Напоминание

"Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств"


Автор: Марущак Ульяна Анатольевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ 2-Пристанский детский сад "Полянка"
Населённый пункт: Кемеровская область, Мариинский р-н, д. Пристань 2-я
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов

«Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых

расстройств»

Значение

артикуляционной

гимнастики

в

коррекции

речевых

нарушений дошкольников.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное

значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой

речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и

желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет

взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на

характер человека.

Недостатки

речи

могут

привести

к

неуспеваемости,

породить

неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие

негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи

ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами

речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не

уменьшается, а растет.

Важно помнить, что речь не является врожденной способностью, она

формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из

условий нормального становления звукопроизношения является полноценная

работа артикуляционного аппарата.

Наш речевой аппарат — это сложная система, частями которой являются

язык, губы, щёки, нёбо, зубы, голосовые связки, трахеи, бронхи, лёгкие,

диафрагма. Большинство из них мышцы, а процесс звукопроизношения — это

сложный двигательный навык, который осуществляется при правильной и

чёткой работе всех частей речевого аппарата. Если мышцы сильные, упругие,

подвижные то мы имеем чёткие, дифференцированные движения речевого

аппарата и «чистую» речь, если же мышцы развиты недостаточно, они слабые,

вялые или же наоборот чрезмерно напряжённые, то, в этом случае, будет

нарушение звукопроизношения.

Что такое - артикуляционная гимнастика?

Артикуляционной

гимнастикой

называют

комплекс

упражнений,

направленных

на

тренировку

органов

артикуляции,

способствующих

правильному звукопроизношению.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников имеет несколько целей:

улучшение подвижности органов артикуляции;

увеличение объема и силы движений;

выработка навыков использования точных позиций губ и языка для

правильного произнесения того или иного звука.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для дошкольников

трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко

произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:

усилению кровообращения;

развитию гибкости органов речевого аппарата;

укреплению мышц лица.

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.

При

проведении

артикуляторной

гимнастики

особое

внимание

необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений. Важно

следить за следующими показателями:

чистота выполнения движений (без сопутствующих движений);

плавность движений, темп, нормальный тонусом мышц (без излишнего

напряжения или вялости);

объем движений;

умение удерживать движение определенное время;

переключаемость движений, т.е. возможностью перехода от одного

движения к другому;

точная координация движений языка и губ.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед

зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык.

Дело в том, что у взрослого человека артикуляция - автоматизированный

навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот

автоматизм, постоянно упражняясь, контролируя свои действия.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы

вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2

раза в день по 5 минут. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка

с названиями артикуляционных органов.

Артикуляционная гимнастика выполняется только сидя, чтобы другие

мышцы ребенка были расслаблены. Упражнения выполняются от простых к

сложным. Упражнение необходимо выполнять без напряжения, в спокойном

темпе. Каждое упражнение повторять по 5-7 раз. Если у ребенка не получается

сразу упражнение - не беда, проделайте вместе с ним упражнение и скажите, что

у Вас тоже не получается, но мы потренируемся и все получится. Чаще хвалите

дошкольника и ни в коем случае не выказывайте недовольство. Это придаст ему

уверенности в своих силах и снимет беспокойство за результат.

Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно

придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.

Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи

принадлежит учителю-логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно

для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы

дополнительные упражнения — с родителями, воспитателем группы детского

сада.



В раздел образования