Напоминание

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями через нетрадиционные техники аппликации


Автор: Лолока Анна Викторовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ СО КРЦ "Орлёнок"
Населённый пункт: Ставропольский край, пос.Подкумок, ул.Железнодорожная 63
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями через нетрадиционные техники аппликации
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями

через нетрадиционные техники аппликации.

Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее –

дети с ОВЗ), педагоги стационарного отделения «Мать и дитя» обращают

внимание на то, что им не хватает уверенности в себе, воображения,

самостоятельности,

плохо

развита

крупна

и

мелкая

моторика

рук.

Использование нетрадиционных техник в аппликации пробуждает у ребят

интерес к экспериментам, самостоятельному творчеству, раскрепощает,

помогает

начать

работать

увереннее,

независимо

от

степени

их

способностей, развивает ручные умения и трудовые навыки, чувство формы,

глазомер и цветоощущение.

В Краевом реабилитационном центре «Орленок» социальные педагоги

в своей работе с детьми с ОВЗ практикуют такие виды аппликации как:

аппликация из салфеток, обрывная аппликация, аппликация из ниток, из

круп, макарон и семян, аппликация из ватных дисков, из листьев, из

пластилина, из песка, аппликация в технике «торцевания».

В первую очередь педагог знакомит детей со свойствами разных

материалов, учит различать геометрические фигуры,

цвет предметов,

устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое,

выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на

листе бумаги. Основное требование при использовании нетрадиционных

техник аппликации - не навязывать детям свою точку зрения на окружающий

мир, дать возможность самовыражения творческого потенциала.

Салфетки - очень интересный материал для творчества. Используя

бумагу различной фактуры, ребята делают различные объемные поделки.

Такой вид аппликации дает возможность создавать шедевры без ножниц,

развивает мелкую моторику рук и тактильное восприятие.

При работе в технике обрывной аппликации бумага разрывается на

кусочки и из них составляется изображение. Постепенно технику можно

усложнять: не просто рвать салфетки, как получится, а выщипывать, или

обрывать контурный рисунок.

Темами изображений из ниток может быть все, что угодно: природа,

звери, птицы, цветы. Благодаря нетрадиционной технике «ниткография»,

картинки становятся пушистыми и мягкими, чем очень привлекают внимание

детей. Аппликации из ниток на картоне различают по способу выполнения.

Они могут быть сделаны из скрученных, нарезанных ниток, а также ими

можно просто обводить рисунок по контуру или заполнять его прядями из

ниток.

В работе с детьми младшего возраста используются: крупа, семечки,

макаронные изделия. Перебирать предметы пальцами, учиться совершать

щипковые движения важно. Поделки можно раскрашивать в различные цвета

с помощью гуаши и воды, тем самым изучать основные цвета.

Для аппликаций используются не только ватные диски, но и вата.

Многим детям

нравится делать простейшие аппликации – снеговика,

гусеницу, цветы из ватных кружочков. Вата позволяет развить моторику и

тактильные ощущения у ребёнка. Её можно красить, и тогда пространство

для творческих экспериментов расширяется.

Изготовление аппликации из природного материала процесс очень

хрупкий, но данная работа укрепляет мышцы пальцев и кистей, обеспечивает

смену тонуса мускулатуры рук. Конечно, развивается фантазия, образное

мышление, воображение.

Занимаясь лепкой из пластилина можно сказать, что это самый главный

процесс

занятия,

потому

что

задействованы

обе

руки,

а

значит,

активизируется работа обеих полушарий головного мозга. При работе детей с

ОВЗ с пластилином, польза для мелкой моторики заключается в самом

процессе взаимодействия с пластилином, а не в полученном результате.

Важно, чтобы ребенок мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их

между ладошками; размазывание теплого пластилина приводит к усиленному

кровотоку к пальцам и возбуждению нервных окончаний.

Аппликации из песка нравятся детям любого возраста. Рисовать песком

несложно – невероятно, но горстка песка неожиданно может превратиться в

дерево, салют, ежика и даже в цветок. Рисуя цветным песком, ребенок

развивает мелкую моторику рук и координацию движений, которые

необходимы

для

формирования

речи,

памяти,

логического,

пространственного, образного мышления.

Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда они видят

готовую работу, которая выполнена собственными руками, да еще и

участвует в выставке на обозрении всех, то нет предела детской радости,

восхищения, гордости за свой труд.

Стационарное отделение

«Мать и дитя»

Лолока А.В.



В раздел образования