Автор: Ширяева Римма Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4"
Населённый пункт: Пермский край ЗАТО Звёздный
Наименование материала: Проект для детей средней группы
Тема: "Ознакомление детей с профессиями своих родителей"
Раздел: дошкольное образование
Ширяева Римма Ивановна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №4»
Пермский край ЗАТО Звёздный
Ознакомление детей с профессиями своих родителей.
Цель:
Расширить знания детей о профессиях работы своих родителей.
Задачи:
- формировать представления о разнообразии профессий.
- создавать условия для представлений о трудовых действиях,
оборудованиях, инструментах, орудиях труда.
- пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых,
особенно профессиям родителей.
- развивать художественное восприятие, эстетический вкус.
- знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта.
- воспитывать у детей уважение к труду взрослых, людям разных профессий.
Актуальность: недостаточная информированность детей о малознакомых
видах профессий. Выбор профессии – ответственное дело, и от того,
насколько правильно он сделан, зависит многое в жизни человека. Поэтому
важно уже с дошкольного возраста обращать внимание детей на то, что
делают взрослые. Пополнять словарный запас детей за счёт знакомства с
новыми профессиями.
Дошкольное детство – важный этап вхождения ребенка в человеческое
общество. В этом возрасте у ребенка происходит приобретение опыта
социальных отношений. Самое близкое окружение – это семья и детский сад.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно
обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли
труда в жизни людей, о результатах труда. Ребёнок везде доступном ему
общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его
результатами. Всё это имеет решающее значение для воспитания у детей
ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению детей и
их родителей.
Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром является
важнейшим стимулом развития игровой деятельности ребенка. Чем лучше
ребенок представляет деятельность взрослых той или иной профессии, тем
ярче и интересней их игры. Для этого необходима большая совместная
работа педагога и родителей в решении данной проблемы.
Участники проекта: дети средней группы «Улыбка», родители,
воспитатели.
Долгосрочный проект.
Формы и методы реализации проекта:
- беседы о профессиях, об истории профессий.
- дидактические игры.
- настольные игры.
- конкурс рисунков «Профессии разные нужны» .
- рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий с
изображением разных профессий.
- чтение художественной литературы.
- тематические выставки.
- сотрудничество с семьями детей.
- создание тематического альбома «Профессии моих родителей».
Подготовительный этап:
Основной этап:
Знакомство с трудом взрослых это не только средство формирования
системных знаний, но социально - эмоциональное средство приобщения к
миру взрослых. Дети получают возможность знакомства с профессиями,
расширяют и уточняют знания, расширяют словарный запас. Беседы
взрослых с детьми обеспечивают развитие мышления, способность
устанавливать связи и отношения, всё это вызывает интерес к трудовой
деятельности взрослых.
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Почтальон»
«Водители»
«Летчики»
«Изобрази профессию»
«Пожарные на учениях»
Физминутки
Социально – коммуникативное
развитие
1. Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин»,
«Столовая»,
«Супермаркет»,
«Ферма»,
«Парикмахерская»,
«Школа»,
«Театр»,
«Ателье»,
«Библиотека»,
«Поликлиника»,
«Детский сад»,
«Салон красоты»
«Мы-строители»
«Мы – пожарные»
2. Составление творческих
рассказов:
«Профессии моих родителей»
«Кем я буду, когда вырасту
большой».
3. Трудовое воспитание:
- Беседы о труде взрослых в
детском саду, целевые экскурсии
в детском саду
- Трудовая деятельность на
прогулке:
подметание дорожек, веранды
сортировка выносного материала,
развешивание кормушек,
скворечников на территории
детского сада.
- Дежурство в уголке природы,
по столовой, на занятиях.
- Хозяйственно – бытовой труд:
приучать наводить порядок в
группе; убирать постель после
сна, подклеивать книги,
ремонтировать игрушки, стирать
кукольную одежду.
4. Дидактические игры:
«Кому что нужно»,
«Для чего нужен этот предмет?»,
«Умные машины»,
«Хорошо - плохо»,
«Кем я хочу стать?»,
«От слова к слову»,
««Знаю все профессии»,
«Собираемся на работу»,
«Угадайте, что я делаю»».
«Кто знает больше профессий»
«Произнеси правильно»
«Добавь словечко»
«Что сначала, что потом»
Речевое развитие
1. Чтение художественной
литературы:
С. Маршак «Почта», Д.Родари
«Чем пахнут ремесла» С.
Михалков «А что у вас?»; «Дядя
Степа», «Дядя Степа-
миллиционер», К. И. Чуковский
«Айболит», • «Кем быть? » В.
Маяковский, «Строители» Б.
Заходер
2. Беседы с детьми:
«Из истории профессий»
«Все работы хороши, выбирай на
вкус»
«Защитники России»
«Библиотека»
«Профессия - флорист»
«Школа. Учитель»
«Профессия - полицейский»
«Кем быть»
«Без труда не будет и плода»
«Кто не работает, тот не ест»
«За что говорят спасибо»
«Почему люди трудятся вместе»
3. Драматизация отрывков
художественных произведений С.
Михалков «А что у вас?»
4. Вечер загадок о профессиях.
5. Заучивание стихов, пословиц,
поговорок о профессиях.
6. Конкурс чтецов «Все
профессии нужны, все профессии
важны»
Взаимодействие с родителями
Консультации для родителей
Совместное создание
презентаций о профессиях
родителей, презентация проекта
Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования
системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство
приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с
людьми. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации
личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на
детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Накоплению
ярких эмоциональных впечатлений способствуют целенаправленные
наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом
взрослых, чтение детской художественной литературы, энциклопедий. Дети
получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и
обогащают словарь.
Знакомство с трудом взрослых - это не только формирование знании, но и
значимое социально - эмоциональное средство приобщения к миру взрослых,
Развивающая среда пополнилась образовательными центрами "Профессии
моих родителей", мини - музей "Профессии родителей".
Результаты проекта:
- Дошкольники познакомились с профессиями, посетив места работы
родителей.
- Расширили кругозор по различным профессиям.
- Узнали, что труд взрослого очень важен, результаты труда нужно уважать,
бережно относиться к нему.
- Расширился словарный запас.
Литература:
- Под ред. В.Г.Нечаевой "Воспитание дошкольника в труде", М.,
Просвещение, 1974г.
- Н. Н. Захаров "Профессиональная ориентация дошкольников", М.,
Просвещение, 1988г.
- Л.В.Куцакова "Трудовое воспитание в детском саду", М., 2007г.
- В.В. Логинова, Л.Ф. Мишарина "Формирование представления о труде
взрослых", М., "Дошкольное воспитание", 1978г., №10.