Автор: Полынцева Виктория Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: "Основной общеобразовательной школы № 6" - филиала МБОУ "СОШ №7 имени Героя Советского Союза П. А. Рубанова"
Населённый пункт: города Черногорска
Наименование материала: статья
Тема: Система профилактической работы по предупреждению дезадаптации первоклассников в школе.
Раздел: начальное образование
Система профилактической работы по предупреждению дезадаптации
первоклассников в школе.
Проблема адаптации ребенка – первоклассника в школе была
актуальна всегда. Помним, когда мы в 80-е г.г. посещали подготовительную
группу детского сада, к нам на занятия приходили учителя ближайшей
школы.
Преемственности
дошкольного
и
начального
образования
в
Советском союзе уделялось большое внимание.
«Школьное обучение
никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную
стадию
развития,
проделанную
ребенком»
-
говорил
Л.С.Выготский.
Педагоги всегда стремились сделать процесс адаптации первоклашек
наиболее безболезненным. Школы и детские сады совместно решали
проблему
адаптации.
Были
взаимные
посещения
занятий,
уроков,
проводились совместные педагогические советы. Сейчас многие школы
возвращаются к этим традициям.
Для
нашей
школы
особенно
острой
проблема
адаптации
при
поступлении детей в 1 класс стала лет 20 назад. В этот период в городе были
закрыты несколько детских дошкольных учреждений, в том числе в районе
нашей школы, многие семьи не имели финансовой возможности оплачивать
посещение ребёнком детского сада. На микроучастке школы проживало
большое количество семей низкого социально – экономического уровня,
асоциальных семей. В школу приходили дети, которые не посещали
дошкольные детские учреждения,
с глубочайшей педагогической
запущенностью, с отсутствием коммуникативных навыков. Некоторые из
них не только не имели элементарных знаний о себе, своей семье,
окружающем мире, не имели простейших учебных навыков, но не понимали,
что значит просто сидеть за столом. Процент таких ребят в классе был очень
большой, что приводило к сложностям адаптации и у подготовленных детей,
так как на выравнивание учащихся в классе уходило большое количество
времени и сил. Учителя были вынуждены больше времени уделять
неподготовленным детям, заниматься с ними дополнительно. Кроме этого
необходимо было формировать не только учебные навыки, но и социальные,
поведенческие.
Поэтому было решено организовать подготовительные группы.
Сначала это были группы выходного дня. Занятия проводили бесплатно 1 раз
в неделю, чего явно было не достаточно для полноценной подготовки детей к
поступлению в 1 класс.
В 2011 году в «Основной общеобразовательной школе № 6» -
филиала МБОУ СОШ № 7 им. П.А.Рубанова г. Черногорска была открыта
группа предшкольной подготовки, для детей 5,5 – 6 лет, не посещающих
дошкольные учреждения.
Группа предшкольной подготовки в школе
работает уже 11 лет. Набор в группу происходит в течение года. Занятия
проходят каждый день в отдельном кабинете по расписанию.
Воспитатель
группы
предшкольной
подготовки
работает
по
программе
«Преемственность»
,
которая
готовит
детей
к
обучению
в
школе,
осуществляется преемственность между дошкольным и начальным общим
образованием.
Данная
программа
рекомендована
Министерством
образования России. В основе подготовки к обучению в школе программы
«Преемственность» лежат личностно-ориентированные
и
развивающие
технологии.
В данный момент большинство поступающих в первый класс детей
посещают детские дошкольные учреждения,
где день ребёнка наполнен
играми и игровыми занятиями, прогулками, поэтому некоторые из них, по
решению
родителей,
параллельно
посещают
группу
предшкольной
подготовки. Большинство же воспитанников ГПП это «неорганизованные»
дети, которые до школы воспитывались дома и их общение с «чужими»
взрослыми было ограничено. Адаптироваться таким детям в школе бывает
очень трудно. Именно поэтому в нашей школе продолжает работу группа
предшкольной подготовки.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит
не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа
«Преемственность»
не
допускает
дублирования
первого
класса
общеобразовательной школы.
Цель программы: успешная адаптация детей дошкольного возраста к
новым образовательным условиям и создание гуманного (комфортного)
перехода с одной образовательной ступени на другую, создание предпосылок
к школьному обучению. Обучение проходит по следующим направлениям:
- развитие речи;
- родной дом (культура);
- зеленая тропинка;
- математические ступеньки;
- учимся рисовать;
- труд;
- физическая культура.
Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками
универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми
компетенциями. Программа «Преемственность»
не только ставит своей
целью подготовить ребёнка к обучению к школе, но и решает задачи общего
развития
будущего
первоклассника,
его
физических,
социальных
и
психических функций, необходимых для систематического обучения в
школе.
Подготовка к школе помогает освоить специфику социальных отношений (в
семье,
со
сверстниками,
со
взрослыми);
обеспечивает
формирование
ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие
потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития;
обеспечивает
постепенный
переход
от
непосредственности
к
произвольности;
организует
и
сочетает
в
единой
смысловой
последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от
игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве
со сверстниками и взрослыми; инвариантна и готовит к любой системе
школьного образования.
Посещая группу предшкольной подготовки, дети принимают эти
правила, нельзя сказать, что быстрее, чем в 1 классе, но легче совершенно
точно, так как численность группы не большая от 9 до 16 человек, щадящий
режим работы. Дошкольники участвуют во многих школьных мероприятиях:
конкурсах, праздниках, соревнованиях, посещают летний пришкольный
лагерь. Они чувствуют себя полноправными членами школьного коллектива.
Практически изучают здание школы: спортивный зал, библиотека, столовая,
школьный двор. Знакомятся со многими учителями, своим будущим
классным руководителем. У детей не возникает чувство страха перед
незнакомым местом, незнакомыми людьми, нежелание идти в школу.
Многие ребята, посещающие ГПП, переходят, в дальнейшем, в первый
класс нашей школы. В сентябре они встречаются со знакомыми уже
одноклассниками, что значительно снижает стресс при поступлении в 1
класс.
Существует традиция, когда учащиеся начальной школы посещают
ГПП, чаще это дети 1 и 4 классов. Они приносят дошколятам в подарок
поделки, выполненные своими руками на уроках технологии, различные
развивающие игры. Ребята 4 класса выступают перед детьми с небольшими
спектаклями.
Эта традиция полезна не только для будущих первоклашек, но и для
ребят которые учатся в первом классе, так как позволяет им быстрее принять
статус школьника, почувствовать себя старше, почувствовать важность и
значимость своего труда.
Начиная с четвертой четверти учитель, который планирует брать 1
класс,
посещает
занятия
группы,
наблюдает
за
детьми.
Беседует
с
воспитателем группы предшкольной подготовки, педагогом – психологом
(который также наблюдает за детьми, проводит групповые занятия). Учитель
имеет возможность составить представление о будущих первоклассниках,
разработать
план
работы,
а
также
дать
рекомендации
родителям,
подготовить для них памятки.
В мае проходит собрание родителей будущих первоклассников, на нём
присутствуют
не
только
родители
детей
из
группы
предшкольной
подготовки, но все родители, записавшие детей в первый класс. Конечно, и
учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы дети как можно быстрее и
успешнее вошли в школьную жизнь, поэтому большинство родителей с
готовностью идут на контакт с учителем, принимают требования учителя и
администрации школы, активно включаются в деятельность по подготовке
работы в 1 классе.
Кстати, готовность родителей к поступлению ребёнка в школу тоже
очень важное условие для успешной адаптации. Насколько родители готовы
принимать правила школьной жизни. Готовы ли они перестроить режим дня
в семье, ориентируясь на режим работы школы,
создать условия для
успешной
психологической
адаптации
своего
ребёнка
.
Важна
доброжелательная и спокойная атмосфера в семье, атмосфера поддержки и
благополучия.
На собрании родители заполняют анкету, которая позволяет классному
руководителю лучше узнать семьи детей. В анкету включены и такие
вопросы,
которые позволяют получить дополнительную информацию о
ребенке:
Какие особенности есть у вашего ребенка? Чем он любит
заниматься? На что учителю необходимо обратить внимание?
Учитель, в свою очередь,
знакомит родителей с особенностями
программы обучения, с режимом работы школы, с требованиями к учащимся.
Объясняет, какие канцелярские принадлежности приобретать, какая одежда
будет удобна для детей и приемлема для школы. В процессе адаптации нет
мелочей. В летний период ребятам нужно не только отдыхать, но и
продолжать готовиться к поступлению в школу. Ребенку в семье необходимо
дать какое – то «важное» поручение, чтобы он понял, что уже «взрослый»,
самостоятельный
и
ответственный.
Родители
совместно
с
будущим
первоклассником обустраивают уголок школьника, приобретают учебные
принадлежности. Делать это нужно спокойно, в течении всего лета, чтобы
ребенок постепенно привыкал к мысли о своей новой роли. Нужно найти
время для занятий: читать, раскрашивать, лепить.
Благодаря родительской группе в социальных сетях учитель и в летний
период имеет возможность координировать эту работу. В августе мы один
раз в неделю встречались с ребятами и в течение часа играли в игры на
знакомство на свежем воздухе. Этому были посвящены 2 дня, а затем
проводили занятия в классе. Учились работать парами, собирать портфель,
внимательно слушать друг друга. Родители присутствовали на занятиях,
наблюдали за детьми, имели возможность познакомиться, пообщаться друг с
другом.
Таким образом, система профилактической работы по предупреждению
дезадаптации первоклассников,
выстроенная в нашей школе позволяет,
постепенно безболезненно принимать ребятам роль школьника, успешно
преодолевать процесс вступления в школьную жизнь.