Напоминание

Сердце Родины: Патриотическое воспитание в дошкольном образовании"


Автор: Шахматова Светлана Анатольевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ №235
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Сердце Родины: Патриотическое воспитание в дошкольном образовании"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Сердце Родины. Патриотическое воспитание в дошкольном образовании»

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная задача, стоящая перед педагогическим

сообществом. Дошкольный возраст: время растить патриотов.

Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким

качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная

культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает

ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём

естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации,

который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и

развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в

конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.

Личность старшего дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности поколений:

определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет

путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС осуществляется в тесном взаимодействии с

воспитанием духовно-нравственным. Приоритетная необходимость воспитания патриотизма у

детей и молодёжи определяется программой «Патриотическое воспитание граждан Российской

Федерации», она ориентирована на период до 2020 года.

Обозначенные в государственных документах приоритеты и направления деятельности,

перекликаясь с основными положениями законов и стандартов, касающихся образовательной

сферы, предопределяют патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС, то есть

социализацию, формирование нравственно-патриотического сознания, инициативы и творчества

детей младшего возраста.

Условия формирования патриотических качеств в дошкольном возрасте ФГОС ДО определяет:

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания

условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-

нравственному и познавательному развитию формирующегося гражданина. Для этого ребёнок

должен заниматься такими видами деятельности, которые соответствуют его возрасту, вызывают

у него чувство радости, влияют на гармоничное развитие способностей умственных и физических.

Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это

благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-

чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его. Познание мира

начинается с восхищения: будь то утренний рассвет на берегу реки, куда ребёнок приехал с папой

на рыбалку, или сверкающие капли росы, которые он увидел по дороге в детский сад, или

захлёстывающие душу звуки торжественного марша во время парада в День Победы.

Многие впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе

прочную базу восхищения родным домом, детским садом, городом, где он живёт. Вместе с этим в

сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному городу – так незаметно

на благодатной почве дают первые всходы патриотические чувства.

Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит

яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо

знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и

народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту. Так, например, 4-7-

летним детям трудно воспринять рассказы о войне, если их рассказывает ветеран, однако в

процессе игры они пропускают события через себя, проникаясь гордостью за Отечество и

стремлением защитить его от врага.

Тема «Патриотическое воспитание дошкольников» тесно переплетается с понятием «моя

Родина». Ребёнок должен как можно раньше понять, что его Родина – это Россия со своими

собственными государственными символами и праздниками, национальными традициями. Это

огромное государство, великая держава, единая для всех, кто родился на её территории, любит её

и стремится сделать её красивее и сильнее. Любить Родину – это значит быть ей полезным. А для

этого надо многое уметь, многое знать. Помочь ребёнку осознать себя частью большой Родины –

основная задача патриотического воспитания как базы для формирования истинного гражданина

своей страны, готового служить интересам Отечества и защищать его, если придётся, даже ценой

своей жизни. «Моя Родина» - эти слова должны стать для ребёнка такими же естественными, как

«мои родители», «мой город», «мой детский сад».

Современная система российского дошкольного образования одной из приоритетных задач

выдвигает патриотическое воспитание в детском саду, где созданы педагогические условия,

необходимые для решения этой задачи в полном объёме: эвристическая среда, то есть

насыщенная позитивными эмоциями и дающая ребёнку возможность для проявления творческой

инициативы и самостоятельности; прочный контакт воспитателей с семьёй ребёнка, выстраивание

отношений взаимного доверия, привлечение родителей дошкольника к участию в педагогическом

процессе; подготовленность педагогов к данному направлению деятельности, постоянное

совершенствование профессионального уровня.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников определяет круг задач, стоящих перед

педагогическим коллективом детского сада по формированию у юного гражданина: любви к

семье, дому, детскому саду, городу, области, стране в целом; бережного отношения к истории;

понимания культурных традиций; гордости за спортивные и культурные успехи представителей

своего народа; уважения к национальным особенностям своего народа; толерантного отношения

к другим людям; нетерпимости к проявлениям социальных пороков. Многогранные качества

настоящего патриота формируются с младшего возраста. Происходит это бережно, постепенно,

непрестанно в сопровождении любящих родителей и компетентных воспитателей.

Патриотизм включает в себя:

-содержательный компонент: ребёнок овладевает представлениями и понятиями о мире,

который его окружает, в объёме, доступном его возрасту;

-эмоционально-побудительный: ребёнок получает личные положительные эмоции по отношению

к приобретаемым знаниям и окружающему миру, стремится расширить эти знания, испытывает

потребность в социально значимой деятельности;

-деятельный компонент: ребёнок приобретает систему нравственно-волевых качеств.

То, насколько успешным будет нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, зависит, в

первую очередь, от верного распределения методов и способов воспитания в соответствии с

возрастными ступенями и, соответственно, возможностями и психологическими особенностями

детей разного возраста:

-до четырёх лет ребёнок активно входит в окружающий мир, получает первые социальные

представления, усваивает нормы общения людей;

-в пять лет общественная направленность деятельности становится доминирующей; в шесть лет

эмоциональные переживания приобретают глубину и устойчивость, растёт осознанность

деятельности, обогащается содержание нравственно-волевых качеств.

Патриотическое воспитание старших дошкольников осуществляется на качественно новом уровне:

в этот период психологические особенности детей позволяют проводить специальную работу в

данном направлении. В старшем дошкольном возрасте у ребят расширяются возможности

умственного развития – это ведёт к увеличению объёма знаний об общественных явлениях.

Взрослые, руководя процессом усвоения ребёнком системы новых знаний, формируют у старших

дошкольников способности к анализу и сравнению, познавательные интересы, направленные в

том числе на социальные явления. В этом возрасте закладывается деятельное отношение к

Родине: стремление и умение проявлять заботу о близких, делать то, что важно для других,

беречь труд других людей, бережно относиться к природе, быть ответственным за свои поступки.

Появление мотивов социальной направленности деятельности – это основа формирования

нравственно-патриотических качеств маленького гражданина.

Программа патриотического воспитания разрабатывается и утверждается в образовательной

организации самостоятельно на основе ФГОС. Мероприятия по патриотическому воспитанию

направлены на то, чтобы формировать у детей представления о мире, который их окружает, а

также отношение к малой Родине и Отчизне. Все мероприятия планируются с учётом

особенностей и традиций конкретного детского образовательного учреждения, города, области.

Наиболее эффективные и распространённые: ознакомление детей с государственными

символами Российской Федерации: гербом, флагом, гимном; проектная деятельность в рамках

празднования Великой Победы; подготовка и проведение праздничных концертов для ветеранов,

детей войны, тружеников тыла; конкурсы стихов о Победе; акции «Письмо солдату» и «Письмо

ветерану»; тематические встречи в городских библиотеках; оформление стенда «Помню и

горжусь», уголков Славы, уголков Героев; тематические занятия «Города-герои», «Дети войны»;

беседы о природе родного края, родном городе, области, России; тематические игры.

Патриотические чувства у дошкольников – это результат целенаправленной и систематической

работы взрослых и их личного примера.



В раздел образования