Автор: Борисенко Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУСО КРЦ "Орленок"
Населённый пункт: Предгорный р-он, п. Подкумок, ул. Железнодорожная, д. 63
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности"
Раздел: дополнительное образование
Статья
«Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными
возможностями здоровья как одно из условий успешного развития
потенциала личности»
Формирование толерантного отношения к детям
с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детям-инвалидам способствует
признанию и защите их прав. Особая роль в этом вопросе отводится
созданию
благоприятной
среды,
в
которой
они
могут
полноценно
развиваться, реализовывать свой потенциал и жить достойной жизнью.
Толерантное
отношение
к
детям-инвалидам
способствует
их
включению в общество и социальной интеграции. Это означает, что они
имеют возможность посещать обычные школы, играть со сверстниками,
заниматься спортом, ходить в театры и музеи, участвовать в общественных
мероприятиях наравне с другими детьми.
В Краевом реабилитационном центре «Орленок» (далее - учреждение)
осуществляется комплексная реабилитация не только детей с ОВЗ, но и
детей-инвалидов с тяжелыми заболеваниями опорно-двигательного аппарата,
расстройствами центральной нервной системы, которая направлена на
восстановление
и
укрепление
здоровья
детей,
активизацию
их
компенсаторных механизмов.
Воспитатели учреждения регулярно проводят досуговые мероприятия, в
ходе которых происходит общение между детьми-инвалидами и детьми с
ОВЗ, развивается эмпатия и сочувствие, а также понимание того, что каждый
человек имеет свои уникальные способности и трудности. Это способствует
формированию более доброжелательного и терпимого отношения к разным
людям и жизненным ситуациям.
Учитывая специфику учреждения, педагоги уделяют особое внимание
вопросу милосердия и доброжелательного отношения к «особенным»
людям, поэтому включают в работу с несовершеннолетними воспитательные
часы, сопровождающиеся презентациями по темам:
«Формирование толерантности по
отношению к детям с
особыми
потребностями», «Детям о толерантности», «Дорогою добра», «Проявление
милосердия к детям с ограниченными возможностями» и др.
В стационарном отделении реабилитации детей и подростков с
ограниченными возможностями организованно волонтерское движение,
направленное на сплочение детского коллектива, проявление толерантного
отношения к детям-инвалидам. Волонтеры участвуют в распространении
информации
по
предотвращению
детской
жестокости
посредством
распространения буклетов и памяток, проведения круглых столов, досуговых
мероприятий,
лекций
и
бесед
со
сверстниками.
Ежезаездно
организовываются праздничные мероприятия и мини-спектакли для детей-
инвалидов стационарного отделения «Мать и дитя».
Такая практика
применяется для активизации взаимодействия детей-инвалидов и детей без
инвалидности в едином реабилитационном пространстве.
В целях качественного оказания педагогических услуг детям-инвалидам
и детям с ОВЗ воспитатели учреждения постоянно совершенствуют свое
педагогическое
мастерство,
участвуя
в
вебинарах,
конкурсах
профмастерства, методических объединениях. Кроме того, сотрудники
учреждения
ежегодно
принимают
участие
в
Общероссийской
акции
Тотальный тест «Доступная среда», которая призвана привлечь внимание к
правам и потребностям людей с инвалидностью. По итогам тестирования
проводится обсуждение тем, актуальных для категорий детей, находящихся
на социальном обслуживании в учреждении. Таким образом, педагоги
обогащают
свои
знания
по
оказанию
ситуационной
помощи
при
сопровождении детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного
аппарата, ментальными нарушениями.
В целом, формирование толерантного отношения к детям-инвалидам
является важным условием для создания инклюзивного и доступного
общества, в котором каждый ребенок имеет возможность полноценно
развиваться и жить достойной жизнью. Это также способствует развитию
эмпатии, сочувствия и уважения к человеческому достоинству у здоровых
детей и взрослых.
Воспитатель Е.А. Борисенко