Напоминание

"Научи свое сердце добру"


Автор: Вартанян Виктория Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДБОУ "Детский сад комбинированного вида № 53"
Населённый пункт: Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Ивановская
Наименование материала: из опыта работы по формированию духовно-нравственных ценностей дошкольника
Тема: "Научи свое сердце добру"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Научи свое сердце добру»

(из опыта работы по формированию духовно-нравственных ценностей

дошкольника)

МДБОУ «Детский сад комбинированного вида № 53»

Воспитатель: Вартанян Виктория Алексеевна

Замечательные слова сказал В.А.Сухомлинский: «Никто не учит

маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай

красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной

закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат

умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу

(очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни

злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Именно доброту надо воспитывать в ребенке с ранних лет, с первых

шагов и первых слов. Воспитание уважения к традиционным ценностям,

таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к

малышам,

пожилым

людям;

формирование

традиционных

гендерных

представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать

положительному примеру – это главные ориентиры работы для каждого

педагога. Поэтому мы, воспитатели должны посеять и взрастить в душах

наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории,

культуре и духовному богатству нашего народа.

В своей работе мы придерживаемся направлений:

1.

Духовно-образовательное (занятия, чтение детям, беседы, устные поучения,

обсуждение поступков героев и детей.)

2.

Воспитательно-оздоровительное (праздники, подвижные игры, прогулки,

экскурсии, походы.)

3.

Культурно-познавательное (концерты, участие в православных праздниках).

Дошкольный

возраст

время

активной

социализации

ребенка,

вхождения в культуру, развитие общения со взрослыми и сверстниками,

пробуждения нравственных и эстетических чувств.

Зная, что привычки и ценности, заложенные в детстве, станут

нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в

будущем, в своей работе наши педагоги стараются прививать духовно-

нравственные ценности через:

1)социально-коммуникативную

деятельность

для

младших

дошкольников - это разучивание потешек, чтение русских народных сказок

драматизация сказок (как при образовательной деятельности, так и в

режимных моментах).

В каждой группе для детей имеются разнообразные виды театров:

настольный, плоскостной, театр би-ба-бо, теневой, магнитный, театр кукол

марионеток, театр вязанной игрушки и т.д.

Со

старшими

дошкольниками

на

образовательном

событии

по

ознакомлению с окружающим миром, развитию речи педагоги знакомят

детей с обычаями, традициями русского народ; с народными пословицами,

поговорками (через общение в различные режимные моменты: прогулки,

наблюдения, этические беседы). Дети понимают, что с их помощью можно

высказать уважение к труду, дружбе, эмоционально выразить поощрение,

осудить неверное или грубое действие.

2) познавательную деятельность

– в нашем календарно-тематическом

планировании обозначена целая неделя «Народная культура и традиции». В

течение которой происходит знакомство с предметами народно-прикладного

искусства, народными ремеслами, традициями и праздниками. Закрепляя

полученные знания через художественно-эстетическую деятельность: с

детьми мы украшаем матрешку узорами, рисуем элементы гжельской

росписи; лепим по мотивам дымковской игрушки «Барыню»; знакомимся с

народными музыкальными инструментами (гусли, балалайка, дудочка).

Конечно, особое внимание уделяется фольклору, который

дает

возможность

ребенку

войти

в

атмосферу

поэтических

образов,

прочувствовать необходимость милосердного, отзывчивого поведения. Не

секрет, что в современном семейном воспитании использование фольклора

сужено. Проведя анкетирование родителей групп, мы выяснили, что очень

многие мамы просто не знают потешки, пословицы, поговорки, не знают и

того, что они сопровождаются телесными играми. А ведь через тактильные

действия во время игр-забав («сорока», «ладушки», «коза» и др.) ребенок

знакомится с материнским теплом. Впоследствии это закрепится в его

сознании как один из способов проявления эмоционального содействия

другому человеку: пожалеть, передав часть своего телесного и душевного

тепла. К сожалению, современные молодые мамы не знают колыбельных

песен. А ведь эти коротенькие незамысловатые песенки помогают ребенку

познавать мир. Они становятся для малыша первыми, часто незабываемыми

уроками заботы и терпения, доброты, то есть тех основ, без которых в

будущем человек не сможет стать милосердным.

Заклички дождю, солнцу, радуге, приговорки птицам, считалки учат

детей замечать радость и проблемы окружающего мира. Разнообразные

народные песни показывают, как богата душа человека. Поэтому в минутку

свободного общения, во время прогулок педагоги знакомят детей и с этим

видом устного народного творчества. И ребята схватывают на лету эти

причудливые формы фольклора.

Всем нам известно еще об одном эффективном средстве воздействия на

личность ребенка - сказка. Слушая сказки, постепенно и естественно дети

постигают противоречивое взаимодействие добра и зла, счастья и беды,

отзывчивости и безразличия («Лиса и заяц», «Теремок», «Крошечка-

Хаврошечка» и др.). Но не только с русскими народными сказками мы

знакомим детей, но и сами педагоги становятся авторами и сочиняют

волшебные сказки. Наши воспитатели создали даже целую книжку авторских

сказок, среди которых: «Про белочку Стрелочку и ежа колючего», «Лесная

фея», «Сказка про пингвиненка Мими», в которых уделяется особое

внимание нравственным качествам.

В нашем саду работает творческая группа по театрализованной

деятельности, и в этом году для всех воспитанников было показано

представление по сказке «Колосок». Не дети исполняли роли, а сами

воспитатели. Родители также не остаются в стороне и хотят показать свои

актерские таланты. Мы с радостью подхватили такую идею сотрудничества и

показали сказку «Теремок», где роли исполняли наши дети и родители. Это

вызвало бурю позитивных эмоций и у детей, и у взрослых, которые были

приглашены на данные представления.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют

народные праздники. Совместно с музыкальным руководителем, родителями,

сотрудниками детского сада мы проводим сезонные и музыкально-игровые

праздники: «Ярмарка», «Новый год», «Рождество», «Святки», «Прилет птиц

– Сороки», «Пасха», «Троица», которые являются оптимальными для

духовно-нравственного воспитания в детском саду.

Для родителей педагоги разрабатывают различные консультации,

памятки, папки-передвижки: «Хорошая атмосфера в семье», «Поможем расти

ребенку благополучно», «Сохраняя традиции», «Традиции моей семьи»,

«Связь поколений». Проводятся и тематические родительские собрания:

«Принципы народной педагогики», «Семья – награда, что дороже клада»,

«Путешествие в мир доброты». Так же праздники: «Пир на весь мир»,

«Русская кухня», «Рождественские посиделки», «Ярмарочные гулянья»,

«Русский час».

В завершении хочется отметить, что духовно-нравственное воспитание

процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого

участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в

дошкольном

детстве,

а

гораздо

позднее,

что

затрудняет

оценку

эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости

нашей работы.

Мы

должны помнить, что воспитанники – это наше

отражение. Поэтому педагог, имея дело с детскими душами, должен

совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть

идеалом человечности для своих воспитанников, созидателем важнейших

ценностей жизни: истины, добра, красоты.

Список литературы:

1. Н.Г.Аверина «О духовно-нравственном воспитании младших школьников»

// Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

2. И.С.Артюхова «Ценности и воспитание»// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80

3. В.П.Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры»//

издательство «Учитель» 2007г.

4. Г.И.Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России», Москва

АРКТИ 2009г.

5. Т.Ф.Кузина, Г.И.Батурина «Занимательная педагогика народов России»

6. Г.А.Лапшина «Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего

дошкольного возраста», издательство «Учитель» 2006г.

7. Т.И.Петракова «Духовные основы нравственного воспитания». - М.: 1997.

- 96 с.

8.

Г.П.Разумихина

«Мир

семьи,

или

будь,

пожалуйста,

счастлив!»

/Материалы к программе "Этика и психология семейной жизни" в новой,

1997 г. редакции/. - М.: 1999. - 96 с. (Библиотека журнала "Воспитание

школьников". Вып. 7)



В раздел образования