Напоминание

Система профилактической работы по предупреждению дезадаптации первоклассников в школе.


Автор: Полынцева Виктория Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: "Основной общеобразовательной школы № 6" - филиала МБОУ "СОШ №7 имени Героя Советского Союза П. А. Рубанова"
Населённый пункт: города Черногорска
Наименование материала: статья
Тема: Система профилактической работы по предупреждению дезадаптации первоклассников в школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Система профилактической работы по предупреждению дезадаптации

первоклассников в школе.

Проблема адаптации ребенка – первоклассника в школе была

актуальна всегда. Помним, когда мы в 80-е г.г. посещали подготовительную

группу детского сада, к нам на занятия приходили учителя ближайшей

школы.

Преемственности

дошкольного

и

начального

образования

в

Советском союзе уделялось большое внимание.

«Школьное обучение

никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную

стадию

развития,

проделанную

ребенком»

-

говорил

Л.С.Выготский.

Педагоги всегда стремились сделать процесс адаптации первоклашек

наиболее безболезненным. Школы и детские сады совместно решали

проблему

адаптации.

Были

взаимные

посещения

занятий,

уроков,

проводились совместные педагогические советы. Сейчас многие школы

возвращаются к этим традициям.

Для

нашей

школы

особенно

острой

проблема

адаптации

при

поступлении детей в 1 класс стала лет 20 назад. В этот период в городе были

закрыты несколько детских дошкольных учреждений, в том числе в районе

нашей школы, многие семьи не имели финансовой возможности оплачивать

посещение ребёнком детского сада. На микроучастке школы проживало

большое количество семей низкого социально – экономического уровня,

асоциальных семей. В школу приходили дети, которые не посещали

дошкольные детские учреждения,

с глубочайшей педагогической

запущенностью, с отсутствием коммуникативных навыков. Некоторые из

них не только не имели элементарных знаний о себе, своей семье,

окружающем мире, не имели простейших учебных навыков, но не понимали,

что значит просто сидеть за столом. Процент таких ребят в классе был очень

большой, что приводило к сложностям адаптации и у подготовленных детей,

так как на выравнивание учащихся в классе уходило большое количество

времени и сил. Учителя были вынуждены больше времени уделять

неподготовленным детям, заниматься с ними дополнительно. Кроме этого

необходимо было формировать не только учебные навыки, но и социальные,

поведенческие.

Поэтому было решено организовать подготовительные группы.

Сначала это были группы выходного дня. Занятия проводили бесплатно 1 раз

в неделю, чего явно было не достаточно для полноценной подготовки детей к

поступлению в 1 класс.

В 2011 году в «Основной общеобразовательной школе № 6» -

филиала МБОУ СОШ № 7 им. П.А.Рубанова г. Черногорска была открыта

группа предшкольной подготовки, для детей 5,5 – 6 лет, не посещающих

дошкольные учреждения.

Группа предшкольной подготовки в школе

работает уже 11 лет. Набор в группу происходит в течение года. Занятия

проходят каждый день в отдельном кабинете по расписанию.

Воспитатель

группы

предшкольной

подготовки

работает

по

программе

«Преемственность»

,

которая

готовит

детей

к

обучению

в

школе,

осуществляется преемственность между дошкольным и начальным общим

образованием.

Данная

программа

рекомендована

Министерством

образования России. В основе подготовки к обучению в школе программы

«Преемственность» лежат личностно-ориентированные

и

развивающие

технологии.

В данный момент большинство поступающих в первый класс детей

посещают детские дошкольные учреждения,

где день ребёнка наполнен

играми и игровыми занятиями, прогулками, поэтому некоторые из них, по

решению

родителей,

параллельно

посещают

группу

предшкольной

подготовки. Большинство же воспитанников ГПП это «неорганизованные»

дети, которые до школы воспитывались дома и их общение с «чужими»

взрослыми было ограничено. Адаптироваться таким детям в школе бывает

очень трудно. Именно поэтому в нашей школе продолжает работу группа

предшкольной подготовки.

В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит

не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа

«Преемственность»

не

допускает

дублирования

первого

класса

общеобразовательной школы.

Цель программы: успешная адаптация детей дошкольного возраста к

новым образовательным условиям и создание гуманного (комфортного)

перехода с одной образовательной ступени на другую, создание предпосылок

к школьному обучению. Обучение проходит по следующим направлениям:

- развитие речи;

- родной дом (культура);

- зеленая тропинка;

- математические ступеньки;

- учимся рисовать;

- труд;

- физическая культура.

Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками

универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми

компетенциями. Программа «Преемственность»

не только ставит своей

целью подготовить ребёнка к обучению к школе, но и решает задачи общего

развития

будущего

первоклассника,

его

физических,

социальных

и

психических функций, необходимых для систематического обучения в

школе.

Подготовка к школе помогает освоить специфику социальных отношений (в

семье,

со

сверстниками,

со

взрослыми);

обеспечивает

формирование

ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие

потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития;

обеспечивает

постепенный

переход

от

непосредственности

к

произвольности;

организует

и

сочетает

в

единой

смысловой

последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от

игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве

со сверстниками и взрослыми; инвариантна и готовит к любой системе

школьного образования.

Посещая группу предшкольной подготовки, дети принимают эти

правила, нельзя сказать, что быстрее, чем в 1 классе, но легче совершенно

точно, так как численность группы не большая от 9 до 16 человек, щадящий

режим работы. Дошкольники участвуют во многих школьных мероприятиях:

конкурсах, праздниках, соревнованиях, посещают летний пришкольный

лагерь. Они чувствуют себя полноправными членами школьного коллектива.

Практически изучают здание школы: спортивный зал, библиотека, столовая,

школьный двор. Знакомятся со многими учителями, своим будущим

классным руководителем. У детей не возникает чувство страха перед

незнакомым местом, незнакомыми людьми, нежелание идти в школу.

Многие ребята, посещающие ГПП, переходят, в дальнейшем, в первый

класс нашей школы. В сентябре они встречаются со знакомыми уже

одноклассниками, что значительно снижает стресс при поступлении в 1

класс.

Существует традиция, когда учащиеся начальной школы посещают

ГПП, чаще это дети 1 и 4 классов. Они приносят дошколятам в подарок

поделки, выполненные своими руками на уроках технологии, различные

развивающие игры. Ребята 4 класса выступают перед детьми с небольшими

спектаклями.

Эта традиция полезна не только для будущих первоклашек, но и для

ребят которые учатся в первом классе, так как позволяет им быстрее принять

статус школьника, почувствовать себя старше, почувствовать важность и

значимость своего труда.

Начиная с четвертой четверти учитель, который планирует брать 1

класс,

посещает

занятия

группы,

наблюдает

за

детьми.

Беседует

с

воспитателем группы предшкольной подготовки, педагогом – психологом

(который также наблюдает за детьми, проводит групповые занятия). Учитель

имеет возможность составить представление о будущих первоклассниках,

разработать

план

работы,

а

также

дать

рекомендации

родителям,

подготовить для них памятки.

В мае проходит собрание родителей будущих первоклассников, на нём

присутствуют

не

только

родители

детей

из

группы

предшкольной

подготовки, но все родители, записавшие детей в первый класс. Конечно, и

учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы дети как можно быстрее и

успешнее вошли в школьную жизнь, поэтому большинство родителей с

готовностью идут на контакт с учителем, принимают требования учителя и

администрации школы, активно включаются в деятельность по подготовке

работы в 1 классе.

Кстати, готовность родителей к поступлению ребёнка в школу тоже

очень важное условие для успешной адаптации. Насколько родители готовы

принимать правила школьной жизни. Готовы ли они перестроить режим дня

в семье, ориентируясь на режим работы школы,

создать условия для

успешной

психологической

адаптации

своего

ребёнка

.

Важна

доброжелательная и спокойная атмосфера в семье, атмосфера поддержки и

благополучия.

На собрании родители заполняют анкету, которая позволяет классному

руководителю лучше узнать семьи детей. В анкету включены и такие

вопросы,

которые позволяют получить дополнительную информацию о

ребенке:

Какие особенности есть у вашего ребенка? Чем он любит

заниматься? На что учителю необходимо обратить внимание?

Учитель, в свою очередь,

знакомит родителей с особенностями

программы обучения, с режимом работы школы, с требованиями к учащимся.

Объясняет, какие канцелярские принадлежности приобретать, какая одежда

будет удобна для детей и приемлема для школы. В процессе адаптации нет

мелочей. В летний период ребятам нужно не только отдыхать, но и

продолжать готовиться к поступлению в школу. Ребенку в семье необходимо

дать какое – то «важное» поручение, чтобы он понял, что уже «взрослый»,

самостоятельный

и

ответственный.

Родители

совместно

с

будущим

первоклассником обустраивают уголок школьника, приобретают учебные

принадлежности. Делать это нужно спокойно, в течении всего лета, чтобы

ребенок постепенно привыкал к мысли о своей новой роли. Нужно найти

время для занятий: читать, раскрашивать, лепить.

Благодаря родительской группе в социальных сетях учитель и в летний

период имеет возможность координировать эту работу. В августе мы один

раз в неделю встречались с ребятами и в течение часа играли в игры на

знакомство на свежем воздухе. Этому были посвящены 2 дня, а затем

проводили занятия в классе. Учились работать парами, собирать портфель,

внимательно слушать друг друга. Родители присутствовали на занятиях,

наблюдали за детьми, имели возможность познакомиться, пообщаться друг с

другом.

Таким образом, система профилактической работы по предупреждению

дезадаптации первоклассников,

выстроенная в нашей школе позволяет,

постепенно безболезненно принимать ребятам роль школьника, успешно

преодолевать процесс вступления в школьную жизнь.



В раздел образования