Автор: Симонова Виктория Эдуардовна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУДО "Спортивная школа" №6
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Методы влияния тренера-преподавателя на мотивацию юных футболистов"
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА
МОТИВАЦИЮ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Симонова Виктория Эдуардовна
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Спортивная школа» №6
Аннотация: Статья посвящена теме значимости психолого-педагогического
сопровождения тренером учащихся в секции «футбол». Выделены основные
задачи и способы их реализации. Показаны методы психолого-
педагогической работы на примере футбола. Рассматривается влияние
тренера на успешные достижения детей.
В наше время наличие высокий уровень физической подготовки спортсмена
не гарантирует победу в соревнованиях. Результат, как правило, зависит от
психологической подготовки ребенка задолго до начала важных турниров. В
детском спорте психологическое сопровождение включает в себя
всестороннее развитие и воспитание ребенка.
Выделяют несколько причин низкой мотивации, которые связаны с
деятельностью тренера:
- отсутствие компетентности;
- недоброжелательность по отношению к ученикам;
- однообразие проводимых занятий;
- принуждение к деятельности.
Андрущишин И. Ф. п утверждает: «снижение уровня спортивных
достижений связано не с пренебрежением биологических знаний и
закономерностей построения тренировочного процесса, а в значительной
степени, с недостаточностью использования психологических знаний,
опирающихся на них методов педагогического и психологического
воздействия в процессе подготовки спортсменов». Поэтому, так важно
уделять достаточное время психолого-педагогической подготовке юных
игроков.
К задачам психолого-педагогической поддержки в детском футболе можно
отнести:
-выстраивание доверительных взаимоотношения между ребенком и
тренером-преподавателем.
-обеспечение психологической поддержки как на занятиях, так и
соревнованиях;
-оказание помощи юному спортсмену в кризисной обстановке и поддержка
при восстановлении после ответственных игр.
Для формирования соревновательной мотивации необходимо:
- привлечь всех юных игроков для решения вопроса о необходимости
участиях в намеченных соревнованиях;
- выявление модели спортивных методов игры, сильных и слабых сторон
соперника для проведения собственных успешных тренировок;
- постановка цели и выявление способов для ее достижения с учетом
подготовки юных спортсменов;
- формирование психологической готовности детей к соревнованиям.
Выделяют два аспекта соревновательной мотивации: мотивация избегания
неудач и мотивация достижения успеха. Следует отметить немаловажное
внимание на оказание поддержки со стороны родителей на детей. При
повышении уровня требований к ребенку на занятиях, необходимо трепетное
и внимательное отношение, в данном случае мотивация достижения будет на
высоком уровне.
Дети, у которых преобладает мотивация достижения успеха отличаются
положительными эмоциями, низкой тревожностью, они склонны к лидерству
и стремятся к победе, несмотря на возникающие угрозы, которые возникают
на игровом поле.
С самого начала работы, тренеру-преподавателю необходимо выявить
уровень тренировочной и соревновательной мотивации. Чтобы достигнуть
оптимального соотношения данных видов тренер должен разработать
индивидуальную тактику формирования спортивной мотивации. Но
несмотря на индивидуальную программу и подход к ученику, в конечном
итоге должен быть сформирован синдром достижения и отсутствия
избегания неудач на футбольном поле.
Безусловно, немаловажную роль играет и внутренняя мотивация у ребенка,
которая зависит от личностных качеств – темперамента, мотива занятий,
способностей к самоконтролю и самоуправлению. Задача тренера – выявить
их и приумножить.
Также тренеру, формируя устойчивую мотивацию у детей необходимо:
- создать благоприятную среду в коллективе, привить уважение друг к другу,
призывать к взаимопомощи и толерантности, заботе и поддержке;
- организовать совместную деятельность, не связанную с тренировочным
процессом (походы в музеи, кино, походы и т.д.);
- включать в тренировки больше подвижных игр и эстафет;
- быть примером для своих учеников, так как личный пример является
прямым примером спортивного результата.
Литература:
1.
Находкин В.В. Концепция психолого-педагогического сопровождения
процесса подготовки юных спортсменов// Вестник МГОУ. Серия
Педагогика. 2011 №2;
2.
Андрющишин И.Ф. Основы комплексной системы психолого-
педагогической подготовки спортсменов //Спортивный психолог,
2008г.;
3.
Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы/ Е. П. Ильин. – М.: Академия, 2004.