Автор: Авдонина Гузель Мансуровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Лицей №78 "Фарватер"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС"
Раздел: среднее образование
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ
ФГОС»
Введение
В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта
(ФГОС)
одним
из
ключевых
направлений
образовательного
процесса
является
формирование и развитие речевой компетенции учащихся. Уроки литературы играют
важную роль в решении данной задачи, так как они способствуют развитию критического
мышления, творческих способностей и навыков анализа текста.
Цель методической разработки – показать, как организовать уроки литературы,
способствующие развитию речи учащихся, с учетом требований ФГОС.
Цели и задачи уроков литературы в рамках ФГОС
Цели:
1. Развитие речевой компетенции учащихся.
2. Формирование умения анализировать и интерпретировать художественные
произведения.
3. Развитие навыков аргументации и ведения диалога.
4. Воспитание эстетического вкуса и нравственных качеств.
Задачи:
1. Формирование умения грамотно выражать свои мысли устно и письменно.
2. Обогащение словарного запаса.
3. Развитие навыков письменного анализа литературных произведений.
4. Содействие развитию критического мышления через обсуждение прочитанного.
5. Особенности работы с текстом на уроках литературы
Анализ текста: Чтение и анализ произведений способствует не только пониманию
содержания, но и развитию речевых навыков. Учитель должен задавать вопросы,
направленные на углубление восприятия текста, что побуждает учащихся выражать свои
мысли полнее и точнее.
Творческие задания: Задания, требующие от учащихся сочинения эссе, написания
писем или дневниковых записей от лица персонажей, способствуют развитию как
письменной, так и устной речи. Важным моментом является оценка не только
содержания, но и речевых особенностей.
Дискуссии и дебаты: На уроках литературы можно организовывать дискуссии по
поводу моральных и философских вопросов, поднимаемых в произведениях. Это
помогает учащимся развивать умение вести аргументированный диалог, высказывать и
защищать свою точку зрения.
Ролевая игра: Инсценировки по мотивам произведений позволяют ученикам не
только глубже погружаться в текст, но и развивать коммуникативные навыки через
ролевое взаимодействие. Принципы организации уроков для развития речи
Принцип активности: Урок должен быть построен так, чтобы учащиеся активно
участвовали в обсуждении текста, выражали свою точку зрения, задавали вопросы.
Принцип личностной направленности: Важно учитывать интересы, опыт и уровень
развития учащихся, предлагая задания, соответствующие их уровню подготовки и
интересам.
Принцип взаимного уважения и диалога: Организация работы на уроке должна
строиться на уважении к разным мнениям и поощрении конструктивного диалога.
Принцип
межпредметных
связей:
На
уроках
литературы
целесообразно
использовать материалы и знания из других предметов (история, обществознание), что
способствует расширению кругозора и обогащению речевой культуры учащихся.
Примеры упражнений для развития речи на уроках литературы
Анализ
отрывка
текста:
Учащимся
предлагается
небольшой
отрывок
из
произведения, который они должны проанализировать с точки зрения авторской позиции,
композиции, языковых средств.
Написание мини-сочинений:
Темы сочинений могут быть связаны с анализом
характера персонажей, обоснованием их поступков или обсуждением проблематики
произведения.
Словарная работа:
Обогащение словарного запаса через объяснение значений
сложных слов и выражений, встречающихся в тексте.
Инсценировка: Ученики разыгрывают сцену из произведения, при этом обращая
внимание на интонацию, темп речи и жесты, что способствует развитию не только
речевых, но и коммуникативных навыков.
Дебаты по произведению: Учитель предлагает проблемный вопрос, связанный с
произведением (например, "Кто виноват в трагедии героев?"), и организует обсуждение,
где учащиеся делятся своими мнениями.
Заключение
Развитие речи учащихся на уроках литературы – это важная составляющая
образовательного процесса, которая напрямую связана с формированием ключевых
компетенций,
необходимых
для
успешной
социализации
и
личностного
роста.
Применение
разнообразных
методов
и
приёмов
позволяет
учителю
эффективно
способствовать развитию речевых навыков, что является одной из целей ФГОС.
© Авдонина Г. М.