Автор: Марущак Ульяна Анатольевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ 2-Пристанский детский сад "Полянка"
Населённый пункт: Кемеровская область, Мариинский р-н, д. Пристань 2-я
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
«Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых
расстройств»
Значение
артикуляционной
гимнастики
в
коррекции
речевых
нарушений дошкольников.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное
значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой
речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и
желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет
взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на
характер человека.
Недостатки
речи
могут
привести
к
неуспеваемости,
породить
неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие
негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи
ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами
речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не
уменьшается, а растет.
Важно помнить, что речь не является врожденной способностью, она
формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из
условий нормального становления звукопроизношения является полноценная
работа артикуляционного аппарата.
Наш речевой аппарат — это сложная система, частями которой являются
язык, губы, щёки, нёбо, зубы, голосовые связки, трахеи, бронхи, лёгкие,
диафрагма. Большинство из них мышцы, а процесс звукопроизношения — это
сложный двигательный навык, который осуществляется при правильной и
чёткой работе всех частей речевого аппарата. Если мышцы сильные, упругие,
подвижные то мы имеем чёткие, дифференцированные движения речевого
аппарата и «чистую» речь, если же мышцы развиты недостаточно, они слабые,
вялые или же наоборот чрезмерно напряжённые, то, в этом случае, будет
нарушение звукопроизношения.
Что такое - артикуляционная гимнастика?
Артикуляционной
гимнастикой
называют
комплекс
упражнений,
направленных
на
тренировку
органов
артикуляции,
способствующих
правильному звукопроизношению.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников имеет несколько целей:
улучшение подвижности органов артикуляции;
увеличение объема и силы движений;
выработка навыков использования точных позиций губ и языка для
правильного произнесения того или иного звука.
Важность занятий артикуляционной гимнастикой для дошкольников
трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко
произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:
усилению кровообращения;
развитию гибкости органов речевого аппарата;
укреплению мышц лица.
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.
При
проведении
артикуляторной
гимнастики
особое
внимание
необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений. Важно
следить за следующими показателями:
чистота выполнения движений (без сопутствующих движений);
плавность движений, темп, нормальный тонусом мышц (без излишнего
напряжения или вялости);
объем движений;
умение удерживать движение определенное время;
переключаемость движений, т.е. возможностью перехода от одного
движения к другому;
точная координация движений языка и губ.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед
зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык.
Дело в том, что у взрослого человека артикуляция - автоматизированный
навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот
автоматизм, постоянно упражняясь, контролируя свои действия.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2
раза в день по 5 минут. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка
с названиями артикуляционных органов.
Артикуляционная гимнастика выполняется только сидя, чтобы другие
мышцы ребенка были расслаблены. Упражнения выполняются от простых к
сложным. Упражнение необходимо выполнять без напряжения, в спокойном
темпе. Каждое упражнение повторять по 5-7 раз. Если у ребенка не получается
сразу упражнение - не беда, проделайте вместе с ним упражнение и скажите, что
у Вас тоже не получается, но мы потренируемся и все получится. Чаще хвалите
дошкольника и ни в коем случае не выказывайте недовольство. Это придаст ему
уверенности в своих силах и снимет беспокойство за результат.
Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно
придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.
Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи
принадлежит учителю-логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно
для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы
дополнительные упражнения — с родителями, воспитателем группы детского
сада.