Автор: Гусарова Юлия Геннадьевна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МКУ ДО АГО "Ачитская ДШИ"
Населённый пункт: п.Ачит, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сборник развивающих упражнений и заданий по ИЗО "Натюрморт и образ"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Ачитского городского округа
«Ачитская детская школа искусств»
СБОРНИК
РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ
ПО ТЕМЕ «НАТЮРМОРТ И ОБРАЗ»
для обучающихся 1-4 классов
школы искусств
Составитель: Гусарова Ю.Г.,
преподаватель МКОУ ДОД АГО
«Ачитская детская школа искусств»
2021 г.
1 КЛАСС
Упражнение: что на что похоже, что здесь лишнее?
Через сопоставление и сравнение предметов разных по форме, размеру,
цвету, тону и фактуре определите, на что похож рассматриваемый предмет, от
каких его элементов, свойств можно отказаться для создания нового образа.
Задание: узнать предмет по заданной неопределенной графической
форме.
В путанице линий, изображенных на листе бумаги, узнайте знакомые
вам предметы (ваза, стакан, яблоко, лимон) и обведите их разными цветами.
Задание: дорисуй предметы.
Мысленно восстановите облик предметов, детали которых частично
изображены на листе бумаги и далее выполните рисунок натюрморта. Мате-
риал по выбору (акварель, гуашь, карандаш).
Упражнение
«Закипающий самовар».
По данной таблице, на которой дано несколько изображений самовара
в разной цветовой гамме, определите, в какой последовательности закипает
самовар.
Упражнение: по обобщенным и стилизованным изображениям узнайте
реальные предметы.
Задание «Загадка».
Прочитайте и отгадайте предложенные загадки. Мысленно представьте
те предметы, о которых идет речь в загадках, составьте из них натюрморт и
изобразите его.
Предлагаемые загадки (пример):
Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Само - с кулачок,
Из двух половинок
Комок бархатистый.
Он розовый, красный
И чуть золотистый.
Ты мякотью сладкой
Красный бочок.
Тронешь пальцем - гладко,
А откусишь - сладко.
(Яблоко)
Его наслаждайся,
Но косточку, чур,
Разгрызать не пытайся.
(Персик)
Стоят в лугах сестрички –
Золотой глазок, белые рес-
нички.
(Ромашки)
Замечательный цветок,
Словно яркий огонек.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный …
(Тюльпан)
Упражнение: подбор словесных аналогов.
Назовите как можно больше ассоциаций, которые возникают у вас,
когда вы рассматриваете работы художников.
А. Саврасов. Закат над болотом.
К. Коровин. Гурзуф.
Г.Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр.
П.А. Федотов «Сватовство майора»
П.А. Федотов. Сватовство майора.
Упражнение: составь натюрморт по-своему.
Из предложенного ряда предметов, различных по размеру, форме, цвету
и материалу составьте несколько вариантов натюрмортов.
Задание «Натюрморт сказочного героя».
Выполните по представлению тематический натюрморт, отражающий
характер, возраст и род занятий сказочного героя, например: «На столе у па-
пы Карло», «На столе у Золушки».
Упражнение: на какого животного похож предмет?
Внимательно рассмотрите предметы разной формы (предметы сложной
комбинированной формы) и сравните их с формами животных. Определите,
на какого животного похож тот или иной предмет и чем?
Задание «Животное-чайник».
Рассмотрите разнообразные формы чайников. Есть ли сходство между
данными формами чайников с животными? Выполните рисунок своего чай-
ника и далее превратите его в то или иное животное, добавляя новые элемен-
ты и цвет, характерные для него.
Задание «Анималистический натюрморт»
Способом агглютинации форм предмета и воображаемого животного
изобразите анималистический натюрморт.
Рассмотрите формы животных, определите их сходство, различие, осо-
бенности поведения. Выполните линейное изображение натюрморта из 5-7
предметов и сравните их с формами животных. Формы предметов дорисуйте
по ассоциации с формами животных, без соблюдения пропорций. Например,
горлышко вазы может быть головой фантастического зверя, а тулово тулови-
щем. Таким образом, появляется необычная компания странных животных.
Цветовое или тоновое решение натюрморта по выбору.
Задание «Ожившие предметы»
Рассмотрите предлагаемые фотографии фруктов и определите, на что они по-
хожи, форму каких объектов напоминают. Изобразите эти предметы, перево-
площая их в другие в композиции натюрморта «Ожившие предметы».
Задание «Натюрморт времени года»
На основе конкретной работы художника- пейзажа создайте компози-
цию «Натюрморт времени года». При создании композиции натюрморта
(зимний, весенний, летний, осенний) можно обратиться к работам художни-
ков пейзажистов, отражающих в своих произведениях разные состояния по-
годы, время года (К. Моне, Ж.Сера, И. Шишкин и др.).
К. Моне. Осенний эффект в Аржантее
А. Саврасов. Грачи прилетели.
Перед грозой
И. Шишкин. Перед грозой.
Задание «Я и яблоко», «Я и груша»
Посмотрите на один и тот же предмет (яблоко, груша…) глазами чело-
века, находящегося в разных эмоциональных состояниях: радостного, счаст-
ливого, грустного, печального… Как вы считаете, можно ли увидеть по-раз-
ному один и тот же предмет в зависимости от собственного состояния? Изоб-
разите яблоко, грушу с точки зрения заболевающего и выздоравливающего
человека.
2 КЛАСС
Задание «Парад форм»
Методом сравнения форм нарисуйте аналогично форме крынки непохо-
жие друг на друга вазы.
Рассмотрите форму вазы и назовите ее части: тулово, горлышко, под-
дон. Сравните величину этих частей.
Под танцевальную мелодию попытайтесь изобразить форму вазы дви-
жением: руки в стороны, вверх, одна рука в бок, обе, постоять на одной ноге,
покружиться на одном месте. Ваза может быть также поющей. Вазу можно
пропеть, замечается ритмическое чередование отдельных частей.
Выполните рисунок вазы, форма которой не похожа на предложенный
сосуд.
Задание «Натюрморт-коллаж»
На заданной основе - тонированные листы бумаги, на которых помещен
один, два небольших предмета (пуговка, ракушка, скрепка, крючок для ловли
рыб, таблетка и т. д.), необходимо домыслить и создать композицию натюр-
морта в технике коллаж на следующие темы: «Натюрморт портнихи», «Реч-
ной натюрморт», «Аптечный натюрморт», «Косметический натюрморт», «На-
тюрморт чертежника», «Натюрморт художника».
При выполнении композиции в технике коллаж можно использовать
вырезки из журналов, ткани, кожи, разнообразных природных материалов и
др.
Задание «Разбитая ваза».
Как известно всем людям, в жизни случаются истории не только весе-
лые. Какое чувство вызывает разбитая ваза? Как это могло произойти? Было
ли больно вазе? Какая цветовая палитра будет соответствовать этому ощуще-
нию?
Рассмотрите произведения художников с изображением военных дей-
ствий, произведения, которые вызывают чувство скорби, печали.
Создайте образ разбитой вазы и выразите цветом свое чувство, состра-
дание к ней.
Задание «Натюрморт с радугой»
Из каких цветов состоит радуга, когда она появляется? Рассмотрите ра-
боты художников с изображением пейзажа с радугой. Какую задачу ставил
перед собой художник, когда рисовал свою картину?
Представьте, что все предметы в вашем натюрморте окрасились в цвета
радуги, стали яркими, нарядными. По аналогии с восприятием цвета и формы
радуги изобразите предметы в натюрморте, передайте момент отражения ра-
дуги на предметах.
Задание «Натюрморт с горячим предметом»
По аналогии с температурными ощущениями цветом изобразите «На-
тюрморт с горячим предметом».
Задание «Предметам холодно»
Внимательно рассмотрите репродукции, фотоснимки с изображением
морозных состояний и определите среди них самое «холодное» изображение.
Почему оно воспринимается самым морозным? Какие формы, цвет говорят
об этом? Жидкая вода превращается в твердый, хрупкий лед. Стеклянные
предметы на морозе становятся более хрупкими.
Представьте, что предметов в натюрморте коснулась Снежная королева,
и они застыли. Все плавные формы изменились, закристаллизовались, об-
леденели, приобрели холодный оттенок. Создайте композицию натюрморта
«Предметам холодно» по аналогии с ощущением холода, изменяя при этом
цвет и форму предметов.
Задание (ассоциация по сходству).
Создайте выразительный образ объекта, предмета на основе предло-
женных силуэтов людей разного возраста, роста, телосложения, находящихся
в состоянии покоя и движения.
Перов. Приезд гувернантки А. Шилов. Солдатские матери.
в купеческий дом.
3 КЛАСС
Задание «Декоративный натюрморт»
Сравните работы художников с реалистическим изображением и деко-
ративным и назовите их отличия. Обратите внимание на особенности цвето-
вого, декоративного решения, особенности передачи объема (резкий переход
из света в тень, плоскостное решение - условный объем).
На основе предложенной постановки натюрморта
(5-6 предметов,
драпировок насыщенного цвета) создайте композицию декоративного натюр-
морта, используя прием агглютинации условного объема, цвета и формы
предметов.
Примерные работы
Задание «Натюрморт отражение»
Отражение – это картина, выполненная невидимым, великолепным ху-
дожником. При помощи друга ветра, художник стирает все нарисованное
прежде и заново создает еще более прекрасное изображение-отражение.
Как вы считаете, что же происходит с отражением предметов, лица че-
ловека и т.п. в воде? Рассмотрите репродукции пейзажей с отражением в во-
де. Определите особенности отражения: как отражается форма, цвет, тон
предметов.
Изобразите натюрморт, преобразуя форму предметов по аналогии с от-
ражением в воде.
Задание «Спящие предметы»
Сравните состояния человека утром, перед работой и вечером. Замечае-
те ли вы, как устают ваши родители? А могут ли уставать предметы: телеви-
зор, двери, лампочка, стол, чайник, кружка и др.? Вспомните колыбельную
песню из телепередачи «Спокойной ночи малыши». Рассмотрите предметы
быта и найдите сред них формы усталые, «приземленные» и формы, стремя-
щиеся вверх, с зауженным основанием.
Рассмотрите цветовое решение пейзажей с изображением ночной при-
роды (А.И.Куинджи, М. А. Врубеля и других художников) и определите, с по-
мощью каких средств художники передают ощущение тишины, покоя, сна?
По аналогии с ночным состоянием природы и состоянием человека
изобразите цветом, тоном натюрморт «Спящие предметы».
Задание «Натюрморт эпохи»
Совершите мысленную прогулку в прошедшие эпохи: античность,
средневековье, эпоху Ренессанса… Прослушайте музыкальные произведения,
рассмотрите работы художников с изображением городских пейзажей, архи-
тектурных памятников и др. конкретного исторического периода.
На основе предложенных предметов, различных по размеру, фактуре,
форме, цвету самостоятельно создайте тематический натюрморт (натюрморт
эпохи), проявив свое видение эпохи, отношение к событиям.
Созданный натюрморт должен отражать не только внешние, визуаль-
ные признаки эпохи (линии, цвет, детали костюма, вещи), но и более глубо-
кий смысл (отношения людей, события).
В композицию натюрморта можно включать и другие предметы, дета-
ли, орнаментальные украшения, изменять цветовую окраску предметов, их
форму.
Задание. Натюрморт «Зебра»
Почему зебра полосатая? На каких животных она похожа? Что вы знае-
те об этом животном? Как расположены полосы на туловище? Почему поло-
сы расположены поперек туловища?
По аналогии с восприятием характерных особенностей внешнего вида
зебры изобразите натюрморт.
4 КЛАСС
Задание «Архитектурный натюрморт»
Рассмотрите городские пейзажи с различными архитектурными строе-
ниями и найдите общее в их форме со столовыми предметами и их частями
(крыша-крышка, стена-стенки, пол-донышко). Представьте, что вам снится
сон, где дома поменялись местами с предметами. Предметы стали большими,
на них появились окна, двери, балконы и т.п. Между домами-предметами
проходят люди, не замечая никаких изменений.
Приемом агглютинации архитектурных форм и форм бытовых предме-
тов изобразите композицию «Архитектурный натюрморт».
Задание «Цветная радость»
Как вы считаете, что такое радость?
Радость – это когда хочется петь. Радость – это звук весны, это голубое
небо, яркое и теплое солнышко… Радость может быть то бурной, то затаен-
ной, то озорной, то торжественной.
Вспомните, сколько раз вчера вас посещала «радость» и одинаковая ли
она была? Какого цвета «радость» может быть?
С помощью цвета создайте цветовой образ натюрморта «Цветная ра-
дость», изобразив то необычное, непонятное чувство, от которого поднимает-
ся настроение, становится весело и приятно на душе.
Задание «Натюрморт из растительных форм»
Создайте линейный рисунок натюрморта из растительных, природных
форм (сухие ветки деревьев, цветы, травы, раковины и др.), используя эмоци-
ональную выразительность линий. Выполняя рисунок, не следует отделять
один предмет от другого. Линия должна плавно перетекать из одной формы в
другую, окутывая изображаемые предметы ажурной паутиной.
Характер линии, ее направление могут выражать определенные эмо-
ции: горизонтальные линии вызывают чувство покоя; вертикальные – переда-
ют движение вверх; наклонные – неустойчивость, падение; ломаные – пере-
менное движение; волнообразные – равномерное движение, качание; спи-
ральные – движение, вращение.
Задание «Орнамент от натюрморта»
Рассмотрите работы художников с изображением натюрмортов; опреде-
лите их характер, настроение и цветовое решение. Подберите на палитре
цвета предметов, драпировок в соответствии с цветовой палитрой работы ху-
дожника. Нарисуйте орнамент, содержащий цветовые сочетания натюрморта.
П.П. Кончаловский. Сирень в корзине
.
А.В. Куприн. Натюрморт с синим подносом.
И. Грабарь. Голубая скатерть. П.П. Кончаловский. Агава.
Задание «Натюрморт с горячим самоваром»
Подберите теплую или горячую цветовую гамму для изображения на-
тюрморта «с горячим самоваром». По аналогии с температурными ощущени-
ями цветом изобразите натюрморт с горячим самоваром.
Задание «Образ стихотворения в натюрморте»
Внимательно прочитайте стихотворения (фрагменты), в которых опи-
сываются предметы быта, домашнего обихода. Проанализируйте содержание
стихотворения, на описании каких предметов останавливается поэт? Пред-
ставьте внешний облик этих предметов, вещей и изобразите их в вашем на-
тюрморте.
Натюрморт
… Вхожу, а стол уже накрыт,
Дразня мой волчий аппетит.
На скатерти домашний хлеб румянится,
И солнце жадно к караваю тянется.
Хлеб пышет свежестью, печным теплом,
Распространяя аромат кругом.
Тарелки деревянные точеные
Блестят боками расписными золоченными.
Стоит букетик полевых цветов,
И ваза, полная плодов,
Графин с шипучим сидром, молоко,
Вино и соль, и в довершение всего –
Шипит, заманчиво фырчит игрунья
На блюде голубом яичница-глазунья.
Эмиль Анрио
***
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени…
Б. Пастернак
***
Догорает мой светильник.
Все стучит, стучит будильник,
Отбивая дробь минут;
Точно капли упадают
В бездну вечности - и тают, -
И опять, опять живут!
Ночь морозна. Небо звездно,
Из него мерцает грозно
Вечность мудрая сама.
Сад в снегу, беседка тоже,
И горит в алмазной дрожи
Темных елок бахрома....
К. Фофанов ( 1917 )
***
Кофейник, сахарница, блюдца,
Пять чашек с узкою каймой
На голубом подносе жмутся,
И внятен их рассказ немой:
Сначала - тоненькою кистью
Искусный мастер от руки,
Чтоб фон казался золотистей,
Чертил кармином завитки.
И щеки пухлые румянил,
Ресницы наводил слегка
Амуру, что стрелою ранил
Испуганного пастушка.
И вот уже умыты чашки
Горячей черною струей.
За кофием играет в шашки
Сановник важный и седой,
Иль дама, улыбаясь тонко,
Жеманно потчует друзей,
Меж тем как умная болонка
На задних лапках - служит ей.
О, столько губ и рук касалось,
Причудливые чашки - вас,
Над живописью улыбалось
Изысканною - столько глаз.
И всех и всех давно забытых
Взяла безмолвия страна,
И даже на могильных плитах,
Пожалуй, стерты имена.
А на кофейнике пастушки
По-прежнему плетут венки,
Пасутся овцы на опушке,
Ныряют в небо голубки;
Амур не изменяет позы,
И заплели со всех сторон-
Неувядающие розы
Антуанетты медальон.
В. Кривич (1914-1915 )
***
Хлебы
Слепящий свет сегодня в кухне нашей.
В переднике, осыпана мукой,
Всех Сандрильон и всех Миньон ты краше
Бесхитростной красой
Вокруг тебя, заботливы и зримы,
С вязанкой дров, с кувшином молока,
Роняя перья крыл, хлопочут херувимы.
Сквозь облака
Прорвался свет и по кастрюлям медным
Пучками стрел бьют желтые лучи
При свете дня подобен розам бледным
Огонь в печи
И, эти струи будущего хлеба
Сливая в звонкий глиняный сосуд,
Клянется ангел нам, что истинны, как небо,
Земля, любовь и труд.
В. Ходасевич (1918 )
***
Как я люблю фламандское панно,
Где овощи, и рыбы и вино,
И дичь богатая на блюде плоском-
Янтарно-желтым отливает лоском.
Г. Иванов (1920 )
Задание «Натюрморт по мотивам портрета».
Создайте композицию натюрморта на основе конкретной работы ху-
дожника. При изображении натюрморта необходимо отразить характер пор-
третируемого, цветовую гамму произведения.
Б. Кустодиев. Купчиха.
А. Матисс. Испанка с бубном.
СБОРНИК
РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ
ПО ТЕМЕ «НАТЮРМОРТ И ОБРАЗ»
для обучающихся 1-4 классов
школы искусств
Разработчик Гусарова Ю.Г., преподаватель МКОУ ДОД АГО
«Ачитская детская школа искусств»