Автор: Шахматова Светлана Анатольевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ №235
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Сердце Родины: Патриотическое воспитание в дошкольном образовании"
Раздел: дошкольное образование
«Сердце Родины. Патриотическое воспитание в дошкольном образовании»
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная задача, стоящая перед педагогическим
сообществом. Дошкольный возраст: время растить патриотов.
Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким
качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная
культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает
ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём
естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации,
который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и
развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в
конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.
Личность старшего дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности поколений:
определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет
путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС осуществляется в тесном взаимодействии с
воспитанием духовно-нравственным. Приоритетная необходимость воспитания патриотизма у
детей и молодёжи определяется программой «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации», она ориентирована на период до 2020 года.
Обозначенные в государственных документах приоритеты и направления деятельности,
перекликаясь с основными положениями законов и стандартов, касающихся образовательной
сферы, предопределяют патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС, то есть
социализацию, формирование нравственно-патриотического сознания, инициативы и творчества
детей младшего возраста.
Условия формирования патриотических качеств в дошкольном возрасте ФГОС ДО определяет:
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания
условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-
нравственному и познавательному развитию формирующегося гражданина. Для этого ребёнок
должен заниматься такими видами деятельности, которые соответствуют его возрасту, вызывают
у него чувство радости, влияют на гармоничное развитие способностей умственных и физических.
Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это
благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-
чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его. Познание мира
начинается с восхищения: будь то утренний рассвет на берегу реки, куда ребёнок приехал с папой
на рыбалку, или сверкающие капли росы, которые он увидел по дороге в детский сад, или
захлёстывающие душу звуки торжественного марша во время парада в День Победы.
Многие впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе
прочную базу восхищения родным домом, детским садом, городом, где он живёт. Вместе с этим в
сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному городу – так незаметно
на благодатной почве дают первые всходы патриотические чувства.
Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит
яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо
знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и
народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту. Так, например, 4-7-
летним детям трудно воспринять рассказы о войне, если их рассказывает ветеран, однако в
процессе игры они пропускают события через себя, проникаясь гордостью за Отечество и
стремлением защитить его от врага.
Тема «Патриотическое воспитание дошкольников» тесно переплетается с понятием «моя
Родина». Ребёнок должен как можно раньше понять, что его Родина – это Россия со своими
собственными государственными символами и праздниками, национальными традициями. Это
огромное государство, великая держава, единая для всех, кто родился на её территории, любит её
и стремится сделать её красивее и сильнее. Любить Родину – это значит быть ей полезным. А для
этого надо многое уметь, многое знать. Помочь ребёнку осознать себя частью большой Родины –
основная задача патриотического воспитания как базы для формирования истинного гражданина
своей страны, готового служить интересам Отечества и защищать его, если придётся, даже ценой
своей жизни. «Моя Родина» - эти слова должны стать для ребёнка такими же естественными, как
«мои родители», «мой город», «мой детский сад».
Современная система российского дошкольного образования одной из приоритетных задач
выдвигает патриотическое воспитание в детском саду, где созданы педагогические условия,
необходимые для решения этой задачи в полном объёме: эвристическая среда, то есть
насыщенная позитивными эмоциями и дающая ребёнку возможность для проявления творческой
инициативы и самостоятельности; прочный контакт воспитателей с семьёй ребёнка, выстраивание
отношений взаимного доверия, привлечение родителей дошкольника к участию в педагогическом
процессе; подготовленность педагогов к данному направлению деятельности, постоянное
совершенствование профессионального уровня.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников определяет круг задач, стоящих перед
педагогическим коллективом детского сада по формированию у юного гражданина: любви к
семье, дому, детскому саду, городу, области, стране в целом; бережного отношения к истории;
понимания культурных традиций; гордости за спортивные и культурные успехи представителей
своего народа; уважения к национальным особенностям своего народа; толерантного отношения
к другим людям; нетерпимости к проявлениям социальных пороков. Многогранные качества
настоящего патриота формируются с младшего возраста. Происходит это бережно, постепенно,
непрестанно в сопровождении любящих родителей и компетентных воспитателей.
Патриотизм включает в себя:
-содержательный компонент: ребёнок овладевает представлениями и понятиями о мире,
который его окружает, в объёме, доступном его возрасту;
-эмоционально-побудительный: ребёнок получает личные положительные эмоции по отношению
к приобретаемым знаниям и окружающему миру, стремится расширить эти знания, испытывает
потребность в социально значимой деятельности;
-деятельный компонент: ребёнок приобретает систему нравственно-волевых качеств.
То, насколько успешным будет нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, зависит, в
первую очередь, от верного распределения методов и способов воспитания в соответствии с
возрастными ступенями и, соответственно, возможностями и психологическими особенностями
детей разного возраста:
-до четырёх лет ребёнок активно входит в окружающий мир, получает первые социальные
представления, усваивает нормы общения людей;
-в пять лет общественная направленность деятельности становится доминирующей; в шесть лет
эмоциональные переживания приобретают глубину и устойчивость, растёт осознанность
деятельности, обогащается содержание нравственно-волевых качеств.
Патриотическое воспитание старших дошкольников осуществляется на качественно новом уровне:
в этот период психологические особенности детей позволяют проводить специальную работу в
данном направлении. В старшем дошкольном возрасте у ребят расширяются возможности
умственного развития – это ведёт к увеличению объёма знаний об общественных явлениях.
Взрослые, руководя процессом усвоения ребёнком системы новых знаний, формируют у старших
дошкольников способности к анализу и сравнению, познавательные интересы, направленные в
том числе на социальные явления. В этом возрасте закладывается деятельное отношение к
Родине: стремление и умение проявлять заботу о близких, делать то, что важно для других,
беречь труд других людей, бережно относиться к природе, быть ответственным за свои поступки.
Появление мотивов социальной направленности деятельности – это основа формирования
нравственно-патриотических качеств маленького гражданина.
Программа патриотического воспитания разрабатывается и утверждается в образовательной
организации самостоятельно на основе ФГОС. Мероприятия по патриотическому воспитанию
направлены на то, чтобы формировать у детей представления о мире, который их окружает, а
также отношение к малой Родине и Отчизне. Все мероприятия планируются с учётом
особенностей и традиций конкретного детского образовательного учреждения, города, области.
Наиболее эффективные и распространённые: ознакомление детей с государственными
символами Российской Федерации: гербом, флагом, гимном; проектная деятельность в рамках
празднования Великой Победы; подготовка и проведение праздничных концертов для ветеранов,
детей войны, тружеников тыла; конкурсы стихов о Победе; акции «Письмо солдату» и «Письмо
ветерану»; тематические встречи в городских библиотеках; оформление стенда «Помню и
горжусь», уголков Славы, уголков Героев; тематические занятия «Города-герои», «Дети войны»;
беседы о природе родного края, родном городе, области, России; тематические игры.
Патриотические чувства у дошкольников – это результат целенаправленной и систематической
работы взрослых и их личного примера.