Напоминание

"Использование сторителлинга в работе учителя-логопеда"


Автор: Крамсакова Юлия Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 48"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Использование сторителлинга в работе учителя-логопеда"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс

«Сторителлинг – эффективное средство развития связной

речи»

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения учителей –

логопедов в процессе активного общения по освоению опыта работы с

технологией сторителлинг.

Задачи мастер-класса:

• Познакомить учителей – логопедов с опытом работы по использованию

технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста;

Показать

участникам

мастер-класса

методы

и

приёмы

обучения

дошкольников сочинению историй;

Развивать

интерес

к

оригинальным

образовательным

технологиям,

инициативу, желание применять на практике данную технологию;

1 слайд - актуальность: Добрый день, уважаемые коллеги.

Мы знаем, что речь имеет большое значение в психологическом развитии

ребёнка, она является основанием для развития всех остальных видов

детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской.

Формирование ребенка как личности связано с развитием речи. Поэтому её

развитие

является

одной

из

важнейших

задач

нашей

работы

с

дошкольниками. От уровня развития связной речи зависит умение ребенка

общаться

с

людьми,

его

общее

интеллектуальное развитие,

культура. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития

устной речи.

Опыт работы в группе компенсирующей направленности показывает, что

даже, если дети владеют счетом, знают геометрические фигуры, достаточно

хорошо ориентируются в пространстве и времени, обладают другими

знаниями и навыками, связная речь у них в той или иной мере нарушена

всегда.

Рассказы детей даже на близкую им тему (о маме, о детских забавах, о

признаках наступающей весны и т.п.) нередко отличаются недостаточной

содержательностью,

непоследовательностью.

Предложения

в

основном

простые,

неполные.

Отсутствие

или

слабость

логичной

связи

дети

компенсируют навязчивым повторением одних и тех же слов.

2 слайд: Одной из главных задач развития связной речи ребёнка является

совершенствование монологической речи. Эта задача решается через

различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов,

освоение форм речи-рассуждения, пересказ литературных произведений, а

также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок,

создание разных видов творческих рассказов

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над

развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывает последний, т. к.

его подготовка и проведение всегда были и остаются одним из самых

трудных для детей.

Сегодня, наряду с традиционными методами и приемами работы по

речевому развитию, на помощь приходят нетрадиционные, одним из таких

методов является «сторителлинг». Этот метод позволяет обеспечивать

положительный настрой ребенка и поддерживать его интерес к выполняемым

заданиям и упражнениям.

3 слайд: Сторителлинг - это искусство увлекательного рассказа.

Термин

произошел

от англ. storytelling и

в

переводе

означает

«Рассказывание историй» - способ передачи информации и нахождение

смыслов через рассказывание историй».

Сторителлинг был разработан и благополучно проверен на собственном

опыте Дэвидом Армстронгом. Разрабатывая данную технику, Армстронг

принял к сведению известный общепсихологический фактор: что истории,

рассказанные от своего имени, выглядят более живыми, интересными,

увлекательными,

проще

соединяются

с

личным

опытом

и

легче

воспринимаются слушателями. Они увлекательнее и интереснее, чем

читаемая книга. Истории могут быть как абсолютно фантастическими, так и

приближенными к реальности.

4 слайд: В русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним -

«сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство

увлекательного рассказа. Сторителлинг можно назвать его современным

продолжением.

5 слайд В.С.:

Цель сторителлинга в логопедической практике

повышение эффективности коррекции речи детей дошкольного возраста:

обогащение устной речи,

запоминание материала,

развитие грамотности,

развитие умственного восприятия и переработка информации,

повышение эффективности игровой мотивации.

Это вариант неформального обучения с использованием любого сюжетно

связанного повествования. Задачи представлены на слайде.

6

слайд: Выделяют

несколько

сторон

успешности

сторителлинга:

эмоциональная,

смысловая,

речевая.

Вся

работа

с

использованием

сторителлинга опирается на общие дидактические принципы, которые

также представленных на слайде:

- систематичность и последовательность. Данный принцип предполагает

постепенный переход воспитанника из пассивного слушателя в активного

участника деятельности по созданию истории. На первом этапе педагогом

задается «канва истории», дети – активные слушатели в процесс создания и

рассказывания историй. Далее дети создают истории самостоятельно, следуя

заданию и рекомендациям педагога; моделируют различные ситуации и ищут

пути выхода; анализируют истории самостоятельно или с педагогом.

- учет возрастных и индивидуальных особенностей. Принцип позволяет

достичь эффективности в работе через индивидуальный подход к каждому

ребёнку, с учётом его возрастных, психофизиологических и речевых

возможностей

(заинтересованность,

воображение,

импровизацию,

эмоциональное внимание, и память ребенка и т.д.).

- учет структуры дефекта. Предполагает определение ведущего нарушения,

соотношения первичных и вторичных признаков. воздействие на все

структурные компоненты языка.

- поэтапность

коррекции

речи.

Последовательно

формирование

предпосылок для перехода от одного этапа к другому. Каждый этап

характеризуется

своими

целями

и

задачами,

методами

и

приемами

коррекции.

- активизации речевой практики. Данный принцип позволяет использовать

наиболее адекватные разнообразные приёмы, обеспечивающие речевую

активность детей в различных видах деятельности.

7 слайд: Выделяют следующие виды сторителлинга:

Сторителлинг на основе реальных ситуаций. Например, какая-то ситуация

в группе, которую следует решить. Данный вид сторителлинга является

хорошим инструментом сплочения детского коллектива, т.к. его можно

использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.)

Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный

рассказчик дает требующую информацию. Этот метод используется для

повышения интереса к данной теме.

Сторителлинг на основе сценария: ребенок становится участником

истории и достигает различных результатов. Метод хорошо подходит, когда

педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт.

Сторителлинг

на

основе

проблемных

ситуаций:

способ

решения

проблемы с наилучшими результатами.

8 слайд: Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко

запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский

интерес, программную тематику, договариваемся, о ком будет история, т. е.

выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика,

детектив или смешная история).

9

слайд: Технология

«сторителлинг»

многоцелевая,

решающая

много

обучающих, развивающих и воспитательных задач. В наших группах мы

реализуем данную технологию с помощью игры «Кубики историй».

«Кубики Историй» – это игра, где между игроками нет конкуренции – в

«Кубиках историй» нет побежденных или победителей, ведь все участники

по очереди придумывают и рассказывают приключения какого-то героя.

10 слайд: В своей практике, мы используем кубики в подгрупповой и

индивидуальной работе. На индивидуальных занятиях задаём тему рассказа

(сказки), затем ребенок выбрасывает или выбирает кубик, рассматривает

картинку и сам придумывает дальнейшее развитие истории. На занятии

используем 3-4 кубика. Например, во время проведения артикуляционной

гимнастики, ребенку задаю тему рассказа «Жил был Язычок» и т.д.

На подгрупповом занятии, дети придумывают одну историю на всех. Каждый

участник добавляет к уже придуманному до него сюжету свою часть на

основе

выбранного

изображения.

Любая

лексическая

тема

может

закрепляться историей в картинках. Посредством этой истории вводится

новый и закрепляется пройденный лексический и грамматический материал.

На начальном этапе дети в своих рассказах используют конкретный образ,

который выпадает на кубике. При систематическом использовании «кубиков

историй» дети, начинают связывать образ на кубике, с какими-то своими

ассоциациями, и тогда рассказ становится полнее и интереснее. Преследуя

эту цель, мы настраиваем детей на работу, например, таким упражнением,

как «Ассоциации».

Упражнение "Ассоциации".

Объясняю играющим, что сейчас я достану кубик и назову одну из картинок,

а задача ребенка слева - сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло

ему на ум.

Следующий ребенок дает свою ассоциацию на его слово-ассоциацию, и т. д.

В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно

разные слова. Например, цепочка ассоциаций - слов может быть такой:

автобус – толкучка – утро – поездка - … Начинать игру нужно по очереди, по

кругу.

Сейчас я предлагаю Вам поиграть в эту игру «Ассоциации».

Я

предлагаю

Вам

сочинить

историю,

используя

технику

«сторителлинг».

По правилам первый игрок достаёт из коробки кубик, бросает его, и в

зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную

историю. Затем следующий игрок достаёт и бросает кубик и продолжает

историю, не теряя нить рассказа. И так до конца повествования.

11-12 слайды: А сейчас мы хотим предложить вашему вниманию истории,

которые были придуманы нашими дошколятами.

13 слайд:

Итак,

использование

интерактивного

метода

сторителлинг

на

логопедических занятиях позволяет:

- осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие,

- разнообразить образовательную деятельность с детьми;

-

научить детей воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

- обогатить устную речь дошкольников;

-

облегчить процесс запоминания сюжета;

- повысить мотивацию детей на занятиях,

- формировать сотрудничество между ребенком и логопедом.

Сторителлинг позволяет увлечь воспитанника в процесс рассказывания легко

и непринужденно. Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки,

помогает ребенку более выразительно построить свой монолог, помогает

избавиться от так называемого "страха говорения".

Ребенок начинает воспринимать логопеда как помощника, к советам

которого прислушивается. Метод помогает изменить не только негативное

отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более

инициативным, эмоциональным, коммуникабельным. У ребёнка появляется

своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении.

Таким образом, сторителлинг является универсальным методом воздействия

в коррекционной работе логопеда. Это эффективный метод преподнесения

любого материала.

13 слайд: Спасибо за сотрудничество!



В раздел образования