Автор: Вартанян Виктория Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДБОУ "Детский сад комбинированного вида № 53"
Населённый пункт: Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Ивановская
Наименование материала: из опыта работы по формированию духовно-нравственных ценностей дошкольника
Тема: "Научи свое сердце добру"
Раздел: дошкольное образование
«Научи свое сердце добру»
(из опыта работы по формированию духовно-нравственных ценностей
дошкольника)
МДБОУ «Детский сад комбинированного вида № 53»
Воспитатель: Вартанян Виктория Алексеевна
Замечательные слова сказал В.А.Сухомлинский: «Никто не учит
маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай
красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной
закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат
умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу
(очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни
злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Именно доброту надо воспитывать в ребенке с ранних лет, с первых
шагов и первых слов. Воспитание уважения к традиционным ценностям,
таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к
малышам,
пожилым
людям;
формирование
традиционных
гендерных
представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать
положительному примеру – это главные ориентиры работы для каждого
педагога. Поэтому мы, воспитатели должны посеять и взрастить в душах
наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории,
культуре и духовному богатству нашего народа.
В своей работе мы придерживаемся направлений:
1.
Духовно-образовательное (занятия, чтение детям, беседы, устные поучения,
обсуждение поступков героев и детей.)
2.
Воспитательно-оздоровительное (праздники, подвижные игры, прогулки,
экскурсии, походы.)
3.
Культурно-познавательное (концерты, участие в православных праздниках).
Дошкольный
возраст
–
время
активной
социализации
ребенка,
вхождения в культуру, развитие общения со взрослыми и сверстниками,
пробуждения нравственных и эстетических чувств.
Зная, что привычки и ценности, заложенные в детстве, станут
нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в
будущем, в своей работе наши педагоги стараются прививать духовно-
нравственные ценности через:
1)социально-коммуникативную
деятельность
–
для
младших
дошкольников - это разучивание потешек, чтение русских народных сказок
драматизация сказок (как при образовательной деятельности, так и в
режимных моментах).
В каждой группе для детей имеются разнообразные виды театров:
настольный, плоскостной, театр би-ба-бо, теневой, магнитный, театр кукол
марионеток, театр вязанной игрушки и т.д.
Со
старшими
дошкольниками
на
образовательном
событии
по
ознакомлению с окружающим миром, развитию речи педагоги знакомят
детей с обычаями, традициями русского народ; с народными пословицами,
поговорками (через общение в различные режимные моменты: прогулки,
наблюдения, этические беседы). Дети понимают, что с их помощью можно
высказать уважение к труду, дружбе, эмоционально выразить поощрение,
осудить неверное или грубое действие.
2) познавательную деятельность
– в нашем календарно-тематическом
планировании обозначена целая неделя «Народная культура и традиции». В
течение которой происходит знакомство с предметами народно-прикладного
искусства, народными ремеслами, традициями и праздниками. Закрепляя
полученные знания через художественно-эстетическую деятельность: с
детьми мы украшаем матрешку узорами, рисуем элементы гжельской
росписи; лепим по мотивам дымковской игрушки «Барыню»; знакомимся с
народными музыкальными инструментами (гусли, балалайка, дудочка).
Конечно, особое внимание уделяется фольклору, который
дает
возможность
ребенку
войти
в
атмосферу
поэтических
образов,
прочувствовать необходимость милосердного, отзывчивого поведения. Не
секрет, что в современном семейном воспитании использование фольклора
сужено. Проведя анкетирование родителей групп, мы выяснили, что очень
многие мамы просто не знают потешки, пословицы, поговорки, не знают и
того, что они сопровождаются телесными играми. А ведь через тактильные
действия во время игр-забав («сорока», «ладушки», «коза» и др.) ребенок
знакомится с материнским теплом. Впоследствии это закрепится в его
сознании как один из способов проявления эмоционального содействия
другому человеку: пожалеть, передав часть своего телесного и душевного
тепла. К сожалению, современные молодые мамы не знают колыбельных
песен. А ведь эти коротенькие незамысловатые песенки помогают ребенку
познавать мир. Они становятся для малыша первыми, часто незабываемыми
уроками заботы и терпения, доброты, то есть тех основ, без которых в
будущем человек не сможет стать милосердным.
Заклички дождю, солнцу, радуге, приговорки птицам, считалки учат
детей замечать радость и проблемы окружающего мира. Разнообразные
народные песни показывают, как богата душа человека. Поэтому в минутку
свободного общения, во время прогулок педагоги знакомят детей и с этим
видом устного народного творчества. И ребята схватывают на лету эти
причудливые формы фольклора.
Всем нам известно еще об одном эффективном средстве воздействия на
личность ребенка - сказка. Слушая сказки, постепенно и естественно дети
постигают противоречивое взаимодействие добра и зла, счастья и беды,
отзывчивости и безразличия («Лиса и заяц», «Теремок», «Крошечка-
Хаврошечка» и др.). Но не только с русскими народными сказками мы
знакомим детей, но и сами педагоги становятся авторами и сочиняют
волшебные сказки. Наши воспитатели создали даже целую книжку авторских
сказок, среди которых: «Про белочку Стрелочку и ежа колючего», «Лесная
фея», «Сказка про пингвиненка Мими», в которых уделяется особое
внимание нравственным качествам.
В нашем саду работает творческая группа по театрализованной
деятельности, и в этом году для всех воспитанников было показано
представление по сказке «Колосок». Не дети исполняли роли, а сами
воспитатели. Родители также не остаются в стороне и хотят показать свои
актерские таланты. Мы с радостью подхватили такую идею сотрудничества и
показали сказку «Теремок», где роли исполняли наши дети и родители. Это
вызвало бурю позитивных эмоций и у детей, и у взрослых, которые были
приглашены на данные представления.
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют
народные праздники. Совместно с музыкальным руководителем, родителями,
сотрудниками детского сада мы проводим сезонные и музыкально-игровые
праздники: «Ярмарка», «Новый год», «Рождество», «Святки», «Прилет птиц
– Сороки», «Пасха», «Троица», которые являются оптимальными для
духовно-нравственного воспитания в детском саду.
Для родителей педагоги разрабатывают различные консультации,
памятки, папки-передвижки: «Хорошая атмосфера в семье», «Поможем расти
ребенку благополучно», «Сохраняя традиции», «Традиции моей семьи»,
«Связь поколений». Проводятся и тематические родительские собрания:
«Принципы народной педагогики», «Семья – награда, что дороже клада»,
«Путешествие в мир доброты». Так же праздники: «Пир на весь мир»,
«Русская кухня», «Рождественские посиделки», «Ярмарочные гулянья»,
«Русский час».
В завершении хочется отметить, что духовно-нравственное воспитание
процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого
участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в
дошкольном
детстве,
а
гораздо
позднее,
что
затрудняет
оценку
эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости
нашей работы.
Мы
должны помнить, что воспитанники – это наше
отражение. Поэтому педагог, имея дело с детскими душами, должен
совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть
идеалом человечности для своих воспитанников, созидателем важнейших
ценностей жизни: истины, добра, красоты.
Список литературы:
1. Н.Г.Аверина «О духовно-нравственном воспитании младших школьников»
// Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
2. И.С.Артюхова «Ценности и воспитание»// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
3. В.П.Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры»//
издательство «Учитель» 2007г.
4. Г.И.Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России», Москва
АРКТИ 2009г.
5. Т.Ф.Кузина, Г.И.Батурина «Занимательная педагогика народов России»
6. Г.А.Лапшина «Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего
дошкольного возраста», издательство «Учитель» 2006г.
7. Т.И.Петракова «Духовные основы нравственного воспитания». - М.: 1997.
- 96 с.
8.
Г.П.Разумихина
«Мир
семьи,
или
будь,
пожалуйста,
счастлив!»
/Материалы к программе "Этика и психология семейной жизни" в новой,
1997 г. редакции/. - М.: 1999. - 96 с. (Библиотека журнала "Воспитание
школьников". Вып. 7)