Автор: Постнова Екатерина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №1 с углубленным изучением физики и математики им. А.П. Завенягина"
Населённый пункт: г.Норильск
Наименование материала: реферативная работа
Тема: Профориентационная работа со старшеклассниками
Раздел: среднее образование
Тема:
«
Профориентационная работа со старшеклассниками»
Выполнена:
Постнова Екатерина Алексеевна
Норильск – 2024 г.
2
Содержание
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Понятие и особенности профориентационной работы.........................4
1.1 Профориентационная работа в системе образования.................................4
1.2 Виды и методы профориентации..................................................................6
Глава 2. Место и роль педагого-психологического консультации в
профориентационной работе со старшеклассниками..........................................9
2.1 Цели и задачи профессиональной консультации........................................9
2.2 Цели и задачи профориентационной диагностики...................................11
Заключение............................................................................................................15
Список использованной литературы...................................................................16
3
Введение
Актуальность темы. Выбор профессии сложная и долговременная задача,
а особенно в подростковом возрасте. Чтобы выбрать профессию подросток
сталкивается со многими трудностями одновременно, решение которых требует
времени знаний. Для того чтобы сделать выбор, нужно иметь достаточно
большой багаж знаний о мире профессий, из которых можно выбирать, а на
знакомство с ними нужны годы. Ориентироваться в мире профессий не до
конца понимая содержание работы той или иной профессии, молодому
человеку
очень
сложно.
Таким
образом,
нельзя
недооценивать
роль
профессиональной
ориентации,
влияние
взрослых
и
общества
на
профессиональное развитие и самоопределение соискателя образования.
Выбор профессии зависит не только от внешних факторов (воздействие
авторитета родителей, мнения одноклассников и друзей, ориентирование
учителей), но и различных качеств и свойств, которые присущи не всем в
равной степени. комплексная научно обоснованная система форм, методов и
средств,
направленных
на
обеспечение
помощи
личности
в
активном
сознательном профессиональном самоопределении и трудовом становлении.
Профориентационная
работа
должна
базироваться
на
комплексе
мероприятий, предназначенных для определения у старшеклассников тех
профессионально важных качеств (соответствующих конкретной профессии),
которые достаточны и необходимы для овладения профессиональными
знаниями.
Целью работы является изучение понятия, направлений, форм и методов
профориентационной работы со старшеклассниками.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие профориентационной работы в старшей школе;
- проанализировать особенности профориентационной консультации в
системе профориентационной работы в старшей школе.
4
Глава 1. Понятие и особенности профориентационной работы
1.1 Профориентационная работа в системе образования
Как известно первые профессии появились вместе с возникновением
человеческого общества, а вот эмпирические исследования в этой области
начались только в 1575 году в труде испанского ученого, врача за
специальностью Хуана Уарте (1533–1592) «Изучение способностей к наукам»
1
.
Отечественная профориентация прошла длительный путь становление: от
системы, направленной, в первую очередь, на интересы производства – к
системе помощи личности в ее профессиональном самоопределении и
становлении.
Последнее было обусловлено объективным запросом рынка труда на
конкурентоспособных работников (способных быть не только исполнителями в
условиях плановой экономики). В частности, были внедрены нормативно-
правовые документы (Концепция профессиональной ориентации учащейся
молодежи и Положения о профессиональной ориентации учащейся молодежи).
Разработан
ряд
теоретико-методологических
и
прикладных
основ
профессиональной ориентации в русле воспитательного и развивающего
подходов.
Как отмечает М.В. Олиндер на сегодня профориентационная работа
традиционно занимает важное место в деятельности учебного заведения,
поскольку она, с одной стороны, обеспечивает связь системы образования с
экономической системой страны, с другой, объединяет настоящее соискателей
образования с их будущим
2
.
Целью профориентации является создание условий и мотивации к
развитию активности, самостоятельности, логического мышления, творческого
1
Пилюгина, Е. И. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях / Е. И.
Пилюгина, М. Д. Иванова. // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 619-623.
2
Олиндер, М. В. Профориентационная работа со старшеклассником в довузовской подготовке:
автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Олиндер Марина Владимировна; [Место защиты:
Оренбургский государственный педагогический университет]. - Оренбург, 2020. - 24 с.
5
подхода,
стимулировать
к
самопознание,
воспитание
потребности
в
самосовершенствовании, самовоспитании профессионально важных качеств.
По мнению исследователей В. Г. Милославского, Н. Х. Алиева, С. М.
Соловьева профессиональная ориентация призвана обеспечить условия для
осознания человеком своего отношения к себе как субъекта будущего
профессионального труда и поведения, предполагающего осуществление ею
развернутого во времени и относительно самостоятельного поиска профессий с
учетом прежде всего, собственных интересов и возможностей, а лишь со
временем конъюнктуры рынка труда
3
.
В частности, Н. Х. Алиева отмечает, что система, превращающая ученика
в субъекте, является существенным условием его развития.
При
таких
условиях
средства
профессиональной
ориентации
приобретают
характер
благоприятных
и
стимулирующих
личность
к
профориентационной деятельности и поэтому к самопознанию, саморазвития с
направлением на оптимальное решение собственных жизненных задач.
Как
отмечают
исследователи
Е.
И.
Пилюгина,
М.
Д.
Иванова.
современная профориентация является составной частью целостной системы
образовательного процесса в учебном заведения, и ставит перед собой задачи
4
:
- подготовку учащегося к самостоятельному выбору профессии, к
самостоятельной жизни;
- развитию гармонической личности;
- формированию психологической готовности к профессиональному
самоопределению;
-
содействие
усилению
конкурентоспособности,
способности
к
профессиональному самосовершенствованию и активности в трудовой жизни.
3
Теория и практика профориентации в России: проблемы и перспективы / В. Г. Милославский, Н. Х.
Алиева, С. М. Соловьев [и др.]// Молодой ученый. — 2017. — № 7 (111). — С. 905-911.
4
Пилюгина, Е. И. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях / Е. И.
Пилюгина, М. Д. Иванова. // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 619-623.
6
1.2 Виды и методы профориентации
Исследователь
М.
В.
Олиндер
отмечает,
что
профессиональная
ориентация выступает как воспитательная система, содержание, средства и
формы
которой
направлены
не
только
на
помощь
старшекласснику
профессиональном самоопределении, а на подготовку к самостоятельной,
продуктивной, конкурентоспособной профессиональной деятельности, в основе
которой лежит актуализация главных механизмов саморазвития личности
5
.
Далее рассмотрим виды и методы профориентационной работы в школе (
см. рис.1). Детально виды и методы систематизированы в работе В. Е. Скачок,
В. Н. Буций «Профориентация старшеклассников как основа выявления
интересов и формирования будущей профессии»
6
.
Современные исследователи обращают внимание, что профориентацию
следует рассматривать как одну из важнейших профессиональных технологий,
поскольку она нацелена на профессионализацию личности, способствует
одновременно гуманизации и технологизации профессионального выбора
7
.
Наиболее значимой потребностью в юношеском возрасте является
потребность
профессионального
и
личностного
самоопределения,
обуславливающего
активизацию
самосознания
юноши,
определяет
ее
содержательную характеристику и становится главной движущей силой
дальнейшего развития.
Процесс профессионального самоопределения требует от подрастающего
поколения максимального напряжения сил, проявления самоактивности,
самостоятельности и ответственности, а значит максимального напряжения
сил.
5
Олиндер, М. В. Профориентационная работа со старшеклассником в довузовской подготовке:
автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Олиндер Марина Владимировна; [Место защиты:
Оренбургский государственный педагогический университет]. - Оренбург, 2020. - 24 с.
6
Профориентация старшеклассников как основа выявления интересов и формирования будущей
профессии / В. Е. Скачок, В. Н. Буций, Л. Ю. Петровская [и др.] // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). —
С. 449-452.
7
Самохина, В. М. Профориентационные методики в процессе выбора профессии / В. М. Самохина, М.
Ю. Похорукова // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (102). — С. 863-865.
7
Рисунок 1.- Виды и методы профориентационной работы в школе
8
8
Профориентация старшеклассников как основа выявления интересов и формирования будущей
профессии / В. Е. Скачок, В. Н. Буций, Л. Ю. Петровская [и др.] // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). —
С. 449-452.
1. Беседы, лекции, телерадиопрограммы профориентационного толка.
2. Кинолекторий о профессиях.
3. Экскурсии на предприятия и учреждения, профессионально-
технические учебные заведения.
4. Встречи с руководителями предприятий, с передовиками
производства, молодыми рабочими, руководителями предприятий.
5. Профессиографические материалы, рекламные проспекты учебных
заведений, предприятий и учреждений разной формы собственности.
6. Сборники справочных материалов об учебных заведениях разного
уровня.
Профессиональная информация
1.Трудовое обучение.
2. Тематические родительские собрания, педсоветы.
3. Организация предметных кружков, факультативов, кружков по
интересам.
4. Школьные тематические вечера, клубы интересных встреч, ток-шоу
профориентационной работы.
Профессиональное воспитание
1.Медицинские осмотры
2. Психодиагностическое тестирование.
3. Профориентационная карта.
Профессиональная консультация
1. Исследование профессиональных планов школьников методом
анкетирования.
2. Индивидуальная беседа с профконсультантом.
3. Рекомендации по выбору будущей профессии в соответствии с
интересами и возможностей школьника и относительно возможных
путей его получения.
Профессиональная диагностика
1.Разработка методик отбора по профессиям.
2. Выявление у соискателей работы противопоказаний к профессии.
3. Отбор учащихся для обучения в отделениях допрофессиональной
подготовки техникумов, ВУЗов в соответствии с профилями.
Профессиональный отбор
Профессиональная адаптация
8
Учитывая указанное, ученик нуждается в существенной поддержке со
стороны
взрослых,
которая
должен
носить
вид
индивидуального
–
рефлексивного взаимодействия.
Лучшим
способом
организации
такого
взаимодействия
есть
инновационные методы (тренинги, дискутивные клубы, клубы взаимной
поддержки, консультации).
Именно эти формы позволят учащимся в условиях неформального
общения найти объединяющие моменты в решении проблемных вопросов,
углубить знания, пересмотреть собственные ценности и приоритеты, уточнить
профессиональный выбор и т.д.
Глава 2. Место и роль консультации в профориентационной
работе со старшеклассниками
9
2.1 Цели и задачи профессиональной консультации
Администрация, учителя, специалисты социальной и психологической
службы призваны научить главному – жить в мире с собой и другими, и
вступать
во
взаимодействие
с
миром
так,
чтобы
жизнь
доставляла
удовольствие.
Особую
роль
в
профориентационной
работе
отводится
психологам школы. В работе психологической школьной службы особое место
занимает профориентационная консультация.
Профориентационная
консультация
используется
как
метод
психологической помощи старшеклассникам выборе профессии, а также
планировании профессиональной карьеры в соответствии с возможностями,
которые предоставляет личности общество, и его индивидуальных качеств.
Главная цель профессиональной консультации – помочь человеку
осознать личностные свойства и индивидуальные особенности, интересы,
наклонности, мотивы выбора профессии, понять потребности и возможности
рынка труда, а также дать обоснованный совет по профессиональному выбору
и выбору путей обучения и сферы деятельности, определить пути достижения
оптимального соответствия между личностью и профессией.
Этапы профориентационной консультации
9
:
предварительная беседа;
психологическая диагностика способностей и склонностей;
коррекция представлений личности о себе и мире профессий;
выработка
плана
профессионального
пути
и
определение
профессионального выбора;
коррекция профессиональных планов.
9
Олиндер, М. В. Профориентационная работа со старшеклассником в довузовской подготовке:
автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Олиндер Марина Владимировна; [Место защиты:
Оренбургский государственный педагогический университет]. - Оренбург, 2020. - 24 с.
10
Замечаем, что коррекция выполняется только в случае необходимости,
например
несоответствие
качеств
личности
требованиям
профессии,
объясняются ошибки, вместе с тем решаются проблемы карьерного развития.
Также предоставляется информация о содержании профессионального
труда,
возможностях
получения
профессии,
путях
трудоустройства,
необходимой справочной литературе и т.д.
Среди
типов
профориентационных
консультаций
М.
В.
Олиндер
определяют
10
:
раннюю, детскую консультацию – консультация не самих детей, а их
родителей
и
воспитателей,
это
консультация
по
формированию
положительного отношения к труду, а также по выбору кружка или спецшколы
для детей, проявивших раннюю одаренность;
консультацию учащихся. Данный вид консультации ставит перед собой
цель:
подготовку
к
выбору,
формирование
ценностно-смысловой
и
операционной
базы
самоопределения,
когда
у
школьника
формируется
представление об главных действиях по выбору и реализации собственных
жизненных целей. Также важно в этом возрасте формировать информационную
основу самоопределения, при этом начинать нужно с профессий, которые
сначала интересны школьникам, но затем постепенно расширять их кругозор,
создавая системную ориентировку в мире профессионального труда. Делать в
этом возрасте акцент на определении «профпригодности» ошибочно, ведь
ребенок еще до конца не
сформировалась и работа должна носить
диагностико-корректирующий (не диагностико-рекомендательный) характер.
Но если школьник будет интересоваться своей готовностью к определенным
профессиям, то можно провести с ним соответствующие диагностические
методики, не делая при этом конечных выводов и рекомендаций;
- консультацию учителей;
10
Олиндер, М. В. Профориентационная работа со старшеклассником в довузовской подготовке:
автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Олиндер Марина Владимировна; [Место защиты:
Оренбургский государственный педагогический университет]. - Оренбург, 2020. - 24 с.
11
консультация родителей;
консультацию выпускников
11
.
2.2 Цели и задачи профориентационной диагностики
Диагностика
старшеклассников
в
процессе
профессиональной
ориентации является одной из важнейших составляющих помощи в выборе
соответствующего профиля обучения и сферы будущей профессиональной
деятельности,
поиске
путей
быстрого
и
эффективного
овладения
профессиональными
знаниями,
умениями
и
навыками,
построении
профессионального плана, карьеры и т.д.
Цель профориентационной диагностики:
- психологический анализ личности соискателя образования;
- сопоставление структуры личности с требованиями профессий;
- дальнейший прогноз профессионального развития и самореализации
личности
12
.
Результатом психологического исследования является психологический
портрет
(структурированное
описание
комплекса
взаимосвязанных
психических свойств, способностей, устойчивых особенностей, интересов,
мотивов, потребностей личности).
Однако диагностика практически никогда не является самоцелью, ее
назначение – прогнозирование (динамика дальнейшего развития), проведение
целенаправленной
коррекционно-развивающей
работы,
разработка
рекомендаций, стимулирование потребности личности в самопознании и
самосовершенствовании в русле подготовки к будущей профессиональной
11
Олиндер, М. В. Профориентационная работа со старшеклассником в довузовской подготовке:
автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Олиндер Марина Владимировна; [Место защиты:
Оренбургский государственный педагогический университет]. - Оренбург, 2020. - 24 с.
12
Самохина, В. М. Профориентационные методики в процессе выбора профессии / В. М. Самохина, М.
Ю. Похорукова // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (102). — С. 863-865.
12
деятельности. Соответственно, психологический портрет может быть основой
индивидуальной
программы
самовоспитания
соискателя
образования
в
контексте
будущей
профессиональной
деятельности.
профессиональной
деятельности).
Проведение психодиагностического обследования в контексте карьерной
консультации основывается на следующих основных принципах:
1. Принцип комплексного подхода: исследуются различные по сложности
психические свойства и их взаимосвязи на личностно-мотивационном уровне
(мотивы, склонности и интересы, некоторые личностные свойства, прежде
всего,
экстраверсия)
интроверсия,
эмоциональные
особенности,
коммуникативные
способности);
уровни
познавательных
способностей
(исследование степени проявления различных свойств и видов внимания,
памяти, мышления, воображения и т.п.); уровни нейро- и психодинамических
свойств, изучении свойств нервной системы и особенностей темперамента;
принцип добровольного участия в обследовании;
2.
Принцип
конфиденциальности
информации:
результаты
психодиагностических обследований не подлежат разглашению; принцип
персональной ответственности: психолог несет персональную ответственность
за
корректность
психологического
диагноза,
адекватность
применяемых
диагностических методов, психокоррекционных мер и их интерпретацию
13
.
Для того чтобы психодиагностика была достаточно надежным
средством исследования личности и позволяла получать вероятные результаты,
которым, и на их основе делать адекватные практические выводы, нужно уметь
подбирать научно обоснованные психодиагностические методики (валидные,
надежные, однозначные и точные).
Психодиагностический этап профориентационной консультации является
наиболее продолжительным по времени и достаточно трудоемким. Так,
13
Самохина, В. М. Профориентационные методики в процессе выбора профессии / В. М. Самохина, М.
Ю. Похорукова // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (102). — С. 863-865.
13
например, психодиагностическое обследование в целях консультации по
выбору будущей профессии проходит в два этапа.
1. На первом этапе проявляются интересы, склонности и предпочтения,
степень их проявления, устойчивости, диапазона. На основании анализа
выявленных интересов формулируются требования к избираемой личностью
профессии.
Это
требования
к
психическим,
психофизиологическим
и
личностным качествам субъекта деятельности.
2. На втором этапе проводится диагностика психологических качеств,
рассматриваемых как профессионально важные. В ходе интерпретации
результатов психодиагностического обследования устанавливается степень
соответствия
психологических
свойств
субъекта
выбора
профессии
ее
требованиям. В процессе такого консультирования необходимо уделять
внимание
изучению
отношения
самих
учащихся
к
своим
проблемам,
определению роли той или иной проблемы в их жизни, готовности соискателя
образования к тому, чтобы пересмотреть свою позицию относительно
определенного вопроса, который обсуждается во время консультирования.
Сопоставление результатов диагностики и представлений личности о себе,
своего Я может служить конструктивной основой в дальнейшей работе по
самопониманию
и
самопознанию,
уточнению
своих
жизненных
целей,
направления желаемых изменений, определение способов их достижения.
Среди всех существующих психодиагностических методик наиболее
распространенными на сегодняшний день являются тесты – достаточно
короткие,
стандартизированные
методики,
позволяющие
получить
и
сопоставить количественные и качественные характеристики индивидуально-
психологических особенностей человека по определенным параметрам.
14
Рисунок 2- Психодиагностические методы профориентационной работы
14
С. К. Овсянникова отмечает, что тестовые методики, применяемые в
процессе профориентации соискателей образования, характеризуются жесткой
регламентацией процедуры обследования (точное следование инструкциям,
строго и конкретно определенные способы подачи стимульного материала и
т.п.),
стандартизацией
(наличие
норм
или
других
критериев
оценки
результатов), валидностью и надежностью. Данные методики позволяют
собрать психодиагностическую информацию в короткие сроки и в таком виде,
который дает возможность количественного и качественного ее анализа
15
.
Заключение
14
Самохина, В. М. Профориентационные методики в процессе выбора профессии / В. М. Самохина, М.
Ю. Похорукова // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (102). — С. 863-865.
15
Овсянникова, С. К. Организация профориентационной работы в школе: Методическое пособие. —
Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018. –362 с.
Опросник профессиональных преимуществ (адаптация теста Дж.
Холланда.
Опросник профессиональной направленности Дж. Холланда;
Методика «Квадрат интересов» (по Е. Климову);
Методика ОДАСИ-2 (создана С. Карпиловской и Б. Федоришиным на
основе модификации анкеты интересов А. Голомштока и А. Мешковской);
Карта интересов А. Голомштока;
Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г.
Репзапкиной);
15
Проведённое изучение темы позволяет сделать ряд обобщений:
1.Выбор профессии для учащихся старшей школы достаточно сложный
процесс. Незначительный жизненный опыт, слабые знания о своих психолого-
физиологических особенностях и личностных качествах, и одновременно
необходимость принятия важных решений относительно своего будущего
создают
трудности
для
профессионального
самоопределения
личности.
Профессиональную
ориентацию
в
учебном
заведении
исследователи
определяют как систему, которая обеспечивает эффективное профессиональное
самоопределение соискателей образования с учетом их индивидуальных
особенностей, желаний и возможностей, и спроса на рынке труда в
специалистах.
2. Особенности профориентационной работы с учащимися старшей
школы определяется принципами: конкретность, целеустремленность и научно-
методическую
обеспеченность
профессиональной
ориентации.
Важным
условием
создания
образовательного
пространства,
способствующего
сознательному
профессиональному
самоопределению
учащихся
старшей
школы, является комплексный, системный подход к оценке и развитию
личностных
особенностей
соискателя
образования
для
обеспечения
максимально
эффективной
профессиональной
самореализации
каждого
человека с учетом его индивидуального личностного потенциала.
3. Профессиональная ориентация является сложной научно-практической
системой работы. Ее информационную и методическую основу составляют
знания содержания и условий профессиональной деятельности, правильные
представления
о
требованиях
профессий
к
психофизиологическим
и
личностным качествам человека, а также психодиагностическая оценка
индивидуально-психологических
особенностей
человека,
сравнение
полученных результатов с требованиями различных видов деятельности к
личности, развитие способностей необходимости коррекции.
16
Список использованной литературы
1. Овсянникова, С. К. Организация профориентационной работы в школе:
Методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018.
–362 с.
2. Олиндер, М. В. Профориентационная работа со старшеклассником в
довузовской подготовке: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук:
13.00.01 / Олиндер Марина Владимировна; [Место защиты: Оренбургский
государственный педагогический университет]. - Оренбург, 2020. - 24 с.
3. Пилюгина,
Е.
И.
Актуальность
профориентационной
работы
в
образовательных учреждениях / Е. И. Пилюгина, М. Д. Иванова. // Молодой
ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 619-623.
4. Профориентация старшеклассников как основа выявления интересов и
формирования будущей профессии / В. Е. Скачок, В. Н. Буций, Л. Ю.
Петровская [и др.] // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 449-452.
5. Самохина, В. М. Профориентационные методики в процессе выбора
профессии / В. М. Самохина, М. Ю. Похорукова // Молодой ученый. — 2019. —
№ 22 (102). — С. 863-865.
6. Теория и практика профориентации в России: проблемы и перспективы
/ В. Г. Милославский, Н. Х. Алиева, С. М. Соловьев [и др.]// Молодой ученый.
— 2017. — № 7 (111). — С. 905-911.