Автор: Дегтярёва Надежда Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 города Ростова
Населённый пункт: Ярославская область, г. Ростов
Наименование материала: Разработка открытого урока
Тема: "Развитие читательской грамотности на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование
Тема:
Цель
занятия:
продолжить
подготовку
к
Всероссийским
проверочным
работам
через
формирование
функциональной грамотности посредством решения учебно-практических задач.
Задачи занятия:
Создать условия для формирования у учащихся:
- умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания (в том числе математические, естественно-
научные, читательские) для решения учебно-практических (жизненных) задач,
- умения работать в паре, в команде (группе),
- умения работать по алгоритму,
- умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.
Развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную
деятельность.
Ход урока
Этап
Основное содержание
Цель
Задание
ВПР
Примеч
ания
Организационный
момент
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.
К нам с вами сегодня пришли гости. Им очень хочется с вами
познакомиться и узнать, как мы с вами работаем. Чтобы не отвлекаться
больше давайте улыбнемся гостям и начнем наш урок.
Организационный
момент.
Приглашение
к
работе.
Представление
-
1-2 минуты
Предупредить
детей,
чтобы
в
голос
не
здоровались.
Цель урока
- Напомните мне, пожалуйста, с какими трудностями мы вчера с вами
столкнулись на уроке окружающего мира? (Мы решили посадить
баклажаны, но поняли, что мы многое не знаем и нам нужно сначала
узнать)
- Молодцы, тогда целью нашего урока сегодня станет … (знакомство с
такой культурой, как баклажан).
- Какие задачи вы ставите перед собой, что вы хотите от этого урока.
Вывод цели урока
Постановка задач на
урок
Формирование устной
речи
и
Читательская
грамотность
2 минуты
Повторить с детьми
постановку
целей
и
задач.
Основной этап
1
- Для начала мне хотелось бы узнать, а смогли ли вы узнать что-то новое
для сегодняшнего урока? Я в вас не сомневалась, но попрошу пока
сохранить это в секрете и применить для решения приготовленных мною
заданий. Готовы?
Демонстр
ация
методики
переверн
утого
1 минута
- А для начала давайте поработаем в парах.
Я приготовила для вас интересный текст. Прочитайте его внимательно и
заполните предложенную схему. Не забывайте о правилах работы в парах.
Нахожден
ие
главного
в тексте
Читательс
кая
нахожден
ие
2 минуты
Напомнит
ь детям о
знаке
готовност
-Кто же готов? Молодцы! Давайте проверим. (проверка фронтальная,
спросить нескольких)
Какая информация была для нас главной? (благоприятные условия для
прорастания семени)
Составле
ние
монологи
ческого
высказыв
Выводы,
основная
мысль
2 минуты
2
Ну а теперь новое задание. Поработаем в группах.
Познакомьтесь с предложенной таблицей. В ней не хватает данных.
Постарайтесь найти их, заполнить таблицу и ответить на предложенные
вопросы. Не забываем правила работы в группе.
Работа
с
информац
ией
в
таблице.
Математи
ка
2 минуты
- Прекрасно. Проверяем.
Вы ответили на вопросы. А что еще мы можем спросить, используя
таблицу?
Какую новую информацию мы с вами узнали? (для выращивания очень
важна температура воздуха)
А в классе мы сможем их вырастить? Какая температура воздуха в нашем
классе?
Учимся составлять
вопросы
по
таблице
Русский язык
3 минуты
3
Итак, мы узнали необходимые условия и температуру воздуха для
прорастания. А когда же необходимо посадить баклажан на рассаду?
Сколько ему нужно времени для созревания? А вдруг мы не успеем его
вырастить!
Я предлагаю вам поработать каждому в своем рабочем листе. Определите,
как долго мы будем ждать свой первый баклажанчик. При необходимости
обратитесь к календарю.
Составляем
таблицу
Берем
информацию
из
текста
Математика
Окружающий мир
3 минуты
Сколько же дней понадобилось для выращивания первого баклажана
нашему герою? С какими трудностями вы сейчас столкнулись?
Анализ
деятель
ности
(провер
ка
по
Окружа
ющий
мир
2
минута
4
Давайте немного отдохнем!
Сейчас мы с вами отправимся в магазин за семенами баклажан. Но вот в
чем проблема. Мы не знаем, как он называется. Если из каждой строчки
мы с вами выберем одно лишнее слово, то по его начальным буквам
сможем узнать название магазина.
Выбор лишнего
Повторение частей
речи
Русский язык
Читательская
грамотность
3 минуты
Повторить правила
поведения
на
уроке.
Ответ
только
поднятой
Вы такие молодцы! Магазин называется «Садовод». Адрес мы легко
найдем. А как это сделать? (одного за мой компьютер) Запишите.
Повторе
ние
вариант
ов
поиска
Читател
ьская
2
минуты
5.
Давайте поиграем.
На доске вы видите предложения. Проверим, как быстро вы находите
грамматическую основу предложения. Если я права, то вы стоите, если
ошибусь – садитесь. Молодцы.
Определе
ние
подлежащ
его
и
сказуемог
Русский
язык
2 минуты
6.
Завтра нам с вами нужно посадить любимые баклажаны, что нам для
этого понадобится? Выберем.
(на доске переворачиваем таблички. Ненужные выбросим – напомним о
макулатуре)
Выбор
правильн
ого ответа
Создание
списка
Математи
ка
читательс
кая
2 минуты
Я приготовила для вас ужасно сложное задание.
Объединяйтесь в группы. Перед вами ассортимент магазина «Садовод».
Ответьте на вопрос:
Если мы закупим все, что требуется для посадки, останутся ли у нас
денежки на покупку шоколадки за 80 рублей, при условии, что мама нам
выделила 500 рублей? Как можно сэкономить?
Выбор нужного
Оценка
необходимого
Устный счет
Математика
Окружающий
мир Финансовая
5 минут
Проверим. А как можно сэкономить?
Креатив
ное
мышлен
ие
функцио
нальная
3
минуты
Вывод.
Подведем итоги. Что нового мы узнали?
Достаточно ли нам будет полученной информации?
Есть ли информация, которую вам хотелось бы добавить? (готовим ее на
завтра)
Выбор
главного
2 минуты
Рефлексия.
На доску я вывела ваши любимые…
Назовите, которые больше всего подходят к нашему уроку.
Встаньте те, кому сегодня понравилось работать. Я очень рада за вас и
совсем не боюсь за наши баклажаны. А за открытие нового на
сэкономленные деньги предлагаю вам полакомиться шоколадом.
Выведение
эмоциональн
ого
состояния
функциональ
ная
3 минуты