Автор: Созоненко Ольга Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 32 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами квеста для детей подготовительной к школе группы
Тема: "Мончегорск - город металлургов"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32 комбинированного вида»
Конспект открытого занятия
по познавательному развитию с элементами квеста
для детей подготовительной к школе группы
«Мончегорск - город металлургов»
Воспитатель: Созоненко О.П.
Октябрь, 2023г.
Возрастная категория: 6 – 7 лет.
Тема: Мончегорск - город металлургов.
Цель: Формирование гражданской позиции, чувство любви к своей малой
родине.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить здания детей о городе Мончегорске, его достопримечательностях,
профессиях людей, работающих на АО «Кольской ГМК».
- Закрепить умение узнавать и называть государственные символы города
(герб, флаг).
- Учить детей ориентироваться по карте-схеме.
Развивающие:
- Обогащать и активизировать словарь детей.
- Развивать мышление, память, внимание.
- Расширять представление об окружающей действительности.
Воспитательные:
-Формировать навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность,
взаимопомощь.
- Воспитывать любовь к малой родине.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие
речи», «Физическое развитие».
Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие.
Оборудование и материалы: колокольчик, колонка, разрезные картинки герба и
флага, записки для квеста, смайлики для рефлексии, фотографии озёр, проспекта
Металлургов, достопримечательностей и улиц Мончегорска, альбом, мяч.
Предварительная работа: чтение стихов, сказок, рассказов о городе Мончегорск;
чтение книг Г. Лейбензона; отгадывание загадок о профессиях КГМК; экскурсии к
достопримечательностям города; рассматривание изображений символов города;
посещение Краеведческого музея города; беседы о городе, о правилах поведения в
природе;
д/игра
«Найди
по
тени»;
рисование,
аппликация
улиц
города;
ориентировка по плану. Работа с родителями: рассказ родителей, работающих на
комбинате о своей работе.
Ход.
Воспитатель привлекает внимание детей при помощи колокольчика.
Воспитатель:
Колокольчик мой, играй,
Всех ребят в круг приглашай.
Ребята, я позвала вас в круг, чтобы вместе поиграть и узнать что-то новое.
Воспитатель держит в руке колокольчик, и звенит им.
Неожиданно раздаётся грохот за дверью.
Этап 1.
Воспитатель: Интересно, что там произошло, пойду, проверю. (Воспитатель
выходит на секунду, а потом возвращается к ребятам с крупным болтом в
руках). Ребята, посмотрите, вот что там упало.
Фиксик: Привет ребята. Вы меня узнали? (ответы детей). А вы знаете, из чего я
сделан? (ответы детей). Правильно из металла. Что еще сделано из металла?
(ответы детей). А вы сможете определить из чего сделаны предметы? У меня все
предметы перепутались, помогите, навести порядок (взять предметы).
Игра «Наведи порядок»
Цель: классификация предметов по материалу изготовления.
Дети кладут металлические предметы в одну корзину, а другие предметы в другую
корзину.
Фиксик: Ребята, выберите только те предметы, которые сделаны из металла.
Молодцы ребята, вы справились с заданием.
Фиксик: Я пришёл к вам в гости из металлургического комбината, который
находится в городе Мончегорске. Со своими друзьями фиксиками, мы всю жизнь
прожили в его стенах, мы очень много знаем про комбинат, и так мало про город.
Воспитатель: ребята, как мы можем помочь Фиксику? (Дети предлагают свою
помощь).
Воспитатель: Предлагаю собрать альбом о нашем городе и подарить Фиксику. Но
для этого нам нужно будет оправится в путешествие. Вы готовы? (ответ детей).
Воспитатель: Отлично, я рада, что вы такие отзывчивые.
Воспитатель: Ребята, раз мы будем собирать интересные факты о нашем городе,
предлагаю поместить в альбом первое фото. Это будет название нашего альбома
«Город Мончегорск» (вклеили).
Этап 2.
Воспитатель: И так, мы отправляемся в путь. Посмотрим карту. Первая станция
«Историческая»
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в красивом северном городе Мончегорске
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам вспомнить, то время, когда наш город был
небольшим посёлком, который возвели вокруг этого важного предприятия, на
котором, сейчас живёт наш Фиксик. Раньше он выглядел вот так. Посмотрите,
пожалуйста, на экран. А вот современное фото нашего города (Слайды с
фотографиями).
Воспитатель: Какие изменения произошли с городом? (появились многоэтажные
дома, детские площадки, парк и т.д.)
Первую страницу в альбоме предлагаю сделать о прошлом и настоящем нашего
города. (Вклеили фото города до и после).
Воспитатель:
И так двигаемся дальше по маршруту. Следующая станция
«Заводская»
Ребята, история нашего города неразрывна с историей никелевого комбината.
КГМК
это
крупнейшая металлургическая
компания
России.
Наш металлургический комбинат перерабатывает
медно-никелевые
руды
и производит цветные металлы. Для чего они нужны? (ответы детей)
Воспитатель: Наш город называют городом металлургов. Почему?
(у нас в городе металлургический комбинат; там работают металлурги; так как
многие жители нашего города трудятся на комбинате Норильского Никеля).
Люди, каких профессий работают на нашем металлургическом комбинате? (дети
перечисляют) – я не стала бы брать загадки.
Воспитатель: ребята, вы молодцы и следующие страницы в нашем альбоме будут
ГМК (вклеиваем фото комбината), и профессии (вклеили фото).
Воспитатель: Ребята следуем далее по маршруту нашей карты. Следующая
станция «Город достопримечательностей».
В каждом городе есть достопримечательности. А что означает это слово?
(Это места, куда любят приходить люди, полюбоваться памятниками, необычной
архитектурой зданий. Их показывают гостям города.)
Воспитатель: На этой станции нам предлагают игру «Узнай и назови»
Ребята, посмотрите внимательно на экран, мы с вами попробуем угадать какие
достопримечательности здесь спрятаны (Дети называют что изображено)
Даны фотографии с теневым изображением наиболее знакомых и узнаваемых мест
нашего города:
(Городской парк, скульптура Лось, памятник Защитникам Заполярья, Поэтическая
табуретка, пожарная часть).
Вы все правильно назвали. Фотографии этих достопримечательностей мы вклеим в
альбом Фиксика.
Воспитатель: А теперь остановка «Зрительная»
Зрительная гимнастика:
Глазкам нужно отдохнуть (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и
против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут, (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Воспитатель: Посмотрим на маршрут. Следующая станция «Береговая»
Этап 3.
Воспитатель: Ребята, скажите на каком полуострове расположен наш город?
(Дети отвечают, наш город расположен на Кольском полуострове).
Воспитатель:
Совершенно верно, Мончегорск находится в самом центре
Кольского полуострова. (Приклеить флажок)
2. Как в переводе с саамского звучит название города Мончегорска? (Дети
отвечают, что это город в красивой тундре).
3. Наш Кольский полуостров называют краем тысячи озер. Как называются озера,
на берегу которых расположен наш город?
(Лумболка, Имандра)
Воспитатель: Все ваши ответы верны. Вклейте, пожалуйста, фотографии озер в
альбом Фиксика.
Физкультминутка. (должна быть где-то на 12 мин.)
Мы по городу шагаем
(шагают на месте).
То, что видим, называем
(руки вперёд и вверх, вперёд и вниз)
Светофоры и машины,
(повороты головы вправо-влево)
Ярмарки и магазины,
(руки на поясе, повороты туловища вправо, влево)
Парки, улицы, мосты
(руки в стороны, к плечам, вниз),
И деревья, и кусты
(шагают на месте).
4 этап.
Воспитатель: Идем дальше по маршруту. Следующая станция «Символическая».
Ребята, каждый город имеет свой флаг и герб. Скажите, какие цвета есть на флаге
нашего города? А кто изображен на гербе города? (Дети отвечают, синий,
красный, лось). Мы разделимся на две команды. Каждой команде нужно собрать
из фрагментов символы нашего города. С какого звука начинается слово флаг? А с
какого слово герб?
(Дети отвечают, что с «Ф» и
[Г’]
). Итак, запускайте руку в волшебный мешочек.
Если вам досталась буква «Ф», то вы в команде флага, будете собирать флаг. Если
вам попалась буква «Г», то вы в команде герба, будете собирать герб. (Дети
делятся на команды, а потом собирают герб и флаг из фрагментов). На одну
команду можно дать несколько экземпляров). Давайте проверим, правильно ли вы
собрали изображения (Фото на экране).
Вы отлично справились с заданием. Давайте вклеим эти символы в альбом. (Дети
вклеивают герб и флаг в альбом).
Воспитатель: Отличный результат!
Воспитатель:
А теперь остановка «Ритмичная». Предлагаю вам немного
отвлечься и сделать разминку.
5 этап.
Воспитатель:
Смотрим маршрут и двигаемся дальше.
Следующая станция
«Архитектурная».
Ребята, как называют жителей нашего города? (Мончегорцы).
А как называется главная улица нашего города? (Проспект Металлургов).
Воспитатель: В нашем городе ещё много чудесных и красивых улиц. Сейчас я
буду бросать вам мяч, а вы будете называть улицу нашего города. (Дети играют в
игру).
Воспитатель:
Вы прекрасно справились. Теперь мы вклеим фото главного
проспекта и некоторых улиц в наш альбом. (Дети приклеивают фото).
6 этап.
Воспитатель: Пусть засветит солнышко, чтобы лучше было видно какой красивый
наш город. У нашего солнышка нет лучиков. Вы будете называть красивые слова о
нашем городе, и у солнца появятся лучики. (Солнышко на мольберте).
Д/игра «Город– какой он?»
(Ответы: Наш город красивый, светлый, современный, спортивный, рабочий,
гостеприимный, чистый, зелёный, большой.
(С каждым ответом появляются лучики у солнышка)
Воспитатель:
Какие
хорошие
и
добрые
слова
вы
подобрали,
молодцы! Посмотрите, какое лучистое солнышко засверкало над нашим городом,
это город, в котором мы живем.
Воспитатель: Весь маршрут мы с вами прошли. Пора показать наш альбом
фиксику.
(Все вместе идут к фиксику., показывается фиксик). Воспитатель показывает
альбом).
Фиксик:
Спасибо, ребята, я узнал сегодня много интересных фактов о
Мончегорске. Теперь у меня есть альбом о родном городе, который я с
удовольствием покажу друзьям. А сейчас мне пора возвращаться в родной
комбинат. (Педагог выключает презентацию).
Воспитатель:
Ребята, спасибо вам за увлекательное путешествие по городу
Мончегорску.
Рефлексия:
Если вам понравилось путешествие, и вы легко справлялись с
заданиями возьмите желтый смайлик, кто испытывал трудности в выполнении
заданий, возьмите красны смайлик.
Вы по достоинству себя оценили. Всем спасибо.
Список использованных ресурсов:
1. Алешина, Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной
(патриотическое воспитание). - М.: Перспектива, 2022.
2. Писарева, А. Живем в «Ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ. - М.: ТЦ
Сфера, 2021.