Автор: Косарева Ольга Михайловна
Должность: тьютор
Учебное заведение: МОУ СОШ №34
Населённый пункт: Городской округ Подольск
Наименование материала: статья
Тема: "Применение метода сторителлинга в коррекционно - развивающей работе с детьми РАС"
Раздел: среднее профессиональное
Администрация Городского округа Подольск
Комитет по образованию
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №34
Применение метода сторителлинга
в коррекционно - развивающей работе с детьми РАС
(расстройство аутического спектра)
Подготовила:
тьютор
Косарева Ольга Михайловна
Г. о. Подольск, 2024
Введение
«Именно в игре ребенок свободно владеет речью,
говорит то, что думает, а не то, что надо.
Не поучать и обучать, а играть с ним,
фантазировать, сочинять, придумывать —
вот, что необходимо ребенку».
Джанни Родари
К числу важнейших задач коррекционно — развивающей работы с детьми РАС
относиться формирование у них связной монологической речи. Или проще говоря
составление рассказа, удерживание в поле своего внимания сюжетной линии. Ведь для
большинства детей «с особенными потребностями» характерны односложные ответы,
пропуски слов при изложении материала, нарушения связности текста. Речь очень важна для
правильной социализации ребенка. Исходя из важности данной проблемы, перед педагогами
встают проблемы поиска новых методов и приемов, способные побуждать ребенка к речи.
Одним из таких приемов является сторителлинг. Не стоит бояться этого сложного и
непонятного слова. На самом деле все гораздо проще. Этот термин в последнее время все
чаще и чаще употребляется в нашей работе. Он пришел к нам из английского языка и в
доскональном переводе звучит как «рассказывание истории».
Сторителлинг
–
это
искусство
увлекательного
рассказа.
Сторителлинг
был
разработан и благополучно проверен на собственном опыте Дэвидом Армстронгом.
Разрабатывая данную технику, Дэвид Армстронг принял к сведению известный обще
психологический фактор: истории выглядят более живыми, интересны, увлекательны и
проще соединяются с личным опытом, нежели принципы или директивы. Они быстро
запоминаются, им дают больше значимости и их влияние на поведение людей сильнее.
Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной
структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических
вопросов воспитания, развития и обучения.
Цели сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удержать
его в течении всей истории, при помощи художественного образа героя.
Метод сторителлинга позволяет:
Заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
Разнообразить образовательную деятельность с детьми;
Научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
Обогатить устную речь дошкольников;
Облегчить процесс запоминания сюжета.
Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в
любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные
рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.
Структура техники сторителлинг
При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру.
1.Вступление. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с
героем.
Варианты вступления:
— Когда-то давным-давно…
— Из опыта работы….
— И произошла однажды вот такая история…..
— О! А, вы слышали историю про…
— Садитесь поближе, я вам расскажу…
— В некотором царстве, в некотором государстве…
— Жили-были…
— Это произошло темной и дождливой ночью…
— Наш герой понятия не имел, что его ждет…
2. Принципы историй: простота, неожиданность, конкретность (персонажи и истории
должны быть знакомы и понятны дошкольникам, реалистичность (самая лучшая история не
понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят).
3. Развитие событий. Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта
часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором
рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится
разрешенной, а усложняется.
4. Кульминация. Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит
победителем (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется
решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта.
5. Заключение. Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним
предложением, как в басне мораль.
Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники
сторителлинг с детьми дошкольного возраста.
1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и
заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте
и в любое время.
2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют
большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней
информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает
запомнить материал, развивает грамотность.
4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности
детей.
Детям намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты
запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго.
Примеры практического применение данного метода в работе с детьми.
Вашему вниманию я предлагаю несколько методов непосредственного сторителлинга в
работе с детьми.
1. Помоги герою сказки вернуться домой.
Выбираем книгу сказок, между ее страницами раскладываем героев из разных сказок
мультфильмов, которые выпадают при раскрытии книги, за тем мы предлагали детям помочь
сказочным героям вернуться обратно в сказку.
2. Кубики историй.
Для применения этого метода необходимы речевые кубики. На гранях этих кубиков могут
быть самые разные картинки. Есть кубик с героями (о ком будет наша история, кто главный
персонаж), есть кубики действия ( на гранях этих кубиков изображены различные действия),
есть несколько описательных кубиков (касаются внешности персонажей, погоды и другие)
Количество кубиков может быть самым разным. Создание общей истории, кидая кубики по
очереди. Бросив кубики на стол, ребенок начинает историю с каких-нибудь слов типа
«Однажды…» или «Давным-давно…» Как я уже говорила, количество кубиков не
ограничено. Игрок может бросить сразу все кубики или доставать их по одному.
3. Истории весёлых пальчиков.
Истории, сочиненные детьми, интересно не только рассказывать слушателям или
перечитывать, но и разыгрывать с помощью кукол. Мы предлагали детям выбрать
понравившуюся им игрушку, придумывали ей имя и сочиняли историю с ее участием, а
потом предлагали рассказать эту историю в настоящем времени от первого лица, как если бы
кукла умела говорить и сама являлась непосредственным рассказчиком.
4. Опиши эмоции ромашки.
Для проведения данного занятия нам понадобятся карточки эмоций нарисованные на
ромашках. Перед ребенком ромашковое поле. На доске прикреплены ромашки — эмоций, их
много, и они все разные. Детям предлагалось выбрать карточку эмоцию, ту которая больше
всего подходит к его настроению и задаётся вопрос почему ребенок выбрал именно эту
ромашку, после чего дети начинают рассказывать свою историю.
5. История путешествий.
Для данного занятия нам необходима помощь родителей. Заранее мы просим их принести
фото своих путешествий или приятных воспоминаний Это могут быть просто фотографии
или фото коллаж, оформленный на листе бумаги. Основная идея этой игры заключается в
создании ребёнком или с помощью привлечения родителей "карточек-воспоминаний" о
приятных совместных путешествиях или значимых событиях в жизни ребёнка, которые будут
их иллюстрировать и помогать пересказывать, как вы провели летние или зимние каникулы,
семейные праздники и многое другое.
Заключение.
Современность диктует новые подходы к образованию и воспитанию детей. Техника
«сторителлинга», которая лежит в основе представленных игр, открывает уникальную
возможность для обогащения и актуализации словаря детей, помогает научить
воспитанников с РАС составлять как простую фразу, так и связный творческий рассказ.
Импровизированные истории вызывают наибольший интерес, обогащая лексику, развивая
логику.
«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в
приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна,
нежели передача самого предмета»
К.Д. Ушинский