Напоминание

Инновационные технологии в начальной школе в условиях перехода на ФГОС третьего поколения


Автор: Лихасенко Анна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ имени А. П. Чехова"
Населённый пункт: Бужарово
Наименование материала: Статья
Тема: Инновационные технологии в начальной школе в условиях перехода на ФГОС третьего поколения
Раздел: начальное образование





Назад




ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В

УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Лихасенко Анна Александровна, учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа имени А. П. Чехова»

Аннотация.

В

статье

рассматриваются

инновационные

технологии, которые могут быть успешно внедрены в образовательный

процесс

начальной

школы

в

условиях

перехода

на

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты

(ФГОС)

третьего

поколения.

Рассмотрены

конкретные

примеры

использования

таких

технологий, как проектная деятельность, игровые технологии и цифровые

ресурсы. Уделено внимание роли учителя в применении инновационных

подходов, а также значению данных технологий для развития ключевых

компетенций обучающихся.

Ключевые слова:

инновационные технологии, начальная школа,

ФГОС третьего поколения, проектная деятельность, игровые технологии,

цифровые ресурсы, компетенции.

Переход

на

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты (ФГОС) третьего поколения в начальной школе ставит перед

педагогами

новые

задачи,

связанные

с

внедрением

инновационных

технологий. Эти технологии призваны сделать учебный процесс более

эффективным и разнообразным, способствуя развитию функциональной

грамотности и ключевых компетенций обучающихся. В условиях перехода

на ФГОС третьего поколения педагоги должны находить баланс между

классическими

подходами

и

новыми

образовательными

тенденциями,

которые

делают

обучение

интересным

и

соответствующим

запросам

современного общества.

Одной из ключевых особенностей нового стандарта является акцент

на

формирование

функциональной

грамотности.

В

этом

контексте

инновационные технологии играют важную роль, так как они помогают

учащимся не только усваивать теоретические знания, но и применять их в

практической

жизни.

Например,

использование

электронных

учебных

пособий, интерактивных досок и образовательных приложений позволяет

обучающимся самостоятельно находить и анализировать информацию,

развивая навыки работы с различными источниками данных. Таким образом,

школьники учатся критически мыслить, что является одной из ключевых

компетенций, заложенных в ФГОС третьего поколения.

Проектная деятельность становится еще одним важным инструментом

инновационного обучения. В рамках ФГОС третьего поколения большое

внимание уделяется проектным работам, которые позволяют учащимся

самостоятельно решать учебные задачи, формировать навыки коллективной

работы и развивать креативность. Например, в начальных классах можно

организовать проект на тему "Мой город", где учащиеся будут изучать

историю и особенности родного города, создавать макеты и презентации.

Такой подход не только повышает уровень знаний по предмету, но и

развивает коммуникативные и творческие способности детей. В процессе

работы над проектами школьники учатся планировать свои действия,

распределять

время

и

ресурсы,

что

способствует

развитию

самостоятельности и ответственности.

Использование игровых методов также является важной частью

инновационного обучения. В младшем школьном возрасте игра остаётся

важным элементом развития и обучения. Внедрение игровых методов

позволяет

увлечь

детей,

сделать

обучение

более

интересным

и

мотивирующим.

Например,

проведение

уроков

в

формате

квестов,

образовательных викторин или ролевых игр помогает обучающимся лучше

запомнить материал и понять его практическое применение. Игра как метод

позволяет создать положительную эмоциональную атмосферу на уроке, что

способствует

более

глубокому

и

осознанному

восприятию

учебного

материала.

Неотъемлемой

частью

инновационного

подхода

в

обучении

становится использование цифровых технологий. Сегодня в образовательный

процесс активно внедряются такие инструменты, как интерактивные доски,

планшеты, ноутбуки и специализированные образовательные программы.

Эти

технологии

позволяют

учителям

разнообразить

методы

подачи

материала, а ученикам — использовать индивидуальные образовательные

маршруты.

Например,

с

помощью

интерактивных

учебников

или

приложений можно предложить школьникам дополнительные задания,

которые они могут выполнить дома, или провести тестирование в онлайн-

формате. Это развивает навыки самоорганизации и самостоятельного поиска

знаний.

Использование

цифровых

инструментов

также

способствует

повышению

уровня

вовлеченности

обучающихся.

Применение

мультимедийных

ресурсов,

видеоматериалов

и

анимаций

позволяет

визуализировать сложные темы и сделать их более доступными для

понимания младшими школьниками. Например, при изучении природных

явлений можно использовать видеофрагменты, показывающие процессы в

природе, что делает уроки более наглядными и увлекательными. Кроме того,

такие

методы

способствуют

развитию

информационной

грамотности,

которая является важной компетенцией в условиях цифровой эпохи.

Кроме того, инновационные технологии открывают возможности для

индивидуализации образовательного процесса. Каждый ученик может

двигаться по своему образовательному маршруту, осваивая материал в своем

темпе. Например, с помощью электронных платформ и образовательных

приложений учитель может предлагать задания разного уровня сложности,

адаптированные под индивидуальные потребности учеников. Это особенно

важно для поддержки слабых учеников и одаренных детей, которым нужно

больше или меньше времени для усвоения материала.

Таким образом переход на ФГОС третьего поколения требует от

учителя не только технической подготовки, но и пересмотра своих

методических

подходов

к

обучению.

Инновационные

технологии

в

начальной

школе

становятся

важным

инструментом

формирования

ключевых компетенций, необходимых для успешного обучения и будущей

жизни. Их применение помогает детям лучше понимать учебный материал,

развивает

самостоятельность,

критическое

мышление

и

креативные

способности. Внедрение инновационных подходов требует от учителя

постоянного профессионального развития, чтобы успешно адаптировать

образовательный процесс к новым вызовам и потребностям общества.

Список литературы

1.

Ашрапова М., Тюряева С.Дж., Алиева М.Н. Инновационные

технологии в начальной школе // Теория и практика современной науки.

2019. №11 (53).

2.

Барма М.О., Романовская И.А. Использование инновационных

технологий в начальной школе // Территория науки. 2019. № 3.

3.

Нигматуллина Р.И., Емельянова Т.В. Инновационные технологии

в начальной школе // Теория и практика современной науки. 2018. №7 (37).



В раздел образования