Напоминание

"Формирование представлений о животном мире родного края у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, через дидактические игры"


Автор: Сусина Алина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 70"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование представлений о животном мире родного края у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, через дидактические игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

воспитателя МАДОУ «Детский сад № 70»

Автозаводского района г. Нижнего Новгорода

Сусина Алина Алексеевна

тема:

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНОМ МИРЕ РОДНОГО КРАЯ У

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 ЛЕТ), ЧЕРЕЗ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

Профессиональное кредо:

«Воспитатель – это волшебник, который открывает детям

дверь в мир взрослых.

И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит то, чему

и как он научит своих воспитанников».

К. Гольвеций

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

Научно – исследовательские условия:

1. Психолого-педагогическое осмысление проблемы формирования представлений мира природы освещено в трудах

Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.А. Венгера, А.Г. Ковалева, B.C. Мухиной, Д.Б. Эльконина;

2. Проблемой формирования экологических представлений занимались такие ученые, как Л.И. Егоренко, М.Д.

Маханева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Федосеева, Л.В. Шинкарева;

3. Педагоги - психологи современности (В.С. Мухина, М.М. Кольцова, Б.М. Теплов, Н.А. Рыжова, Н.Н. Кондратьева,

В.А. Дрязгунова, Т.А. Куликова) показали возможность использования дидактических игр для формирования

экологической культуры детей.

4. Значительный вклад в экологическом воспитании и ознакомление детей с миром природы в своих произведениях

внесли писатели-натуралисты: В.В. Бианки, С.В. Сахарнов, К.Г. Паустовский, Н.И. Сладков, Г.Я. Снегирёв, Г.А.

Скребицкий, М.М. Пришвин, В.А. Чаплин, Е.И. Чарушин.

Методические условия:

1. ФГОС ДО (п.2.6. Образовательная область «Познавательное развитие»);

2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под

редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.;

3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2017.;

4.

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» - СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020;

5.

Серебрякова Т.А., Тиманкина С.В. Современные подходу к организации эколого-развивающего пространства

дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы), Нижний Новгород, 2006.

Организационно – педагогические условия:

обмен опытом с коллегами на РМО; публикации на персональном сайте и обмен опытом в профессиональных

педагогических интернет- сообществах, публикации в электронном журнале; участие в интернет - конкурсах.

АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

Проанализировав рабочие программы, предлагаемые в дошкольные учреждения, можно сделать

вывод

о

том,

что

для

ознакомления

с

животными

отводится

особое

внимание

в

планах

образовательной

деятельности,

однако

животные

родного

края

в

них

практически

не

рассматриваются, что представляет собой определенный диссонанс в построении образовательного

процесса.

Беря во внимание тот факт,

что еще с раннего детского возраста значимость животных в

жизни

ребенка

дошкольного

возраста

играет

огромную роль,

задачей педагога

становиться

расширение представлений детей о дикой природе родного края,

вызвать интерес и стремление

познавать что-то новое.

Особенно важно донести до детей ценность живой природы для человека,

воспитание духовно-нравственных ценностей.

Поэтому, в рамках реализации улучшения качества образовательного процесса возникла идея

создания системы дидактических игр на формирование представлений о животном мире родного

края.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

По словам К.Д.

Ушинского, «природа есть один из могущественнейших агентов в воспитании

человека,

и самое тщательное воспитание без

участия этого агента всегда будет

отзываться

сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью»;

И.В. Корганова отмечает, что при ознакомлении детей с животным миром, решаются в единстве

три воспитательные задачи:

формирование представлений о животных,

развитие эмоционально

положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе;

Большие

возможности для

ознакомления дошкольников с

животными,

как

отмечает

С.Н.

Николаева имеет дидактическая игра.

В экологическом образовании игра выступает как один из

основных методов работы с дошкольниками;

Согласно С.Н.

Николаевой, дидактические игры с экологическим содержанием применяют для

того, чтобы уточнять и закреплять, а также обобщать и систематизировать имеющиеся знания;

В.И.

Логинова,

П.Г.

Саморукова отмечают,

что в дидактической игре идет активный процесс

использования,

применения

имеющихся

знаний,

обеспечивающих

их

совершенствование:

благодаря применению знания становятся более прочными и осознанными.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ: формирование представлений о животном мире родного края у детей старшего

дошкольного возраста (6-7 лет) через дидактические игры.

ЗАДАЧИ:

Расширять и систематизировать представления о животных родного края;

Развивать познавательный интерес к дидактическим играм;

Воспитывать гуманного, бережно-эмоционального положительного отношения к

животному миру;

Обогатить РППС, способствующую формировании представлений о животном мире

родного края;

Стимулировать вовлеченность родителей в педагогическое пространство,

укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

Процесс

формирования

представлений о

животном мире

родного края

будет

проходить наиболее эффективно при целенаправленной и планомерной организации

педагогического

процесса

с

использованием дидактических

игр

экологического

содержания.

Комплекс авторских дидактических игр:

«Животные Нижегородской области»,

«В мире животных»,

«Домик для птиц»,

мемо «Юный зоолог»,

«Зоологическое лото»,

ходилка «Путешествие по лесной тропинке»,

«Зоологическое судоку»,

домино «Обитатели леса»,

круги Луллия с животными.

Обогащение развивающей предметно-

пространственной среды

Наглядное пособие «Домик»

Уголок познавательного развития

Взаимодействие со

специалистами, с

социумом

(мастер-классы, семинары,

консультирование).

Направления

работы

Работа с детьми

(чтение литературы,

просмотр тематических

презентаций, виртуальных

экскурсий, наблюдения в

природе, дидактические игры

и упражнения).

Взаимодействие с родителями

(Родительское собрание,

анкетирование, консультирование,

мастер-классы, развлечения).

Обогащение РППС

(макеты, игровые поля,

авторские дидактические игры,

подбор художественной

литературы о животных,

создание медиатеки).

2 ЭТАП - ПРАКТИЧЕСКИЙ

ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Д/и «Животные Нижегородской

области»

Макеты «Животный мир

Нижегородской области»

«Д/И «В мире животных»

Работа с картой природных зон

Нижегородской области

Игры мемо «Юный зоолог»

Эксперимент «Секрет лягушки»

Игра-пазл «Домик для птиц»

ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Интерактивные и

дидактические игры

«Зимовье зверей»

Ходилка «Путешествие

по лесной тропинке»

ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Д/И «Зоологическое лото»

Интерактивные игры «Красная книга»

Домино «Обитатели леса»

Судоку с животными

Круги Луллия

ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Игра-квест «Пернатые друзья»

Дидактические игры

Д/и «Цикл развития

лягушки»

Задачи:

Расширять представление детей о животных родного края,

о том,

как

они приспосабливаются к холодным условиям;

Совершенствовать умения самостоятельно действовать в соответствии с

предлагаемым алгоритмом и экспериментально

устанавливать

связи

между объектами.

Воспитывать береженое отношение к животным.

Предварительная работа:

Беседы о животных, их характерных особенностях.

Беседы о зиме, о признаках зимы.

Рассматривание

демонстрационных

карточек «Животные

нашей

местности».

Рассматривание иллюстраций «Животные зимой»

Наблюдение за птицами на участке детского сада.

Заучивание стихов о зиме

Чтение

художественной литературы:

Г.

Скребицкий и В.

Чаплина

«Кто как зимует» (рассказ); Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» (сказка);

Г.

Снегирев.

Как

птицы и звери к

зиме

готовятся

(рассказ),

С.Н.

Николаева «Где зимуют лягушки?».

Рекомендованные дидактические игры для индивидуальной

работы с детьми:

Игра-пазл «Домик для птиц»

Игра на фетре «Животные Нижегородской области»

Игра на кубе «В мире животных»

Мемо «Юный зоолог»

Лото «Зоологическое лото»

Ходилка «Путешествие по лесной тропинке»

Домино «Обитатели леса»

Образовательная деятельность детей с элементами экспериментирования

«Секрет лягушки» (для детей подготовительной к школе группы)

Развлечение

«По страницам Красной книги»

(для детей подготовительной к школе группы)

Задачи:

Расширять представление детей о животных родного края занесенных в

Красную книгу;

Через

дидактические

игры

развивать

познавательный

интерес

к

животным, оценивать важность охраны и сохранения видов животных;

Воспитывать береженое отношение к животным.

Предварительная работа:

Беседы о животных, их характерных особенностях.

Рассматривание

демонстрационных

карточек «Животные

нашей

местности».

Наблюдение за птицами на участке детского сада

Заучивание стихов о Красной книге

Чтение

художественной

литературы:

С.Н.

Николаева

«Морские

коровы» (сборник по элологии); Экологическая сказка про животных из

Красной книги (Знайка и Незнайка)

Рекомендованные дидактические игры

для индивидуальной работы с детьми:

Игра-пазл «Домик для птиц»

Игра на фетре «Животные Нижегородской области»

Игра на кубе «В мире животных»

Мемо «Юный зоолог»

Лото «Зоологическое лото»

Ходилка «Путешествие по лесной тропинке»

Домино «Обитатели леса»

Круги Луллия

Развлечение (Квест- игра) «Пернатые друзья»

(для детей подготовительной к школе группы)

Задачи:

Расширять представление детей о многообразии птиц родного края;

Развивать познавательный интерес детей к миру птиц, их характерным

особенностям;

Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Предварительная работа:

Беседы о птицах, их характерных особенностях.

Рассматривание

демонстрационных

карточек

«Птицы

нашей

местности».

Наблюдение за птицами на участке детского сада.

Чтение

художественной литературы:

В.

Бианки «Кто чем поет?»

(рассказ); И. Ревю «Загадочная птица» (сказка); Г.Х. Андерсен. Гадкий

утёнок (сказка); Б.

Заходер «Улетела ласточка» (стих); В.Н.

Орлов.

Ты

лети к нам, скворушка (стих).

Рекомендованные дидактические игры для индивидуальной работы

с детьми:

Игра-пазл «Домик для птиц»

Игра на фетре «Животные Нижегородской области»

Игра на кубе «В мире животных»

Мемо «Юный зоолог»

Лото «Зоологическое лото»

Ходилка «Путешествие по лесной тропинке»

Судоку (с птицами)

Домино «Обитатели леса»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Коллективная игра

«Зоологическое лото»

Дидактические игры

Рассматривание

«Красной книги

Нижегородской области»

Авторская настольно-

печатная игра

«Путешествие по лесной

тропинке»

Игры с макетами и игровыми полями

Работа с картой Нижегородской области

Анкетирование;

Информирование родителей через

родительский уголок в группе,

официальный сайт ДОО

персональный сайт воспитателя, и с

помощью мессенжеров:

Родительское собрание;

Индивидуальные и групповые

консультации;

Участие в развлечениях праздниках,

акциях, конкурсах;

Проведение мастер-класса

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Индивидуальные консультации:

Как познакомить дошкольника с картой «Животный

мир Нижегородской области»

Ярмарка педагогических идей «Изготовим игрушку

своими руками»

Программа социального партнёрства с

семьями воспитанников

подготовительной к школе группы

З ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (РЕФЛЕКСИОННЫЙ)

Сравнительный мониторинг

Результаты диагностики доказали результативность использования выбранных форм и

методов работы, правильность их комбинирования и актуальность использования.

Начало периода работы

На заключительном этапе

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И

ДОСТИГНУТЫЕ ЭФФЕКТЫ

0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

35%

40%

45%

1 критерий

2 критерий

3 критерий

сформирован

частично сформирован

на стадии формирования

0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

35%

40%

45%

50%

1 критерий

2 критерий

3 критерий

сформирован

частично сформирован

на стадии формирования

Критерии

Имеет представления о животном мире родного края;

Проявляет познавательный интерес к дидактическим играм;

Проявляет гуманное, бережно-эмоциональное, положительное отношение к животному миру.

1.

Веракса, Н.Е. Основная образовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,

М.А. Васильева. –М.: Мозаика – Синтез, 2016. –342с.

2.

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» - СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020;

3.

Животные России. Самая первая энциклопедия. – М.:РОСМЭН, 2015.

4.

Комратова Н.Г. – Мир, в котором я живу: Учебно -методическое пособие для студентов и педагогов

дошкольных учреждений. - Нижний Новгород – 1998 г., с.171.

5.

Каменева Л.А. – Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред.

П.Г. Самороковой.- 2-е изд., дораб.-М.: Просвящение, 1983.-207 с., ил.

6.

Николаева, С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома/ С.Н. Николаева. –М.: Мозаика –

Синтез, 2013. – 184с.

7.

Серебрякова Т.А., Тиманкина С.В. Современные подходу к организации эколого-развивающего пространства

дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы), Нижний Новгород, 2006.

8.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.;

9.

Скоролупова, О.А. Дикие животные/ О.А. Скорлупова. – М.: Издательство Скрипторий, 2006. – с.183.

ЛИТЕРАТУРА

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от29.12.2012 в редакции от 31.12.2014.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Профессиональный стандарт УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013г. №544н



В раздел образования