Автор: Шальнова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное Общеобразовательное учреждение г. Красноармейск Городской округ Пушкинский Московской области "Центр образования № 1"
Населённый пункт: Московская область, Г.о. Пушкинский, г. красноармейск
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия
Тема: "Космическое путешествие"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Красноармейск Городского округа Пушкинский Московской области
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической
группе «Космическое путешествие»
(интеграция образовательных областей: ознакомление с
окружающим миром и ФЭМП)
Подготовила и провела: Шальнова Н. Н.
Дата проведения: 11.04.2023г.
Цель: уточнение и обобщение знаний о космосе.
Задачи:
Образовательные:
уточнить и расширить знания детей о космосе, о первом космонавте;
закрепить знание слов с противоположным значением (антонимов);
совершенствовать навыки счета в обратном порядке в пределах 10;
закреплять знания о временных понятиях.
Развивающие:
развивать познавательный интерес;
активизировать речь, расширять словарный запас детей, дополняя новыми
словами по теме;
развивать логическое мышление: формировать умение создавать постройку из
геометрических фигур по чертежу
;
развивать мелкую и общую моторику;
совершенствовать навыки ориентировки на листе бумаги;
Воспитательные:
совершенствовать умение работать коллективно;
воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта;
воспитывать чувство гордости за родную страну;
формировать бережное отношение к своей планете Земля;
Словарная работа: расширять словарный запас детей новыми словами:
иллюминатор, спутник, Вселенная, невесомость
Предварительная работа: беседа с детьми о предстоящем празднике «День
космонавтики», рассматривание фотоиллюстраций с изображением первого
космонавта, спутников земли, солнечной системы, чтение рассказов «Где живёт
вселенная?» И. Востряков, «Первый полет» А Крючек, чтение энциклопедии
«Космос», загадки о космосе.
Оборудование: мультимедийное оборудование (ноутбук, экран, проектор),
презентация, магнитные доски, фотоиллюстрации Ю. А. Гагарина, «собак Белка
и Стрелка», схемы ракет из геометрических фигур, геометрические фигуры,
вырезанные из картона
Раздаточный материал: картон темного цвета А4, «разноцветные звезды,
вырезанные из картона», бумажные салфетки.
1. Организационный момент:
Воспитатель:
- Внимание! Внимание! Спешу сообщить ребятам, которые любят
приключения и путешествовать, что сегодня нас ожидают таинственные и
захватывающие события. А чтобы узнать куда мы отправляемся, предлагаю,
вам, отгадать загадку:
Там все звезды и планеты,
Солнце, спутники, кометы,
Путь, как пролитое молоко
Все это находится так далеко.
Кто из вас, ребята, знает,
Быстро всем нам отвечает: (космос)
2. Основная часть.
Воспитатель:
- Знаете ли вы, что такое Космос? (слово «космос» означает «все на свете»)
Необъятный мир, который находится за пределами Земли.
Да, действительно, нет ему конца и предела. А ещё Космос называют
другим словом – Вселенная. Вселенная — это все, что существует. Мы с
вами тоже находимся во Вселенной.
- Что можно увидеть в космосе? (звезды, планеты)
- Когда и где мы можем видеть звезды? (ночью, на ночном небе)
- Когда мы смотрим на звезды, они какие? (маленькие, яркие, красивые..)
- А кроме звезд, что еще вы видели на небе? (днем — Солнце, а ночью луну).
- С самых давних времен люди каждую ночь смотрели в небо и удивлялись:
над их головами сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы
появиться следующей ночью. И там, где днем сверкало солнце, ночью сияла
луна, которая меняла свою форму. Почему это происходит, люди не
понимали, и объяснить не могли. Они задумывались над тем как бы
подняться выше облаков и узнать, что же там? А о полете в космос могли
только мечтать. Прошло много времени, пока люди научились строить
летательные аппараты.
- Как называются эти летательные аппараты? (ракеты)
Первыми в космос на ракете полетели не люди, а животные: сначала крысы,
а потом собаки: Белка и Стрелка. (воспитатель показывает фотографию
Белки и Стрелки)
Они больше суток летали вокруг земли и вернулись домой живыми и
невредимыми. И только после долгих исследований в космос полетел
человек.
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первый на планете
Подняться к звездам смог.
- Кто назовет имя первого космонавта? (Ю. А. Гагарин)
(воспитатель показывает фотографию Ю. А. Гагарина)
Много лет назад 12 апреля гражданин нашей страны Юрий Алексеевич
Гагарин первый полетел в космос.
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать
настоящий космонавт? Наверное, космонавт должен быть:
Игра «Скажи наоборот» (антонимы)
Слабый – сильный
Ленивый – трудолюбивый
Злой – добрый
Медлительный – быстрый
Неряшливый – аккуратный
Робкий – смелый
Трусливый – храбрый
Неуклюжий – ловкий
Воспитатель:
- А вы, ребята, хотели бы полететь в космос? (ответы детей).
- У нас сегодня есть такая возможность. Внимание! Внимание!
Мы отправимся в космическое путешествие, конечно же, не настоящее, а
воображаемое. Это серьезное событие и нам надо запомнить этот день.
- Итак, напомните:
- какое сейчас время года? (ответ детей)
- какой месяц? (ответ детей)
- какое число? (ответ детей)
- какой день недели? (ответ детей)
- какое время суток? (ответ детей)
Значит, мы отправляемся в полет (воспитатель называет время года,
месяц, число, день недели, время суток)
Воспитатель:
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете)
- Для полета в космос вам надо сконструировать ракету из геометрических
фигур по схеме. Внимание! Экипажам построиться. (дети поочередно
выкладывают на магнитной доске ракету из геометрических фигур)
- Назовите, какие геометрические фигуры вы использовали? (ответы детей)
- Мы говорили, каким должен быть космонавт. Давайте посмотрим, все ли
готовы полететь с нами в космос?
Физкультминутка
«Космонавт»
Раз-два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год (берутся руками за щеки, качают головой
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом
влево-вправо)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут)
Воспитатель:
- Все у нас сильные, смелые и внимательные.
- Займите места в космической ракете (дети садятся на свои места)
Воспитатель:
Наш космический корабль
Отправляется в полет.
Ждут нас испытания, сложные задания.
Начинаем мы обратный отсчет (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 пуск (дети
считают)
Слайд 1
Воспитатель:
- Вот мы и в космосе!
- В иллюминаторы мы видим много разных планет.
- Кто из вас знает, что такое иллюминатор? (окно на самолете или ракете, на
корабле)
Слайд 2
- Все они вращаются вокруг Солнца. Планеты и Солнце напоминают
дружную семью, которая называется Солнечная система. Глава этой семьи –
Солнце! Среди планет есть большие и маленькие. Одни из них находятся
ближе к Солнцу, другие – дальше от него. Каждая из планет вращается по
своей собственной орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается с
другой и не покидает Солнечной системы.
Слайд 3
Воспитатель:
- Наша ракета должна следовать заданному курсу. Для этого нам нужно
составить маршрут нашего полета. Обратите внимание, на ваших столах
находятся карты звездного неба, но на них нет звезд. Космический ветер
разметал их по всей вселенной.
- Ребята, давайте разместим звезды обратно на звездную карту.
- Подготовим наши пальчики. Мы с вами находимся в невесомости.
- Кто может сказать, что такое невесомость? (невесомость-состояние, когда
не чувствуешь своего тела и все предметы летают)
- Приготовились к разминке.
Кинезиологические упражнения:
1. «Лесенка»
2. «Лезгинка»
3. «Кулачки – ладошки в воздухе»
4. «Два пальца»
Воспитатель:
- А теперь приступаем к работе на карте, слушайте внимательно мои
указания!
1. Возьмите желтую звезду и положите ее в центр звездной карты.
2. Возьмите красную звезду и положите ее в верхний правый угол.
3. Возьмите серебряную звезду и поместите в нижний правый угол.
4. Возьмите голубую звезду и поместите в верхний левый угол.
5. Возьмите последнюю оранжевая звезду и поместите ее в нижний левый
угол.
Слайд 4
Воспитатель проверяет, все ли дети справились с заданием. Обращает
внимание детей на образец «карты со звездами» на экране
Воспитатель:
- Какие вы молодцы, справились с этим заданием.
- А теперь внимание: доложите, куда полетела наша ракета?
Слайды 5, 6, 7, 8
(Ракета отправилась в правый нижний угол. Ракета полетела в левый
верхний угол и т.д.)
Воспитатель:
- Ребята, пока мы с вами путешествовали на ракете, прошел метеоритный
дождь.
Слайды 9, 10
Воспитатель:
- Смотрите, какие разные камни в космическом пространстве! На какие
геометрические фигуры они похожи? (на треугольник, квадрат, овал, круг.
- Одинаковой ли они величины? (большие и маленькие)
- Посчитайте камни, похожие на квадраты (овалы, треугольники, круги).
Воспитатель:
- Молоды. Все правильно посчитали
Предлагаю выполнить гимнастику для глаз
Глаза крепко закрываем,
Вместе дружно открываем,
Снова крепко закрываем и опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать
Головою не крути влево, вправо посмотри.
Глаза влево, глаза вправо.
Упражнение на славу
Глаза вверх, глаза вниз,
Поработал, улыбнись.
Воспитатель:
- Мы с вами выполнили все поставленные задачи. Пришла пора возвращаться
на нашу планету.
Слайд 11
Воспитатель:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля)
Воспитатель:
- Посмотрите, какая красивая наша планета. Всем нам, живущим на Земле,
необходимо её беречь и охранять.
Воспитатель:
- Мы с вами вернулись из космического путешествия.
Возьмите салфетку и отправимся в наш детский сад, в нашу группу.
Воспитатель приглашает детей на ковер, предлагает одному ребенку
смять и бросить алфетку на ковер. Обращает внимание детей на то, что
одна брошенная салфетка не так заметна на ковре. Предлагает всем детям
смять и бросить салфетки.
Воспитатель:
- Посмотрите, если один человек бросит мусор - это не так заметно, если все
бросят салфетки, мусор, то в нашей группе будет грязно. Так и на Земле. От
нас с вами зависит, какая будет наша планета.
3. Итог.
Воспитатель:
- Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
- Что мы можем сделать для нашей планеты, чтобы она была красивой?
-
Что интересного вы узнали о космосе?
- Дети, вы сегодня были очень внимательные, старательные, правильно
отвечали на вопросы. Спасибо вам большое!