Автор: Булатова Анна Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР- детский сад "Росинка"
Населённый пункт: г. Качканар
Наименование материала: статья
Тема: Дыхательная гимнастика в речевом развитии детей: польза и примеры упражнений.
Раздел: дошкольное образование
Дыхательная гимнастика в речевом развитии детей: польза и примеры
упражнений.
Дыхание — это основа жизни, а правильное дыхание — залог здоровья.
Дыхательные упражнения помогают укрепить лёгкие, улучшить
кровообращение, повысить общую выносливость организма и даже снизить
стресс. Но особенно важна роль дыхательной гимнастики в речевом развитии
ребёнка.
Как дыхательная гимнастика помогает развивать речь у детей?
Правильное дыхание важно для формирования речи, так как оно
обеспечивает необходимое количество воздуха для произнесения звуков и
слов. Кроме того, дыхательные упражнения способствуют развитию речевого
аппарата, укрепляя мышцы губ, языка и щёк. Это помогает детям
произносить звуки более чётко и ясно.
Также дыхательная гимнастика способствует улучшению
кровообращения в области головы и шеи, что положительно влияет на работу
мозга и, следовательно, на речевое развитие.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой могут помочь детям с
такими проблемами, как заикание, неправильное произношение звуков или
затруднённое дыхание во время разговора. Однако перед началом занятий
рекомендуется проконсультироваться с логопедом или педиатром.
Примеры дыхательных упражнений для развития речи у детей
Существует множество различных дыхательных упражнений, которые
можно использовать для развития речи у детей. Вот несколько примеров:
1. «Воздушный шарик»: ребёнок должен представить, что он надувает
воздушный шарик. Для этого нужно сделать глубокий вдох через нос,
задержать дыхание на несколько секунд, а затем медленно выдохнуть через
рот, произнося какой-либо звук (например, «ф-ф-ф»).
2. «Пушинка»: ребёнку нужно представить, что перед ним лежит
пушинка. Он должен сделать глубокий вдох, а затем плавно и долго
выдыхать воздух, пытаясь сдуть эту пушинку.
3. «Свеча»: ребёнок представляет, что перед ним стоит свеча. Ему нужно
сделать глубокий вдох и медленно выдыхать через рот так, чтобы пламя
свечи не погасло.
4. «Мыльные пузыри»: ребёнок может представить, что у него в руках
трубочка для мыльных пузырей. Нужно сделать глубокий вдох носом, а
затем выдувать воздух через трубочку, создавая мыльные пузыри.
5. «Сдуй снежинку»: ребёнок делает глубокий вдох носом и выдыхает
через рот, представляя, что ему нужно сдуть снежинку с ладони.
Эти упражнения можно выполнять ежедневно, уделяя им по 5–10 минут
в день. Важно помнить, что дыхательная гимнастика должна быть приятной
и интересной для ребёнка.