Автор: Лолока Анна Викторовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ СО КРЦ "Орлёнок"
Населённый пункт: Ставропольский край, пос.Подкумок, ул.Железнодорожная 63
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями через нетрадиционные техники аппликации
Раздел: дополнительное образование
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями
через нетрадиционные техники аппликации.
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее –
дети с ОВЗ), педагоги стационарного отделения «Мать и дитя» обращают
внимание на то, что им не хватает уверенности в себе, воображения,
самостоятельности,
плохо
развита
крупна
и
мелкая
моторика
рук.
Использование нетрадиционных техник в аппликации пробуждает у ребят
интерес к экспериментам, самостоятельному творчеству, раскрепощает,
помогает
начать
работать
увереннее,
независимо
от
степени
их
способностей, развивает ручные умения и трудовые навыки, чувство формы,
глазомер и цветоощущение.
В Краевом реабилитационном центре «Орленок» социальные педагоги
в своей работе с детьми с ОВЗ практикуют такие виды аппликации как:
аппликация из салфеток, обрывная аппликация, аппликация из ниток, из
круп, макарон и семян, аппликация из ватных дисков, из листьев, из
пластилина, из песка, аппликация в технике «торцевания».
В первую очередь педагог знакомит детей со свойствами разных
материалов, учит различать геометрические фигуры,
цвет предметов,
устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое,
выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на
листе бумаги. Основное требование при использовании нетрадиционных
техник аппликации - не навязывать детям свою точку зрения на окружающий
мир, дать возможность самовыражения творческого потенциала.
Салфетки - очень интересный материал для творчества. Используя
бумагу различной фактуры, ребята делают различные объемные поделки.
Такой вид аппликации дает возможность создавать шедевры без ножниц,
развивает мелкую моторику рук и тактильное восприятие.
При работе в технике обрывной аппликации бумага разрывается на
кусочки и из них составляется изображение. Постепенно технику можно
усложнять: не просто рвать салфетки, как получится, а выщипывать, или
обрывать контурный рисунок.
Темами изображений из ниток может быть все, что угодно: природа,
звери, птицы, цветы. Благодаря нетрадиционной технике «ниткография»,
картинки становятся пушистыми и мягкими, чем очень привлекают внимание
детей. Аппликации из ниток на картоне различают по способу выполнения.
Они могут быть сделаны из скрученных, нарезанных ниток, а также ими
можно просто обводить рисунок по контуру или заполнять его прядями из
ниток.
В работе с детьми младшего возраста используются: крупа, семечки,
макаронные изделия. Перебирать предметы пальцами, учиться совершать
щипковые движения важно. Поделки можно раскрашивать в различные цвета
с помощью гуаши и воды, тем самым изучать основные цвета.
Для аппликаций используются не только ватные диски, но и вата.
Многим детям
нравится делать простейшие аппликации – снеговика,
гусеницу, цветы из ватных кружочков. Вата позволяет развить моторику и
тактильные ощущения у ребёнка. Её можно красить, и тогда пространство
для творческих экспериментов расширяется.
Изготовление аппликации из природного материала процесс очень
хрупкий, но данная работа укрепляет мышцы пальцев и кистей, обеспечивает
смену тонуса мускулатуры рук. Конечно, развивается фантазия, образное
мышление, воображение.
Занимаясь лепкой из пластилина можно сказать, что это самый главный
процесс
занятия,
потому
что
задействованы
обе
руки,
а
значит,
активизируется работа обеих полушарий головного мозга. При работе детей с
ОВЗ с пластилином, польза для мелкой моторики заключается в самом
процессе взаимодействия с пластилином, а не в полученном результате.
Важно, чтобы ребенок мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их
между ладошками; размазывание теплого пластилина приводит к усиленному
кровотоку к пальцам и возбуждению нервных окончаний.
Аппликации из песка нравятся детям любого возраста. Рисовать песком
несложно – невероятно, но горстка песка неожиданно может превратиться в
дерево, салют, ежика и даже в цветок. Рисуя цветным песком, ребенок
развивает мелкую моторику рук и координацию движений, которые
необходимы
для
формирования
речи,
памяти,
логического,
пространственного, образного мышления.
Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда они видят
готовую работу, которая выполнена собственными руками, да еще и
участвует в выставке на обозрении всех, то нет предела детской радости,
восхищения, гордости за свой труд.
Стационарное отделение
«Мать и дитя»
Лолока А.В.