Напоминание

"РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС"


Автор: Авдонина Гузель Мансуровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Лицей №78 "Фарватер"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




«РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ

ФГОС»

Введение

В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта

(ФГОС)

одним

из

ключевых

направлений

образовательного

процесса

является

формирование и развитие речевой компетенции учащихся. Уроки литературы играют

важную роль в решении данной задачи, так как они способствуют развитию критического

мышления, творческих способностей и навыков анализа текста.

Цель методической разработки – показать, как организовать уроки литературы,

способствующие развитию речи учащихся, с учетом требований ФГОС.

Цели и задачи уроков литературы в рамках ФГОС

Цели:

1. Развитие речевой компетенции учащихся.

2. Формирование умения анализировать и интерпретировать художественные

произведения.

3. Развитие навыков аргументации и ведения диалога.

4. Воспитание эстетического вкуса и нравственных качеств.

Задачи:

1. Формирование умения грамотно выражать свои мысли устно и письменно.

2. Обогащение словарного запаса.

3. Развитие навыков письменного анализа литературных произведений.

4. Содействие развитию критического мышления через обсуждение прочитанного.

5. Особенности работы с текстом на уроках литературы

Анализ текста: Чтение и анализ произведений способствует не только пониманию

содержания, но и развитию речевых навыков. Учитель должен задавать вопросы,

направленные на углубление восприятия текста, что побуждает учащихся выражать свои

мысли полнее и точнее.

Творческие задания: Задания, требующие от учащихся сочинения эссе, написания

писем или дневниковых записей от лица персонажей, способствуют развитию как

письменной, так и устной речи. Важным моментом является оценка не только

содержания, но и речевых особенностей.

Дискуссии и дебаты: На уроках литературы можно организовывать дискуссии по

поводу моральных и философских вопросов, поднимаемых в произведениях. Это

помогает учащимся развивать умение вести аргументированный диалог, высказывать и

защищать свою точку зрения.

Ролевая игра: Инсценировки по мотивам произведений позволяют ученикам не

только глубже погружаться в текст, но и развивать коммуникативные навыки через

ролевое взаимодействие. Принципы организации уроков для развития речи

Принцип активности: Урок должен быть построен так, чтобы учащиеся активно

участвовали в обсуждении текста, выражали свою точку зрения, задавали вопросы.

Принцип личностной направленности: Важно учитывать интересы, опыт и уровень

развития учащихся, предлагая задания, соответствующие их уровню подготовки и

интересам.

Принцип взаимного уважения и диалога: Организация работы на уроке должна

строиться на уважении к разным мнениям и поощрении конструктивного диалога.

Принцип

межпредметных

связей:

На

уроках

литературы

целесообразно

использовать материалы и знания из других предметов (история, обществознание), что

способствует расширению кругозора и обогащению речевой культуры учащихся.

Примеры упражнений для развития речи на уроках литературы

Анализ

отрывка

текста:

Учащимся

предлагается

небольшой

отрывок

из

произведения, который они должны проанализировать с точки зрения авторской позиции,

композиции, языковых средств.

Написание мини-сочинений:

Темы сочинений могут быть связаны с анализом

характера персонажей, обоснованием их поступков или обсуждением проблематики

произведения.

Словарная работа:

Обогащение словарного запаса через объяснение значений

сложных слов и выражений, встречающихся в тексте.

Инсценировка: Ученики разыгрывают сцену из произведения, при этом обращая

внимание на интонацию, темп речи и жесты, что способствует развитию не только

речевых, но и коммуникативных навыков.

Дебаты по произведению: Учитель предлагает проблемный вопрос, связанный с

произведением (например, "Кто виноват в трагедии героев?"), и организует обсуждение,

где учащиеся делятся своими мнениями.

Заключение

Развитие речи учащихся на уроках литературы – это важная составляющая

образовательного процесса, которая напрямую связана с формированием ключевых

компетенций,

необходимых

для

успешной

социализации

и

личностного

роста.

Применение

разнообразных

методов

и

приёмов

позволяет

учителю

эффективно

способствовать развитию речевых навыков, что является одной из целей ФГОС.

© Авдонина Г. М.



В раздел образования