Напоминание

Развитие речи на музыкальных занятиях


Автор: Стефанова Елена Георгиевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ № 184
Населённый пункт: Кировская область, г. Киров
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи на музыкальных занятиях
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие речи на музыкальных занятиях.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека. Именно в нем происходит становление личности и индивидуальности ребенка. Также, максимально благоприятен дошкольный возраст для активного усвоения ребенком речи, развития и становления всех четырех ее сторон: связной, фонетической, лексической и грамматической. Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности. Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, музыка начинается со звука. И речь, и музыкальное произведение, как симфония, так и опера - это тексты, которые требуют определенного прочтения. И у музыки и у речи есть особый письменный код - это ноты и азбука, которые сохраняют партитуры и тексты. Письменная форма речи, превратившаяся с помощью таланта известных писателей и поэтов, в произведения литературного искусства, может быть содержанием музыкального произведения, но и музыка может быть содержанием речи: при общении между людьми, при высказывании чего-то личного, глубокого. Музыка, как самый эмоциональный вид искусства способна воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его жизни. Воздействие музыки на речь детей выражается в пассивном или активном ее восприятии. Пассивное восприятие, которое имеет активизирующий эффект, находит себя в музыкальном оформлении игр, в сопровождении образовательной деятельности, также музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы дошкольников. Активное восприятие выражается в беседе о музыкальном произведении. В такой беседе, детям предлагается охарактеризовать эмоционально-образное с од е р ж а н и е произведения, что позволяет расширить и обогатить словарный запас дошкольников. Такая беседа очень важна. Она «просит» понять свои чувства по поводу услышанного музыкального произведения, а затем рассказать о них При многократном прослушивании произведений дети узнают их, и отвечают на вопросы: весёлая или грустная песня; нравится
ли или нет. Таким образом, музыка способствует речевому развитию ребёнка. В таком музыкальном виде деятельности, как пение работа над речью дошкольников проходит наиболее продуктивно. Полезно пение как для детей с нарушением речи, так и без них. В нем активно развивается дыхание, пение формирует чувство ритма и темпа речи, развивает слух и голос, а так же улучшается дикция. Пение помогает корректировать недостатки в речи, например, такие как невнятное произношение, проглатывание окончания слов. Пропевая песни с короткими, удобными для дыхания фразами, пение развивает у ребёнка силу воздушной струи, тем самым способствует правильному речевому дыханию. Для речевого развития необходимо создать эмоционально-положительную среду, основой, которой, может служить музыкальное сопровождение. Развитие координации слуха и голоса способствуют развитию артикуляционного аппарата, гласные звуки пропеваются на хорошем дыхании, с правильным звукообразованием, построенным на умении ребёнка расслаблять голосовые связки. Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти. Кроме того, стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности. В процессе обучения пению решаются речевые задачи: -совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника; - культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность; - формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи; -развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям. Речевые упражнения наряду с элементарным музицированием широко используются в современной музыкальной педагогике. Поддержка текста игрой на музыкальном инструменте способствует
лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению текста. Сопровождая стихотворения, сказки, небольшие рассказы игрой на музыкальных инструментах дети развивают воображение, память, слуховое внимание, чувство ритма. Сегодня мы вам предлагаем сказку
«Осень».
Тихо бродит по дорожке бьют ладошками по барабану Осень в золотой одежке. Где листочком зашуршит, маракасы Где дождинкой зазвенит. колокольчик Раздается громкий стук: деревянные палочки Это дятел тук да тук! ложки Дятел делает дупло, ксилофон Белке будет там тепло. Ветерок вдруг налетел, шуршуны По деревьям пошумел, Громче завывает, бутылки Тучки собирает. Дождик – динь, дождик – дон! металлофон Капель бойкий перезвон. Все звенит, стучит, поет – все инструменты Осень яркая идет! Велико значение театрализованной игры для речевого развития.
Для младшего возраста:

«Зверята.»
Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают». Все пушистые цыплятки, Любопытные ребятки. Мама спросит: «Где же вы?» Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!» Курочка-хохлатушка По двору гуляла, Деток созывала:
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Не ходите далеко!» Ходит по двору петух, Аж захватывает дух, Как увидит он траву, Закричит: «Ку-ка-ре-ку!» Вышел котик погулять, решил цыпленка напугать, Стал подкрадываться сразу И мяукнул громко: «Мяу!» Ловко прыгает лягушка, У ней толстенькое брюшко, Выпученные глаза, Говорит она: «Ква-ква!»
Старшие группы.

«Немой диалог» на развитие артикуляции
Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться. (Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)
Игры на развитие выразительной мимики.
Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.(показать заданный образ) 1. Соленый чай. 2. Ем лимон. 3. Сердитый дедушка. 4. Лампочка потухла, зажглась. 5. Грязная бумажка. 6. Тепло-холодно. 7. Рассердились на драчуна. 8. Встретили хорошего знакомого. 9. Обиделись. 10. Удивились.
11. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака). 12. Мне грустно. 13. Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую. 14. Радость. 15. Восторг. Музыкально-ритмические движения: танцы с пением, хороводы так же полезны для развития речи. Средние группы. Маленькая крошка ритмично идут на носочках Боится только кошку присели Любит сыр малышка сидят, качают головой А зовется…. Мышка! Встают, держат «лапки» Старшие, подготовительные. Отрабатывание топающего шага. Положили через речку топающий шаг То-то узкую дощечку, Кот пройдет – провалится. Приставной шаг с приседанием Кошка – в воду свалится, Курочка – споткнется, Утка – сковырнется. Только мышка перешла топающий шаг И мышат перевела. Качалочка Качалочка качается, А Лена улыбается. Хороводный шаг Вдоль по бережку лебедушка плывет, хороводный шаг Выше бережка головушку несет, Белым крылышком помахивает, остановились, пр.рука плавно вверх На траву водичку смахивает. Левая плавно вверх-вниз. Все вышеизложенные приемы положительно действуют на познавательно- речевое развитие дошкольников. И как сказал Карл Вебер: «Музыка – это истинная всеобщая человеческая речь.»


В раздел образования