Автор: Сергеева Анна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №!7 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: город Ухта
Наименование материала: Статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольноеобразовательное учреждение
«Детский сад №17 «Искорка»
«ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Разновозрастная смешанная подготовительная группа
Воспитатель:
Сергеева Анна Николаевна,
первая квалификационная категория,
стаж работы 7 лет
Финансовая
культура
обучающихся
как
один
из
аспектов
экономического воспитания – это новое направление в дошкольной
педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от
ребенка с самых ранних лет его жизни.
Обучающиеся, так или иначе, рано включаются в экономическую
жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с
родителями
в
магазин,
овладевая,
таким
образом,
первичными
экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. А грамотное
отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми
продуктами
в
раннем
возрасте
открывает
хорошие
возможности
и
способствует
финансовому
благополучию
обучающихся,
когда
они
вырастают.
Именно
в
дошкольном
возрасте
наиболее
естественным,
увлекательным
и
эффективным
средством
формирования
финансовой
культуры обучающихся является игровая деятельность, которая способствует
расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, закреплению
и
обогащению
знаний
о
финансовой
сфере
деятельности
взрослых,
выработке элементарных практических навыков.
Кроме
задач
общей
целевой
направленности,
игры
развивают
психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные
качества, создают предпосылки для психологической подготовленности в
будущий мир финансов. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания,
овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.
Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное
содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у
дошкольников основ культуры финансов. Повседневная жизнь, семья,
общение
со
сверстниками,
образовательная
деятельность
в
условиях
дошкольного учреждения формирует тот опыт у обучающихся, который
становится базой для дальнейшей работы по формированию финансовой
культуры.
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, и
если не сформировать правильное представление о деньгах, то может
появиться собственное, зачастую неверное мнение. Дошкольнику нужно
помочь в освоении азов финансовой культуры. Этого можно достичь,
используя ведущую деятельность в дошкольной педагогике - игровую, с
помощью которой можно уточнить и закрепить представления обучающихся
о мире экономических явлений, терминах, приобрести новые экономические
знания, умения и навыки и постепенно постичь азы финансовой культуры.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить
зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных
понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания
возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация
дошкольников
в экономическом
пространстве современного
мира
на
материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность в том, максимально полно использовать
интерес детей к экономической деятельности.
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей
дошкольного
возраста,
создание
необходимой
мотивации
для
повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
1.
Способствовать формированию первоначальных представлений у
детей о труде, потребностях, о купле и продаже товаров.
2.
Способствовать формированию первоначальных представлений о
деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
3.
Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной
деятельности взрослых.
4.
Развивать
умение
творчески
подходить
к
решению
ситуаций
финансовых отношений посредством игровых действий.
5.
Научить применять полученные умения и навыки в реальных
жизненных ситуациях.
6.
Способствовать формированию у родителей понимания необходимости
знакомства детей с деньгами, как средством платежа и обмена.
Формы организации совместной и самостоятельной деятельности:
Совместная деятельность с детьми (интегрированные виды непосредственно-
образовательной
и
совместной
деятельности
в
режимных
моментах,
продуктивная деятельность).
Самостоятельная деятельность детей (дидактические игры, сюжетно-ролевые
игры).
Взаимодействие с родителями (информационный стенд, папки-передвижки,
участие родителей в пополнении предметно-развивающей среды).
Методы и приемы:
-словесные: объяснение и рассказ воспитателя, беседа, речевые игры,
чтение литературы,
-практические: игровые и проблемные ситуации, конструирование из
строительного материала;
-наглядные: рассматривание иллюстраций, показ презентации.
Материально-технические ресурсы:
-
средства
ИКТ,
картинки,
оборудование
для
художественно-
эстетической деятельности.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Работа началась с создания условий для формирования элементарных
экономических знаний у обучающихся: предметно-пространственной среды
и подготовки методического обеспечения.
В квест-игре «Три копейки - это много» обучающиеся знакомились с
понятием деньги, экономика, доход, с многообразием физиологических
потребностей и предметов, их удовлетворяющих. В речевой игре «Для чего
нужны деньги» преследовалась цель обогащение знаний, обучающихся для
чего нужны деньги. Игра «Семейный бюджет» и «Покупки» помогла детям
узнать откуда появляются деньги в семье и как лучше их потратить.
1-2 раза в неделю и включались в разные формы и методы работы с
обучающимися
(в
ЗД,
трудовую,
индивидуальную
и
совместную
деятельность)
и
использовались
в
определенной
последовательности
(Приложение 1).
На первом занятии дети познакомились с Купюриусом и Монеткой
героями занятий рассмотрели их назначение и где они будут жить. Герои
стали неотъемлемой частью занятий по финансовой грамоте.
Информация об истории появления денег, познакомила с купюрами и
монетами разного достоинства. После того, как обучающиеся получили
информацию об истории возникновения денег, организовывались занятия
логического блока (например занятие «История возникновения денег. Обмен
и деньги.» «Деньги: купюра, монета» «Где живут деньги?» (банк) «Друзья
Купюриуса и Монетки» (деньги разных стран), ситуативные беседы («Зачем
людям нужны деньги», «Где можно купить?») с целью закрепления
экономических категорий – деньги, денежные купюры, производство
денежных
знаков.
Затем
было
организованно
занятие
где
ребята
самостоятельно придумывали деньги будущего и закрепляли представления
детей о денежных знаках. Так же закрепить представление о производстве
денежных знаков, их покупательской силы авторы использовали такие
игровые ситуации как «Банк», «Банкомат», «Универсам». Играя в настольно-
печатные и дидактические игры («Что можно купить за деньги(нельзя)?»,
«Круг Луллия», «Дороже, дешевле», «Кубик Блума).
Были изготовлены денежные купюры разных стран в альбоме «Деньги
со
всего
света»
для
формирования
умения
сравнивать,
наблюдать,
закреплять.
Для формирования понятия «бюджет семьи» (доход и расходы)
использовались
занятия
«Потребности
современного
человека»,
«Потребности моей семьи. Семейный бюджет: доходы и расходы», «Как
деньги попадают к нам в дом». Сюжетно – ролевые игра «Магазин.
Супермаркет», «Семья экономиста», «Семейный бюджет», «Волшебные
помощники», в ходе которых дети знакомились с семейным бюджетом,
доходами, расходами, заработной платой, ведением домашнего хозяйства.
Для знакомства и закрепления мира профессий были организованны
занятия
«
Труд. Профессии людей», «Кому что нужно для работы»,
«Продукты труда и его результат. Необходимость оплаты за труд», «Сколько
заработал – столько и купил», «Производители и ресурсы». Обучающиеся
упражнялись в узнавании и назывании профессий взрослых и предметов,
необходимых для работы людей (парикмахера, продавца, портного, шофера,
пчеловода, художника, учителя, повара, врача, бухгалтера) это позволит
привить бережное и экономное отношение детей к деньгам, а также вовлечет
ребенка в изучение цифр и счета;. Игры не вызывали затруднения, все охотно
в них играли, доказывали верность своего выбора. В работе с обучающимися
использовалась
народная
мудрость
-
пословицы
и
поговорки
на
экономическую тематику.
В игровой форме обучающиеся так же знакомились с разными видами
профессий, узнали о пользе и необходимости труда в нашей жизни и
обогатили свои знания о финансовой культуре. Немаловажную роль в
формировании элементарных экономических знаний наблюдения за трудом
людей разного рода профессий в детском саду, чтобы дети наглядно смогли
убедиться, за что именно работники получают заработную плату, уголок был
пополнен
атрибутами
к
сюжетно-ролевым
играм
(счеты,
копилки,
калькуляторы, кассовые аппараты, Банкомат) для приобщения к социальному
миру взрослых, взаимодействия со сверстниками, моделирования различных
жизненных ситуаций. В самостоятельной деятельности также использовались
сюжетные, дидактические игры, модели, которые дошкольник выбирал и
проигрывал сам.
Взрослый
находился
за
кругом
детской
деятельности,
создавая
развивающую
предметно-пространственную
среду
для
свободной
деятельности обучающихся, изменяя и дополняя ее в соответствии с
детскими интересами, одновременно являясь потенциальным партнером,
готовым подключиться к их активности при просьбах о поддержке и
помощи, в реализации их свободных замыслов.
Блок «Ресурсы»
Занятия «Как сберечь ресурсы планеты?», «Производители и ресурсы»
закрепляли представления о разнообразии природных и капитальных
ресурсов, способов их использования. Обсуждали происхождение продуктов
и
из
чего
можно
изготовить
необходимые
товары.
Продолжали
формировать понимание единства человека и природы, дать образное и
упрощённое
объяснение
понятий
энергосбережения,
электроэнергии,
экономного пользования водой, сохранения тепла.
В блоке «Бережем деньги» занятия: «Дом копилка», «Копилка своими
руками», «Как правильно беречь наши деньги». Рассказ родителей о своем
опыте сбережения денег, «Где покупают и продают разные товары», «Что
нельзя купить за деньги», «Копейка рубль бережет», «Подарок для друга»
«Как из мусора сделать новый товар», «Карманные деньги». Дать понимание
сущности понятий: накопление, денежная прибыль, долг. Учить делать
копилку своими руками из подручных материалов для накопления денег.
Формировать понятия экономность, бережливость, расчетливость;
систематизировать знания детей о способах экономного расходования
бюджета; воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных
с деньгами Закрепить названия основных потребностей и что к ним
относится; Познакомить с разными источниками торговли: магазин, киоск,
ларек, ТЦ и т.д. и их особенностях. повторить правила поведения в
общественных местах. Формировать умение правильно делать покупки
(потребительская грамотность) Развивать у детей умение экономить. Дать
вторую жизнь бросовому материалу сделав оригинальную, полезную вещь.
Познакомить
с
понятием
«Карманные
деньги».
Приучать
детей
к
трудолюбию.
И завершением программы станет викторина «Что мы узнали о
финансах»
Созданы картотеки по финансовой грамотности «Физкультминутки»,
«Сказки», «Игры для детей 5-7 лет», «Дидактические игры», «Загадки»,
«Пословицы».
Чтение художественной литературы, обсуждение рассказов о труде
людей разных профессий, стихотворений, сказок, в которых высмеивается
лень и восхваляется трудолюбие, например, «Сказ про то, как Баба и Дед
забыли про семейный бюджет», «Биржевая муха Сказка о финансовой
грамотности, или про то, как Емеля царем стал», «Копейка рубль бережет»,
«Про доверчивого Мышонка и мамину зарплату», «Вершки и корешки»,
«Гуси-лебеди», «Лисичка сестричка и серый волк» экономически грамотно
повлияло на формирование финансовой культуры у обучающихся. Так же
через них обучающиеся получают информацию о финансовых терминах:
деньги, труд, товар, банк, карьера, кредит.
В развитии дошкольников немаловажную роль играет совместная
деятельность педагогов с родителями (законными представителями).
В приемной был организован центр для родителей «Финансовая
азбука», в котором располагались:
консультации «Формирование у дошкольников финансовой грамотности
через нравственно-трудовое воспитание», «Дети и деньги», «Зачем нужна
ребенку финансовая грамотность?», «Как не вырастить жадину»,
«Учим
детей финансовой грамотности»,
«Принципы финансового воспитания в
семье», «Что должны знать дети о деньгах или как рассказать детям о
деньгах и как научить ребенка распоряжаться деньгами».
папки-передвижки «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»
«Советы
родителям
по
формированию
финансовой
грамотности
у
дошкольников»
памятки «Как познакомить детей с финансами?», «10 советов управления
деньгами
для
ребенка»,
которые
помогли
родителям
получить
дополнительные знания по экономическому воспитанию детей.
Эффективное использование всех приемов, средств и методов привело к
положительной динамике формирования финансовой культуры по средством
игровой деятельности обучающихся дошкольного возраста, к личностному
росту дошкольников, который выразился в стремлении самостоятельно
играть,
трудиться
и
приносить
пользу
обществу.
Проводимая
систематическая работа повысила эффективность работы по формированию
финансовой
культуры
и
дала
возможность
добиться
положительных
результатов. Подводя итог, можно сказать, что подобранные игры, занятия,
беседы, малый фольклорный жанр помогли детям усвоить сложные
экономические понятия (потребности, товар, услуга и т.д.), позволили не
только
обучить,
но
и
воспитать
дружелюбие
и
отзывчивость,
дух
взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный
запас
обучающихся
экономическими
терминами.
В
результате
у
обучающихся
развилось
слуховое
восприятие,
повысилась
наблюдательность,
внимание,
память,
воображение,
упорядочились
впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром,
расширился словарный запас, повысился уровень их знаний экономического
содержания, видна положительная динамика формирования финансовой
культуры
обучающихся.
Исходя
из
этого,
можно
сделать
вывод
о
перспективности
дальнейшей
разработки
комплекса
мероприятий,
направленного на формирование финансовой культуры, познавательной
активности, речи и творческих способностей обучающихся.
Приложение 1
Тема занятий
Программное содержание
Дата проведения
(число, месяц, год)
1.
«Знакомство детей с
Купюриусом
и
Монеткой»
Знакомство детей с Купюриусом и
Монеткой, героями занятий
рассмотреть их назначение, где
будут жить
12.10.2023
2.
«Введение
в
мир
экономики.
Что
такое
Экономика?»
Выявить элементарные
экономические знания.
Содействовать финансовому
просвещению и воспитанию детей
дошкольного возраста, создать
необходимую мотивацию для
повышения их финансовой
грамотности. Познакомить со
словом «экономика», с жизнью
первобытных людей
19.10.2023
3. «История возникновения
денег. Обмен и деньги.»
Познакомить с историей
возникновения денег, их
предназначением. Что такое
бартер?
26.10.2023
4.
«Деньги:
купюра,
монета»
Раскрыть сущность понятий
«деньги», «монета», «купюра»; -
закрепить знания детей о внешнем
виде современных денег; Учить
находить отличительные и сходные
признаки между монетой и
купюрой, между купюрами разного
достоинства; Помочь детям
осознать роль денег в жизни людей
02.11.2023
5. «Денежные истории»
Научить понимать назначение
денег. Дать детям представление о
денежной единице. Показать путь
преображения денежной единицы
от товара до современных денег.
Совершенствовать навыки счета на
примере монет, упражнять детей в
размене денежной монеты
достоинством 5 рублей более
мелкими монетами; Воспитывать
представления о сущности таких
нравственных категорий как
экономность, бережливость,
воспитывать стремление прийти на
помощь, умение договариваться.
09.11.2023
6. «Где живут деньги?»
Познакомить детей с новыми
16.11.2023
(банк)
словами, встречающимися в
современной жизни и объяснить их
значение. Дать представление о
работе банка. С помощью
наглядного материала (банковская
карта, сберегательная книжка) дать
представление детям как
пользоваться виртуальными
деньгами. Познакомить детей с
современными профессиями
(кассир, консультант, финансовый
менеджер, охранник, специалист по
кредитам, инкассатор)
7. «Друзья Купюриуса и
Монетки» (деньги разных
стран)
Познакомить с понятием «валюта»,
с денежными знаками других стран
(на примере доллара, евро, марки,
франка). Расширять активный и
пассивный словарь, закреплять
понятия «деньги», «купюра»,
«монета». Развивать устную речь,
наблюдательность, наглядно-
образное мышление. Воспитывать
бережное отношение к деньгам,
умение работать в коллективе.
Деньги явление культуры, их
оформление отражение культуры
разных стран. Формирование
представлений детей о понятии
«валюта»
23.11.2023
8.
«Изобретаем
деньги
будущего»
Закрепить представления детей о
денежных знаках, поощрять
проявление творчества и фантазии.
30.11.2023
9.Сюжено – ролевая игра
«Банк»
Познакомить детей с работой
терминала, банковскими
операциями и с профессиями людей
работающих в Сбербанке.
Расширить представление о
хранении, получении денежных
средств
06.12.2023
10.
«Потребности
современного человека»
Сформировать у детей старшего
дошкольного возраста
представление о потребностях
человека и их видах (материальные,
духовные, социальные)
13.12.2023
11.«Потребности
моей
семьи. Семейный бюджет:
Расширять знания детей о
составляющих семейного бюджета.
20.12.2023
доходы и расходы».
Познакомить с экономической
концепцией понятий «хочу» и
«надо» с учетом потребностей
каждого члена семьи. Показать
детям, что бывают обязательные
(основные) и необязательные (не
основные) расходы.
12.Сюжетно – ролевая игра
«Магазин. Супермаркет»
Продолжать знакомить детей с
трудом продавца, охранника,
директора. Формировать
устойчивый интерес к профессии
работников торговли и обобщить
представления о структуре
супермаркета. Развивать навыки
диалогической речи.
Способствовать применению
элементарных правил безопасности
поведения в общественных местах.
Развивать у детей творческое
воображение, способность
совместно развертывать игру,
согласовывая собственный игровой
замысел с замыслами сверстников
Воспитывать умение играть
коллективно, уступать друг другу,
договариваться между собой.
26.12.2023
13. «Как деньги попадают
к нам в дом»
Расширить знания детей о
возникновении денег, закрепить
знания о том, что служило деньгами
для древних людей. ознакомить с
понятиями: «доходы», «расходы»,
«зарплата», «пения», «стипендия».
Воспитывать правильное
отношение к деньгам. Труд и
доходы. Вознаграждение за
честный труд, заработная плата
родителей.
11.01.2024
14.
«Труд.
Профессии
людей»
Сформировать представления о
содержании деятельности людей
некоторых новых и известных
профессий, Учить уважать людей,
умеющих трудиться и честно
зарабатывать деньги. Поощрять
желание и стремление детей быть
занятыми полезной деятельностью,
помогать взрослым, стимулировать
деятельность «по интересам»,
18.01.2024
проявление творчества и
изобретательности
15.
«Труд.
Профессии
людей» (продолжение)
Сформировать представления о
содержании деятельности людей
некоторых новых и известных
профессий, Учить уважать людей,
умеющих трудиться и честно
зарабатывать деньги. Поощрять
желание и стремление детей быть
занятыми полезной
деятельностью, помогать взрослым,
стимулировать деятельность «по
интересам», проявление
творчества и изобретательности.
25.01.2024
16. «Кому что нужно для
работы»
Закрепить знания об орудиях труда
разных профессий: повара,
плотника, художника – оформи-
теля, кассира, закройщика;
выделить их роль в изготовлении
товара, сформировать умение
рационально использовать материал
31.01.2024
17. «Продукты труда и его
результат. Необходимость
оплаты за труд».
Учить устанавливать связь между
качеством материала и продуктом
труда; самостоятельно
выстраивать цепочку трудового
процесса. Воспитывать уважение к
результату труда.
01.02.2024
18. «Сколько заработал –
столько и купил».
Учить детей делать покупку с
учетом «заработанных» денег,
соотносить свои желания и
возможности в условиях игровой
ситуации
08.02.2024
19.
«Производители
и
ресурсы».
Закрепить представления о
разнообразии природных и
капитальных ресурсов, способов их
использования. Обсудить
происхождение продуктов и из чего
можно изготовить необходимые
товары. Выявить знания о
производителях товаров и услуг;
Воспитывать умение работать
командой, радоваться успехам и
сопереживать неудачам това-
рищей. Воспитывать уважение к
людям разных профессий.
15.02.2024
20. «Как сберечь ресурсы
планеты?»
Развивать познавательный интерес
детей к вопросам финансовой
грамотности. Продолжать
формировать понимание единства
человека и природы, дать образное
и упрощѐнное объяснение понятий
энергосбережения, электроэнергии,
экономного пользования водой,
сохранения тепла. Развивать
познавательный интерес,
мышление, память, внимание и
воображение; Познакомить с
понятиями "экономия",
"бережливость. Воспитывать
уважительное отношение к дарам
природы. Развивать финансовую
грамотность, способствуя
целостному развитию личности
ребенка, формированию у него
адекватной системы ценностей и
полной картины мира.
22.02.2024
21.
«Сколько
нужно
человеку денег?»
Формировать понимание о
значении денег в жизни каждого
человека, об умении тратить их
разумно, учить расходовать
заработанные деньги-жетоны,
Воспитывать уважение к
родителям, обеспечивающим семью
деньгами, желание трудиться
самим. Развивать мышление,
память, умение четко выражать
свои мысли
29.02.2024
22.
«Путешествие
по
стране Экономике»
Закрепить полученные
экономические знания. Развивать
умение подмечать в сказках
простейшие экономические
явления. Обогащать словарный
запас. Развивать познавательный
интерес, память, мышление,
внимание и воображение.
Формировать положи- тельные
взаимоотношения детей.
14.03.2024
23. «Дом - копилка»
Учить детей считать, производить
действия сложения и вычитания над
числами, дать понимание сущности
понятий: накопление, денежная
21.03.2024
прибыль, долг. Расширить
представления детей о расходах и
доходах, подвести к пониманию
сущности понятия сбережения
24.«Копилка
своими
руками»
Учить делать копилку своими
руками из подручных материалов
для накопления денег. Развивать
творчество. Воспитывать бережное
отношение к своему продукту
труда.
28.03.2024
25. «Как правильно беречь
наши деньги».
Рассказ родителей о своем
опыте сбережения денег.
Формировать понятия
экономность, бережливость,
расчетливость; систематизировать
знания детей о способах
экономного расходования бюджета;
воспитывать навыки разумного
поведения в ситуациях, связанных с
деньгами
04.04.2024
26.
«Где
покупают
и
продают разные товары»
Познакомить с разными
источниками торговли: магазин,
киоск, ларек, ТЦ и т.д. и их
особенностях. повторить правила
поведения в общественных местах.
11.04.2024
27. «Что нельзя купить за
деньги»
Формирование основ финансовой
грамотности у детей старшего
дошкольного возраста. Повторить
«потребности человека. Закрепить
названия основных потребностей и
что к ним относится; Продолжать
учить решать проблемные
ситуации, аргументировать свои
ответы, активизировать словарь.
Воспитание социально- личностных
качеств и ценностных ориентиров.
18.04.2024
28.
«Копейка
рубль
бережет»
Формировать умение правильно
делать покупки (потребительская
грамотность) Развивать у детей
умение экономить. Выделять слова
и действия относящиеся к
экономике. развивать речь,
внимание, память, мыслительные
операции. Воспитывать
любознательность.
25.04.2024
29. «Подарок для друга»
Развивать умение экономить.
Приучать детей к трудолюбию.
02.05.2024
Учить делать своими руками
предметы труда, которые будут
приносить радость людям
30. «Как из мусора сделать
новый товар»
Дать вторую жизнь бросовому
материалу сделав оригинальную,
полезную вещь. Учить
организовывать свое рабочее место.
Разрабатывать виды изделий из
бросового материала
16.05.2024
31. «Карманные деньги»
Познакомить с понятием
«Карманные деньги». Приучать
детей к трудолюбию. Как можно
заработать деньги детям.
23.05.2024
32.Викторина
«Что
мы
узнали о финансах»
Закрепление знаний полученных в
течение года.
30.05.2024