Автор: Фаузетдинова Людмила Владимировна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ г.Иркутска детский сад № 169
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Моделирование развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ для успешной реализации образовательной области "Физическое развитие" в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Раздел: дошкольное образование
Моделирование развивающей предметно – пространственной среды
в ДОУ для успешной реализации образовательной области «Физическое развитие» в
соответствии с ФГОС дошкольного образования
заместитель заведующего МБДОУ г. Иркутска № 169 Фаузетдинова Л.В.
Проведя анализ имеющейся развивающей предметно-развивающей среды,
педагогический коллектив нашей дошкольной организации сделал вывод, что в целом она
соответствует современным нормативным требованиям. Среда ориентирована на развитие
активности, самостоятельности, творчества, построена в соответствии с индивидуальными
потребностями, интересами дошкольников, возможностями для преобразования, в том
числе в совместной с педагогом деятельности, способствует реализации личностно –
ориентированного подхода. На его основе закладывается фундамент для равноправного
общения, сотрудничества и партнерства педагога и воспитанников.
При моделировании предметно – пространственной среды по физическому развитию
детей обращаем внимание на создание следующих условий:
наличие достаточного места для двигательной активности детей;
гигиену помещения;
подбор специального оборудования;
рациональной одежды и обуви в соответствии с возрастом и сезоном;
соответствие возрастным возможностям детей, содержанию образовательной
программы, запросам и интересам воспитанников:
это можно сделать с помощью диагностики игровых и средовых потребностей
в организации личностно – ориентированного развивающего пространства.
Полученная информация будет способствовать формированию благоприятной личностно
ориентированной среды, максимально комфортной для жизнедеятельности обеих сторон.
Данная диагностика носит целенаправленный, системный и комплексный характер.
Необходимо учитывать ряд факторов при ее проведении:
систематичность и последовательность (в определенном порядке в соответствии с
планом, графиком и т.п.),
постановка конкретных задач (выявление предпочитаемых игрушек, форм игровой
деятельности, особенностей оформления пространства и т.д.),
комплексность – использовать набор взаимодополняющих методов для проведения
диагностики (наблюдение, беседу, метод игровых ситуаций),
оформление результатов и их использование.
Таблица 1
Диагностика игровых потребностей детей
дата
прове
дения
задача
метод
способ
фиксации
время
проведени
я в режиме
дня
форма
проведения
резуль
таты,
выявить
предпочита
емые
игрушки
невключенное,
включенное
наблюдение,
метод рассказа
по картинке,
беседа,
просмотр
каталогов,
интернет –
сайтов с
протокол
наблюдений
диктофонна
я запись,
видеозапись
вторая
половина
дня
подгруппова
я
индиви
дуальная
например
«проведе
но»
игрушками
Таблица 2
Диагностика средовых потребностей детей
дата
прове
дения
задача
метод
способ
фиксации
время
проведени
я в режиме
дня
форма
проведения
резуль
таты,
выявить
потребност
и в
изменении
(или
модерниза
ции) среды
беседа, мини-
интервью
протокол
наблюдений
диктофонна
я запись,
видеозапись
вторая
половина
дня
подгруп
повая,
групповая,
индиви
дуальная
например
«проведе
но»
Полученная информация позволит в соответствии с требованиями ФГОС
дошкольного образования регулярно обновлять и изменять образовательную среду,
обеспечивая ее вариативность, динамичность на основе не только знания положений
возрастной психологии, развития игровой деятельности в дошкольном возрасте, но и
учета персональных потребностей детей, их интересов и устремлений.
Целенаправленное выявление средовых потребностей педагога будет способствовать
созданию благоприятных условий для реализации профессиональной деятельности и
оптимизации процесса профессионального саморазвития педагога, что также является
одним из требований ФГОС дошкольного образования.
Также, в соответствии с требованиями ФГОС (п.3.3) стараемся создать среду:
содержательно – насыщенной спортивным и оздоровительным оборудованием:
дорожки равновесия и тактильные дорожки, скакалки, массажные мячи, диски,
кольцебросы, «тихие» тренажеры, кочки, и т.д., для развития мелкой и крупной
моторики:
трансформируемой
(возможность изменений предметно – пространственной
среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся
интересов и возможностей детей): мягкие модули, маты, атрибуты к сюжетно-
ролевым играм по темам ЗОЖ;
полифункциональной (возможность разнообразного использования различных
составляющих предметной среды): маты, мягкие модули, предметы – заместители,
детская мебель;
вариативной
(наличие в группе различных пространств, разнообразных
материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор
детей и периодическая их сменяемость): центр двигательной активности,
спортивное и оздоровительное оборудование, настольные дидактические и
развивающие игры по теме ЗОЖ, игры и приспособления для развития моторики
пальцев, игры малой активности и т.д.
доступной (доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность, свободный доступ детей к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность всех материалов и оборудования);
безопасной – соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению
надежности и безопасности их использования.
Учитывая, что позвоночник ребенка 6-7 лет очень чувствителен к деформирующим
воздействиям, особое внимание уделяем укреплению мышц спины. Это очень важно для
будущих первоклассников. Также поддерживаем попытки ребенка в правильной
организации собственной деятельности, учим элементам разминки и релаксации с
помощью специальных атрибутов. В тех местах группы, где у детей длительное время
сохраняются статические позы, продумываем способы разминки с помощью дартса,
кольцебросов, кеглей, серсо, мишеней и шариков для бросания и т.д.
Также, в соответствии с ФГОС ДО (п.3.3.4.) максимально используем различные,
имеющиеся не только в группе, но и в ДОУ, пространства и помещения для игры,
двигательной активности, отдыха и т.д., это спортивный и музыкальный залы, комната
психологической разгрузки, экологическую комната, мини-музеи, спортивная площадка и
малые спортивные формы на участках.