Напоминание

Климат Новосибирской области


Автор: Чистякова Ольга Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: город Бердск, Новосибирской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Климат Новосибирской области
Раздел: среднее образование





Назад




Чистякова Ольга Владимировна учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 5 Новосибирская область, г.Бердск
Научно-практическая деятельность учащихся

на уроках географии в рамках реализации ФГОС
ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании географии. На современном этапе цель географического образования - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. В результате цель школьной географии в рамках реализации ФГОС имеет три уровня: 1) формирование научной картины мира; 2) приобретение школьниками знаний и умений; 3) воспитание и всестороннее развитие личности. Изменились цели, меняется концепция предмета «география». Произошла интеграция школьной географии. Деления предмета на физическую и экономическую географию нет, есть единый предмет. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи, природно-антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных систем, т.е. изучается географическая среда, в которой живет человек. Несколько иная методическая задача стоит перед учителем географии. Она выражается в практической направленности обучения. Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни. Отсюда все большее значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в научно-исследовательской и научно-практической деятельности. Именно это направление и формирует у учащихся умения и навыки практического применения теоретических знаний. Как ничто другое позволяет научить самостоятельно приобретать знания, уметь пользоваться ими при решении новых познавательных и практических задач, развивает творческое мышление,
логику, учит постановке целей, задач и самостоятельному поиску способов их достижения, с освоением различных методов. Все это приобретается на основе собственного опыта, что приводит к более глубокому осмыслению. Метод проектов позволяет реализовать ФГОС по нескольким причинам: во-первых, потому что в условиях классно-урочной системы занятий он наиболее легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных целей по географии и внеклассной работе любой программой, стандартом образования, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик; во-вторых, потому, что этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу; в-третьих, потому, что проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу; в-четвертых, потому, что объединяет предметы, т.е. интегрирует их. Обучение простейшим приёмам исследовательской деятельности в географии начинается с 5-го класса, а на каждой следующей ступени обучения применяются все новые его возможности, усложняя тематику и вид проектов. Процесс формирования навыков учебно-исследовательской деятельности в 5 классе включает три этапа. На начальном этапе необходимо рассказать учащимся о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы. Так как исследовательская деятельность – это деятельность, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, необходимо познакомить учащихся с алгоритмом проведения исследовательской работы. Так как ребята только начинают знакомиться с проектной деятельностью, на начальном этапе учитель сам ставит проблему, намечает стратегию и тактику её решения. Ответ в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку. Например,
при изучении темы «Горные породы» можно предложить ребятам провести мини- исследование по вопросу: «Что превращает гранит в песок?» Ребята с помощью учителя определяют цель исследования: «Изучить процесс разрушения гранита»; задачи исследования: «Определить факторы разрушения гранита». В ходе исследования выдвигаются гипотезы, которые в ходе исследования или подтверждаются или опровергаются. В процессе работы необходимо использовать различные приемы учебно- исследовательской деятельности. Курс географии построен таким образом, что при изучении одинаковых компонентов природы и хозяйственной деятельности схемы их характеристики во многом повторяются, сходны цели изучения, используемые приёмы деятельности, в результате чего возникает возможность их повторения. Оно обеспечивает не только тренинг в применении приёмов исследовательской деятельности, но и позволяет обдумывать и искать новые варианты решения поставленной задачи. Таким образом, у детей формируется опыт творческой деятельности. На следующем этапе перед ребёнком ставится проблема, но путь её решения он ищет самостоятельно или совместно с группой одноклассников. Исследование можно проводить по группам, каждая из которых должна была самостоятельно разработать этапы работы над проектом, распределить обязанности внутри группы, проработать различные источники информации, оформить и представить работу остальным ученикам. Задачи, которые предлагаются учащимся, отвечают уровню сформированности навыков учебно-исследовательской деятельности каждого и в тоже время позволяют повышать «планку». И на последнем этапе - постановка проблемы, поиск приёмов исследования и разработка решения осуществляется ребёнком самостоятельно. В результате выстраивается последовательность использования формируемых приёмов с учётом их объясняющей силы. По мере развития навыков исследовательской деятельности, учащимся предлагается выполнять информационные и творческие проекты, так как они являются наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки
научной литературы. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов и ребята представляют их. Для отслеживания динамики развития навыков учебно-исследовательской деятельности после каждого этапа на основе критериев необходимо проводить диагностику. Формирование навыков учебно-исследовательской деятельности продолжается и на следующих этапах изучения географии, постепенно усложняя тематику проектов. Если в 5-6 классах ребятам предлагается в основном работа над исследовательскими и творческими проектами, то в 7 классе преобладают уже информационные, требующие работы с большим объемом информации, которую ребята черпают из различных источников. В курсе 8-9 классов, при изучении «Географии России», в своих проектах необходимо обращаться к проблемам родного города, осуществляя связь с реальной повседневной жизнью, которая протекает рядом с нами. При этом ребятам необходимо работать не только с уже существующей информацией, но и проводить анкетирования, опросы, самим анализировать полученную информацию. В курсе 10-11 классов мы выходим уже на более глобальный уровень, изучаем особенности населения и хозяйства различных регионов мира через призму современных процессов в мировом сообществе. Например, в 11 классе при изучении темы «Особенности стран зарубежной Азии», можно предложить проект «Преодоление мирового экономического кризиса странами Зарубежной Азии» (на примере Японии, Китая, Индии). Таким образом, знакомясь с особенностями стран в кризисной ситуации, учащиеся одновременно изучают и общие физико- географические и экономико-географические, культурные о собенно сти предложенных стран. Таким образом, ФГОС - это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось наше образование. Это поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системнодеятельностный
подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.


В раздел образования