разгрузки, экологическую комната, мини-музеи, спортивная площадка и

малые спортивные формы на участках.



В раздел образования