Автор: Кудашова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №10"Серебряное копытце"
Населённый пункт: город Алушта, Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Помогите Буратино и его друзьям найти Золотой ключик"
Раздел: дошкольное образование
Итоговое занятие в подготовительной группе по ФЭМП
«Помогите Буратино и его друзьям найти Золотой ключик»
Цель: выявление
уровня
математических
представлений
детей,
полученных в течение учебного года, закрепление пройденного материала,
развитие и совершенствование полученных умений и навыков.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 20;
обратный счёт в пределах 10.
2. Продолжать учить решать и придумывать задачи
3. Продолжать формировать понятие – «условие задачи», «вопрос»,
«решение», «ответ».
4. Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших
чисел.
5. Закреплять представление о последовательности частей суток, дней
недели, о названиях месяцев, о временах года.
6. Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку
7. Закрепить знания о геометрических фигурах.
Развивающие:
1. Способствовать развитию логического мышления, внимания.
2. Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
3. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию
речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать и желание оказывать помощь.
2. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и
выполнять её самостоятельно.
Демонстрационный материал: фигура Буратино, конверт с письмом,
задания
в
письме;
картинки
с
изображением
игрушек
с
ценой;
геометрические фигуры; коробка для рисунков; золотой ключик.
Раздаточный материал: на каждого ребёнка 2 листа в клеточку (один с
точкой), цветные карандаши, простые карандаши, арифметика для решения
задач, макет часов.
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте их
тихонько поприветствуем. (приветствия детей)
Сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот этот
необычный конверт, там оказалось письмо от одного сказочного героя.
Попробуйте узнать кто это? (Дети отвечают). Молодцы! Это письмо от
Буратино. В нём говорится о том, что в Сказочной стране произошло
несчастье. Злой Карабас Барабас спрятал Золотой ключик, и друзья Буратино
не могут попасть в свой театр Кукол. Золотой ключик могут вернуть только
дети, умеющие хорошо считать, решать задачи, готовые прийти на помощь.
Ребята, вы согласны помочь друзьям Буратино? Тогда давайте выполним
первое задание.
Задание № 1 «Повторенье – мать ученья»!
Воспитатель:
-
Ребята,
задание
называется «Повторенье
–
мать
ученья». Нам с вами нужно ответить на несколько простых вопросов, это не
должно быть сложно, потому что мы всё это проходили с вами на наших
занятиях.
Вопросы:
1. Назови времена года
2. Назови месяцы года
3. Сосчитай количественным счетом до 20 (один, два три….)
4. Сосчитай порядковым счетом до 10 (первый, второй, третий…)
5. Сосчитай обратным счетом от 10 до 1
6. Назови дни недели
7. Назови число, следующее за числом 3.
8. Назови соседей числа 8.
9. Какое число находится между числами 8 и 10. (ответы детей)
Воспитатель: - Молодцы! Вы хорошо ответили на вопросы.
Задание №2 «Сравни числа» (работа у доски).
Воспитатель:
-
Ребята Буратино спрашивает, какие знаки сравнения
чисел вы знаете? (ответы детей)
В следующем задании нам надо правильно сравнить цифры.
11 и 20; 18 и 18;
16 и 8; 14 и 9;
15 и 3; 13 и 12.
(воспитатель зовет поочередно к доске детей, те выполняют задания)
Воспитатель:
-
Молодцы ребята, и с этим заданием справились!
Задание № 3 «Найди лишнее слово».
Воспитатель:
ребята, задание называется «Найди лишнее слово».
Я называю слова, а вы называйте которое из них лишнее и почему.
1. Понедельник, вторник, среда, пятница, утро.
2. Март, апрель, неделя, май июнь.
3. Лето, осень, зима, воскресенье.
4. Утро, вечер, ночь, день, месяц.
(дети выполняют задание)
Воспитатель:
-
Молодцы ребята, вы преодолели ещё одно препятствие.
А теперь немного отдохнем, чтобы так же правильно решать другие задания.
Физкультминутка:
«Буратино»
Буратино потянулся, раз – нагнулся,
Два – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Задание
№ 4 « Задачи»
Воспитатель: -
Ребята, а кто мне скажет, из каких частей состоит
задача? (ответы детей)
Воспитатель:
-
Молодцы, а теперь приступаем к работе (достаёт из
конверта задачи, дети говорят ответ).
Логические задачи:
1.
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у
бабушки внуков? (ответы детей)
2.
«На ветке дерева груши висели 4 яблока, 2 яблока сорвали. Сколько
яблок осталось висеть на ветке? (ответы детей)
3.
На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько
ворон? (2)
4.
Если к этому числу прибавить 1, то получится 10. (9)
Воспитатель: Молодцы! Все вы хорошо решали логические задачи. А
теперь решим обычные задачки (фронтальный опрос).
Задачи:
1. «Мама купила 7 груш, Миша съел 4 груши. Сколько осталось груш на
тарелке? (ответы детей)
2. У мальчика 10 рублей какие две игрушки мальчик может купить на эти
деньги, так чтобы не осталось сдачи. (выставляю, предметные картинки с
ценой)
(ответы детей)
Воспитатель: - И опять вы справились! Молодцы!
Задание №5 «Нарисуй фигуру и геометрические линии»:
Воспитатель: Задание называется «Нарисуй фигуру и геометрические
линии». Прежде чем приступить к заданию, давайте вспомним, какие фигуры
вы знаете (дети называют фигуры по описанию). А теперь приступим к
заданию. Подвиньте к себе чистый лист и цветные карандаши. Слушаем
внимательно, и выполняем геометрический диктант.
1. В правом верхнем углу нарисуйте красный треугольник.
2. В левом нижнем углу нарисуйте синий квадрат.
3. В левом верхнем углу зелёный круг.
4. В правом нижнем - жёлтый прямоугольник
5. По середине коричневый ромб
6. Слева от ромба фиолетовую трапецию
7. Справа от ромба голубой многоугольник. (дети выполняют задание)
Воспитатель: - Вы всё ближе и ближе к победе над злым Карабасом
Барабасом! Переверните листок на другую сторону, возьмите простой
карандаш. Начертите: (дети называют, а затем чертят линии по описанию)
1.
Линия без начала и конца (прямая)
2.
Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца (луч)
3.
Часть прямой, у которой есть начало и конец (отрезок)
4.
Прямая, которую сломали на отрезки (ломаная)
5.
Прямая, которую изогнули (кривая)
6.
Поставьте геометрическую точку.
Воспитатель: - Молодцы! И с этим заданием вы справились.
Задание №6 «Получи число 10».
Воспитатель: - Нам нужно получить число 10 из 2-ух меньших чисел.
Давайте поможем Буратино и попробуем справиться с этим заданием
(фронтальный опрос) (ответы детей) (Состав числа 8,9,10)
Задание № 7 «Сосчитай 2, 3, 4, 5 до 20».
Воспитатель: - Ребята вы молодцы! Новое задание
состоит в том, что мы
должны посчитать 2, 3, 4, 5 до 20
(дети выполняют задание)
Воспитатель:
- Молодцы ребята! Как вы хорошо справляетесь с
заданиями.
Задание. № 8 «Определи время».
Воспитатель: - Ребята, Буратино пошёл гулять в 12.00, вернуться домой
ему нужно в 15.30, давайте поможем Буратино определить время, чтобы не
опоздать домой к Папе Карло.
- Пока Буратино дошёл до детской площадки прошло 30 мин.
-Покатался на качелях и поиграл с друзьями прошло 20 мин.
- Попрощался с друзьями прошло 10 мин.
-Пошёл в кинотеатр смотреть сказку прошло 2 часа
-Домой Буратино шёл быстро 30 мин.
Вовремя ли пришёл Буратино домой после прогулки. Молодцы, и с этим
заданием вы справились.
Задание. № 9 «Нарисуй картинку».
Вы все устали, я предлагаю вам немного отдохнуть:
Пальчиковая гимнастика:
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев,
Чтоб хватать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить,
Их не трудно сосчитать!
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Воспитатель: - Ну что отдохнули ребята? (ответы детей)
Воспитатель: - Давайте не будем терять время. Подвиньте листочки,
поставьте карандаш на красную точку.
Воспитатель: что
получилось? (ответы
детей)
Правильно
у
Вас
получился ключик, а теперь Вы мне положите в эту коробку свои ключики, и
увидите, что из этого получится. Достаю из коробки Золотой ключик.
Рефлексия
Воспитатель: - Ребята вот мы и победили злого Карабаса Барабаса. Вы
молодцы, правильно справились со всеми заданиями, помогли Буратино и
его друзьям из Сказочного города. Я очень рада, что вы у меня такие умные и
способные дети, готовые в любую минуту прийти на помощь. Ребята, давайте
вспомним с какими препятствиями мы сегодня сталкивались? Какие задания
выполняли? Какие из заданий вам показались наиболее сложными? Вам
понравилось занятие? (Дети отвечают на вопросы).