Автор: Крамсакова Юлия Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 48"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Использование сторителлинга в работе учителя-логопеда"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс
«Сторителлинг – эффективное средство развития связной
речи»
Цель мастер-класса: повышение профессионального умения учителей –
логопедов в процессе активного общения по освоению опыта работы с
технологией сторителлинг.
Задачи мастер-класса:
• Познакомить учителей – логопедов с опытом работы по использованию
технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста;
•
Показать
участникам
мастер-класса
методы
и
приёмы
обучения
дошкольников сочинению историй;
•
Развивать
интерес
к
оригинальным
образовательным
технологиям,
инициативу, желание применять на практике данную технологию;
1 слайд - актуальность: Добрый день, уважаемые коллеги.
Мы знаем, что речь имеет большое значение в психологическом развитии
ребёнка, она является основанием для развития всех остальных видов
детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской.
Формирование ребенка как личности связано с развитием речи. Поэтому её
развитие
является
одной
из
важнейших
задач
нашей
работы
с
дошкольниками. От уровня развития связной речи зависит умение ребенка
общаться
с
людьми,
его
общее
интеллектуальное развитие,
культура. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития
устной речи.
Опыт работы в группе компенсирующей направленности показывает, что
даже, если дети владеют счетом, знают геометрические фигуры, достаточно
хорошо ориентируются в пространстве и времени, обладают другими
знаниями и навыками, связная речь у них в той или иной мере нарушена
всегда.
Рассказы детей даже на близкую им тему (о маме, о детских забавах, о
признаках наступающей весны и т.п.) нередко отличаются недостаточной
содержательностью,
непоследовательностью.
Предложения
в
основном
простые,
неполные.
Отсутствие
или
слабость
логичной
связи
дети
компенсируют навязчивым повторением одних и тех же слов.
2 слайд: Одной из главных задач развития связной речи ребёнка является
совершенствование монологической речи. Эта задача решается через
различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов,
освоение форм речи-рассуждения, пересказ литературных произведений, а
также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок,
создание разных видов творческих рассказов
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над
развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывает последний, т. к.
его подготовка и проведение всегда были и остаются одним из самых
трудных для детей.
Сегодня, наряду с традиционными методами и приемами работы по
речевому развитию, на помощь приходят нетрадиционные, одним из таких
методов является «сторителлинг». Этот метод позволяет обеспечивать
положительный настрой ребенка и поддерживать его интерес к выполняемым
заданиям и упражнениям.
3 слайд: Сторителлинг - это искусство увлекательного рассказа.
Термин
произошел
от англ. storytelling и
в
переводе
означает
«Рассказывание историй» - способ передачи информации и нахождение
смыслов через рассказывание историй».
Сторителлинг был разработан и благополучно проверен на собственном
опыте Дэвидом Армстронгом. Разрабатывая данную технику, Армстронг
принял к сведению известный общепсихологический фактор: что истории,
рассказанные от своего имени, выглядят более живыми, интересными,
увлекательными,
проще
соединяются
с
личным
опытом
и
легче
воспринимаются слушателями. Они увлекательнее и интереснее, чем
читаемая книга. Истории могут быть как абсолютно фантастическими, так и
приближенными к реальности.
4 слайд: В русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним -
«сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство
увлекательного рассказа. Сторителлинг можно назвать его современным
продолжением.
5 слайд В.С.:
Цель сторителлинга в логопедической практике –
повышение эффективности коррекции речи детей дошкольного возраста:
обогащение устной речи,
запоминание материала,
развитие грамотности,
развитие умственного восприятия и переработка информации,
повышение эффективности игровой мотивации.
Это вариант неформального обучения с использованием любого сюжетно
связанного повествования. Задачи представлены на слайде.
6
слайд: Выделяют
несколько
сторон
успешности
сторителлинга:
эмоциональная,
смысловая,
речевая.
Вся
работа
с
использованием
сторителлинга опирается на общие дидактические принципы, которые
также представленных на слайде:
- систематичность и последовательность. Данный принцип предполагает
постепенный переход воспитанника из пассивного слушателя в активного
участника деятельности по созданию истории. На первом этапе педагогом
задается «канва истории», дети – активные слушатели в процесс создания и
рассказывания историй. Далее дети создают истории самостоятельно, следуя
заданию и рекомендациям педагога; моделируют различные ситуации и ищут
пути выхода; анализируют истории самостоятельно или с педагогом.
- учет возрастных и индивидуальных особенностей. Принцип позволяет
достичь эффективности в работе через индивидуальный подход к каждому
ребёнку, с учётом его возрастных, психофизиологических и речевых
возможностей
(заинтересованность,
воображение,
импровизацию,
эмоциональное внимание, и память ребенка и т.д.).
- учет структуры дефекта. Предполагает определение ведущего нарушения,
соотношения первичных и вторичных признаков. воздействие на все
структурные компоненты языка.
- поэтапность
коррекции
речи.
Последовательно
формирование
предпосылок для перехода от одного этапа к другому. Каждый этап
характеризуется
своими
целями
и
задачами,
методами
и
приемами
коррекции.
- активизации речевой практики. Данный принцип позволяет использовать
наиболее адекватные разнообразные приёмы, обеспечивающие речевую
активность детей в различных видах деятельности.
7 слайд: Выделяют следующие виды сторителлинга:
Сторителлинг на основе реальных ситуаций. Например, какая-то ситуация
в группе, которую следует решить. Данный вид сторителлинга является
хорошим инструментом сплочения детского коллектива, т.к. его можно
использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.)
Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный
рассказчик дает требующую информацию. Этот метод используется для
повышения интереса к данной теме.
Сторителлинг на основе сценария: ребенок становится участником
истории и достигает различных результатов. Метод хорошо подходит, когда
педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт.
Сторителлинг
на
основе
проблемных
ситуаций:
способ
решения
проблемы с наилучшими результатами.
8 слайд: Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко
запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский
интерес, программную тематику, договариваемся, о ком будет история, т. е.
выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика,
детектив или смешная история).
9
слайд: Технология
«сторителлинг»
многоцелевая,
решающая
много
обучающих, развивающих и воспитательных задач. В наших группах мы
реализуем данную технологию с помощью игры «Кубики историй».
«Кубики Историй» – это игра, где между игроками нет конкуренции – в
«Кубиках историй» нет побежденных или победителей, ведь все участники
по очереди придумывают и рассказывают приключения какого-то героя.
10 слайд: В своей практике, мы используем кубики в подгрупповой и
индивидуальной работе. На индивидуальных занятиях задаём тему рассказа
(сказки), затем ребенок выбрасывает или выбирает кубик, рассматривает
картинку и сам придумывает дальнейшее развитие истории. На занятии
используем 3-4 кубика. Например, во время проведения артикуляционной
гимнастики, ребенку задаю тему рассказа «Жил был Язычок» и т.д.
На подгрупповом занятии, дети придумывают одну историю на всех. Каждый
участник добавляет к уже придуманному до него сюжету свою часть на
основе
выбранного
изображения.
Любая
лексическая
тема
может
закрепляться историей в картинках. Посредством этой истории вводится
новый и закрепляется пройденный лексический и грамматический материал.
На начальном этапе дети в своих рассказах используют конкретный образ,
который выпадает на кубике. При систематическом использовании «кубиков
историй» дети, начинают связывать образ на кубике, с какими-то своими
ассоциациями, и тогда рассказ становится полнее и интереснее. Преследуя
эту цель, мы настраиваем детей на работу, например, таким упражнением,
как «Ассоциации».
Упражнение "Ассоциации".
Объясняю играющим, что сейчас я достану кубик и назову одну из картинок,
а задача ребенка слева - сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло
ему на ум.
Следующий ребенок дает свою ассоциацию на его слово-ассоциацию, и т. д.
В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно
разные слова. Например, цепочка ассоциаций - слов может быть такой:
автобус – толкучка – утро – поездка - … Начинать игру нужно по очереди, по
кругу.
Сейчас я предлагаю Вам поиграть в эту игру «Ассоциации».
Я
предлагаю
Вам
сочинить
историю,
используя
технику
«сторителлинг».
По правилам первый игрок достаёт из коробки кубик, бросает его, и в
зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную
историю. Затем следующий игрок достаёт и бросает кубик и продолжает
историю, не теряя нить рассказа. И так до конца повествования.
11-12 слайды: А сейчас мы хотим предложить вашему вниманию истории,
которые были придуманы нашими дошколятами.
13 слайд:
Итак,
использование
интерактивного
метода
сторителлинг
на
логопедических занятиях позволяет:
- осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие,
- разнообразить образовательную деятельность с детьми;
-
научить детей воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
- обогатить устную речь дошкольников;
-
облегчить процесс запоминания сюжета;
- повысить мотивацию детей на занятиях,
- формировать сотрудничество между ребенком и логопедом.
Сторителлинг позволяет увлечь воспитанника в процесс рассказывания легко
и непринужденно. Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки,
помогает ребенку более выразительно построить свой монолог, помогает
избавиться от так называемого "страха говорения".
Ребенок начинает воспринимать логопеда как помощника, к советам
которого прислушивается. Метод помогает изменить не только негативное
отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более
инициативным, эмоциональным, коммуникабельным. У ребёнка появляется
своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении.
Таким образом, сторителлинг является универсальным методом воздействия
в коррекционной работе логопеда. Это эффективный метод преподнесения
любого материала.
13 слайд: Спасибо за сотрудничество!