Автор: Чистякова Ольга Владимировна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5 Населённый пункт: город Бердск, Новосибирской области Наименование материала: методическая разработка Тема: Климат Новосибирской области Раздел: среднее образование
Чистякова Ольга Владимировна
учитель географии высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 5
Новосибирская область, г.Бердск
Научно-практическая деятельность учащихся
на уроках географии в рамках реализации ФГОС
ФГОС
основного
общего
образования
предполагает
серьезные
изменения
в
организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании географии. На
современном этапе цель географического образования - формирование в сознании
учащихся
системы
взглядов,
принципов,
норм
поведения
в
отношении
к
географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся
мире. В результате цель школьной географии в рамках реализации ФГОС имеет три
уровня:
1)
формирование
научной
картины
мира;
2)
приобретение
школьниками
знаний и умений; 3) воспитание и всестороннее развитие личности. Изменились цели,
меняется
концепция
предмета
«география».
Произошла
интеграция
школьной
географии. Деления предмета на физическую и экономическую географию нет, есть
единый
предмет.
Современная
география
изучает
пространственно-временные
взаимосвязи, природно-антропогенные факторы и особенности развития различных
территориальных
систем,
т.е.
изучается
географическая
среда,
в
которой
живет
человек.
Несколько
иная
методическая
задача
стоит
перед
учителем
географии.
Она
выражается
в
практической
направленности
обучения.
Конечный
результат
определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять
их на практике, в повседневной жизни.
Отсюда
все
большее
значение
приобретает
направление,
предусматривающее
участие
школьников
в
научно-исследовательской
и
научно-практической
деятельности. Именно это направление и формирует у учащихся умения и навыки
практического
применения
теоретических
знаний.
Как
ничто
другое
позволяет
научить самостоятельно приобретать знания, уметь пользоваться ими при решении
новых
познавательных
и
практических
задач,
развивает
творческое
мышление,
логику,
учит
постановке
целей,
задач
и
самостоятельному
поиску
способов
их
достижения,
с
освоением
различных
методов.
Все
это
приобретается
на
основе
собственного опыта, что приводит к более глубокому осмыслению.
Метод проектов позволяет реализовать ФГОС по нескольким причинам:
во-первых, потому что в условиях классно-урочной системы занятий он наиболее
легко
вписывается
в
учебный
процесс.
Эта
технология
позволяет
достигать
поставленных
целей
по
географии
и
внеклассной
работе
любой
программой,
стандартом образования, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики,
педагогической психологии, частных методик;
во-вторых,
потому,
что
этот
метод
гуманистический,
обеспечивает
не
только
успешное
усвоение
учебного
материала,
но
и
интеллектуальное
и
нравственное
развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю
и друг другу;
в-третьих, потому, что проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность,
желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную
работу;
в-четвертых, потому, что объединяет предметы, т.е. интегрирует их.
Обучение простейшим приёмам исследовательской деятельности в географии
начинается с 5-го класса, а на каждой следующей ступени обучения применяются все
новые его возможности, усложняя тематику и вид проектов.
Процесс формирования навыков учебно-исследовательской деятельности в 5
классе включает три этапа. На начальном этапе необходимо рассказать учащимся о
методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно
оформить
результат
работы.
Так
как
исследовательская
деятельность
–
это
деятельность,
связанная
с
решением
творческой
задачи
с
заранее
неизвестным
решением и предполагающая наличие основных этапов, необходимо познакомить
учащихся с алгоритмом проведения исследовательской работы.
Так как ребята только начинают знакомиться с проектной деятельностью, на
начальном этапе учитель сам ставит проблему, намечает стратегию и тактику её
решения. Ответ в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку. Например,
при изучении темы «Горные породы» можно предложить ребятам провести мини-
исследование по вопросу: «Что превращает гранит в песок?» Ребята с помощью
учителя определяют цель исследования: «Изучить процесс разрушения гранита»;
задачи
исследования:
«Определить
факторы
разрушения
гранита».
В
ходе
исследования
выдвигаются
гипотезы,
которые
в
ходе
исследования
или
подтверждаются или опровергаются.
В процессе работы необходимо использовать различные приемы учебно-
исследовательской деятельности. Курс географии построен таким образом, что при
изучении одинаковых компонентов природы и хозяйственной деятельности схемы их
характеристики
во
многом
повторяются,
сходны
цели
изучения,
используемые
приёмы деятельности, в результате чего возникает возможность их повторения. Оно
обеспечивает
не
только
тренинг
в
применении
приёмов
исследовательской
деятельности,
но и позволяет
обдумывать и искать новые варианты решения
поставленной
задачи.
Таким
образом,
у
детей
формируется
опыт
творческой
деятельности.
На следующем этапе перед ребёнком ставится проблема, но путь её решения он
ищет самостоятельно или совместно с группой одноклассников. Исследование можно
проводить по группам, каждая из которых должна была самостоятельно разработать
этапы работы над проектом, распределить обязанности внутри группы, проработать
различные
источники
информации,
оформить
и
представить
работу
остальным
ученикам.
Задачи,
которые
предлагаются
учащимся,
отвечают
уровню
сформированности
навыков
учебно-исследовательской
деятельности
каждого
и
в
тоже время позволяют повышать «планку».
И на последнем
этапе - постановка проблемы, поиск приёмов исследования и
разработка
решения
осуществляется
ребёнком
самостоятельно.
В
результате
выстраивается последовательность использования формируемых приёмов с учётом их
объясняющей силы.
По
мере
развития
навыков
исследовательской
деятельности,
учащимся
предлагается
выполнять
информационные
и
творческие
проекты,
так
как
они
являются наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки
научной литературы. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов и
ребята представляют их.
Для
отслеживания
динамики
развития
навыков
учебно-исследовательской
деятельности
после
каждого
этапа
на
основе
критериев
необходимо
проводить
диагностику.
Формирование навыков учебно-исследовательской деятельности продолжается и на
следующих этапах изучения географии, постепенно усложняя тематику проектов.
Если в 5-6 классах ребятам предлагается в основном работа над исследовательскими
и
творческими
проектами,
то
в
7
классе
преобладают
уже
информационные,
требующие работы с большим объемом информации, которую ребята черпают из
различных источников.
В курсе 8-9 классов, при изучении «Географии России»,
в своих проектах
необходимо обращаться к проблемам родного города, осуществляя связь с реальной
повседневной
жизнью,
которая
протекает
рядом
с
нами.
При
этом
ребятам
необходимо работать не только с уже существующей информацией, но и проводить
анкетирования, опросы, самим анализировать полученную информацию.
В курсе 10-11 классов мы выходим уже на более глобальный уровень, изучаем
особенности
населения
и
хозяйства
различных
регионов
мира
через
призму
современных процессов в мировом сообществе. Например, в 11 классе при изучении
темы
«Особенности
стран
зарубежной
Азии»,
можно
предложить
проект
«Преодоление мирового экономического кризиса странами Зарубежной Азии» (на
примере Японии, Китая, Индии). Таким образом, знакомясь с особенностями стран в
кризисной
ситуации,
учащиеся
одновременно
изучают
и
общие
физико-
географические
и
экономико-географические,
культурные
о собенно сти
предложенных стран.
Таким образом, ФГОС - это сохранение фундаментального научного ядра, которым
всегда отличалось наше образование.
Это поворот от школы передачи знаний к
школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе
реализации стандарта основного общего образования лежит системнодеятельностный
подход,
предполагающий
широкое
внедрение
в
практику
обучения
проектной
и
исследовательской деятельности.