Напоминание

Формы, методы и приёмы работы с одарёнными детьми


Автор: Екатерина Петровна Гунченко
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ"Мангушская школаN2 Мангушского м.о"
Населённый пункт: пгт Мангуш ул.Челюскина д.31
Наименование материала: Работа с одарёнными детьми
Тема: Формы, методы и приёмы работы с одарёнными детьми
Раздел: среднее образование





Назад




Подготовил

учитель математики

Мангушской ОШ№2

Гунченко Е.П.

Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал

обильный плод.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки

самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих

коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю

жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному

самосовершенствованию – её главная задача. Во всех документах от школьного

до федерального уровня поддержка "талантливого ребенка" провозглашается

приоритетной задачей. Выявление одаренных детей проводится уже в

начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических

особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной

сфере.

Как правило, у одаренных детей проявляются:

- высокая продуктивность мышления;

- легкость ассоциирования;

- способность к прогнозированию;

- высокая концентрация внимания.

Помочь одаренному ребенку нужно, так как именно от таких детей зависит

будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда

видим на сцене своих учеников, на пьедестале - лучших ученых,

кинорежиссеров, певцов, музыкантов и при этом сразу ассоциируем победителя

со своей школы. Интеллектуальный потенциал общества во многом

определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В современную

эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение

интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно

возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является

крайне необходимой.

Одарённый ребёнок на решение тех задач, которые он перед собой ставит,

тратит много меньше сил, чем любой другой, причём положительные эмоции от

успеха легко компенсируют энергетические затраты. Одарённый ученик- это,

конечно же, большая удача для учителя и школы.

Темп работы одаренного ученика слишком быстрый по сравнению с другими

учащимися. Поэтому в своей работе регулярно использую дифференциацию и

индивидуализацию в обучении. Прежде всего, важно изучить индивидуальные

особенности учеников в классе.

Затем работать в трех направлениях:

I - разноуровневый подход к детям. Использовать разноуровневые задания

(обучающие и контролирующие). Ребенок должен уметь оценивать себя и своих

товарищей, знать, что необходимо уметь на балл «4-6», «7-9», «10-12».

I уровень - задания на воспроизведение учащимися знаний в том виде, как они

были изложены в учебнике или раскрыты учителем. ( «4-6»)

II уровень - задания на применение знаний и умений по образцу в

повторяющейся учебной ситуации. ( «7-9»)

III уровень - задания на творческое применение знаний и умений в новой

учебной ситуации. («10-12»)

Использовать разноуровневые задания необходимо не только на уроках, но и в

виде домашнего задания.

II - обучение самостоятельной работе

Учить работать самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой,

проводить исследовательскую работу.

III -обучение исследовательской работе.

Использование задач с элементами исследования, развивающие задачи. Такие

задания можно предлагать, как дополнительные (т. е. не обязательные для

выполнения) всему классу, но для одарённых учащихся эти задания являются

обязательными (выполнение таких заданий оценивается «10-12» баллом, если

учащимся допущена ошибка, то оценка не выставляется.)

Систематически предлагаю учащимся творческие задания: составить задачу,

выражение, кроссворд, ребус, анаграмму и т. д. Большую возможность в этом

направлении даёт разработка проектов. Выбор темы проекта должен быть

полезен участникам исследования. Тема должна быть интересной учащимся.

Она должна быть доступной, и проблема должна соответствовать возрастным

особенностям детей - сочетание желаний и возможностей (нужно учесть

наличие необходимых средств и материалов). Чтобы ребенок почувствовал себя

успешным, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели.

Учить учащихся, как проанализировать полученную информацию, выделить

главное, исключить второстепенное. И, наконец, в каком виде представить

результат. Это может быть электронная презентация или документ, книжка-

раскладушка (буклет) и т.д.

Исследовательская работа активизирует обучение, придает ему творческий

характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей

познавательной деятельности развития творческих способностей.

В

работе

с

одарёнными

учащимися

очень

важная

роль

отводится

индивидуальной работе на уроке и во внеурочное время. Пока учащиеся на

уроке работают самостоятельно можно работать в индивидуальном режиме с

отдельными учениками. Но этого не достаточно.

Для

целенаправленной

подготовки

учащихся

к

участию

в

олимпиаде

необходимо

рассматривать

на

дополнительных

занятиях,

факультативах,

кружках, или предлагать для самостоятельного обучения по дополнительной

литературе, различные типы олимпиадных задач:

логические задачи,

математические ребусы,

инварианты,

принцип Дирихле,

геометрические задачи (на разрезание и др.),

арифметические задачи, текстовые задачи: решаемые с конца, на

переливание, взвешивание, на движение, выигрышные ситуации.

Дополнительные возможности для индивидуальной работы с учащимися, в том

числе и с одарёнными, предоставляет использование информационных

технологий на уроке и во внеурочное время. Использование готовых ресурсов

на CD-дисках. При этом своевременно осуществляется контроль. Ещё большие

возможности для повышения математической подготовки учащихся

предоставит доступ в Интернет.

Для того чтобы работа с одарёнными была максимально эффективна

необходимо использовать формы и методы работы.

Методы работы:

- исследовательский;

- частично-поисковый;

- проблемный;

- проективный;

Формы работы с одарёнными детьми

1) творческие мастерские;

2) групповые занятия;

3) занятия исследовательской деятельностью;

4) участие в олимпиадах ( районных, Всеукраинской « Кенгуру», «Олимпус»)

5) научно – практические конференции.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать

подходящие формы и виды творческой деятельности

Основные направления работы с одарёнными детьми

Учебная

деятельность

Высокая

мотивация

Нетрадицион

ные уроки

Компьютер

ные

технологии

Ученические

проекты

Ученические

презентации к

урокам

Творческие

задания

Внеклассная

работа

Районные,

школьные,

всеукраинские

олимпиады.

Неделя математики

Ученическая

исследователь

ская работа

Факультатив

Успеха можно добиться, если

1.

Учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно

реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от

стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.

Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено

на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи,

поддержки;

2.

Учитель верит в собственную компетентность и возможность решать

возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые

решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности

и состоятельности;

3.

Учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои

проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные

намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует

ценить, уважать и оберегать;

4.

Учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно

работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других,

заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

1.

Увлечен своим делом;

2.

Способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

3.

Профессионально грамотным;

4.

Интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

5.

Проводником передовых педагогических технологий;

Классно-урочная

деятельность

ИКТ

Интерактивное

обучение

Разноуровневые

задания

Творческие

задания

Работа в парах

Работа в группах

Игровое

сотрудничество

6.

Психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-

воспитательного процесса;

7.

Знатоком во всех областях человеческой жизни.

Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её

интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит

незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для

обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость

и славу своего Отечества.



В раздел образования