Напоминание

Профилактическая работа с учащимися в рамках "Круглого стола". По теме: “Что такое суицид и как с ним бороться”


Авторы: Шевкун Дарья Андреевна, Хализова Ксения Эдуардовна
Должность: педагоги дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-Дону
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка проекта
Тема: Профилактическая работа с учащимися в рамках "Круглого стола". По теме: “Что такое суицид и как с ним бороться”
Раздел: дополнительное образование





Назад




РОССИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

Профилактическая работа с учащимися в рамках «Круглого стола»

По теме: “Что такое суицид и как с ним бороться”

Д.А. Шевкун, К.Э. Хализова, педагоги

дополнительного образования

МБУ ДО ДТДМ сектора физкультурно-

спортивной направленности

1.

Вводная часть

Поскольку суицид каждый год угрожает жизни многих тысяч молодых

людей, все подростки должны представлять себе, “что такое суицид и как с ним

бороться”. Для этого мы решили подготовить профилактическую работу с

учащимися в рамках «круглого стола». Хочется, чтобы дети понимали, что для

борьбы с суицидом достаточного одного человека.

Важно, чтобы слушатели были в курсе дезинформации о суициде, которая

распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная.

Почему мы должны разговаривать?!

Из десяти покушающихся на свою жизнь подростков семь делились

своими планами. Поэтому большинство подростков, которые говорят о

суициде, не шутят. Тем не менее у нас принято от них “отмахиваться”. “Он

шутит”, – говорим или думаем мы. – “Она делает вид”, или: “Это он говорит,

чтобы привлечь к себе внимание!”. Поэтому «круглый стол» так необходим! Но

и подвести к сложной теме нужно правильно.

Существует

точка

зрения,

будто

разговоры

с

подростками

на

“суицидальные” темы представляют немалую опасность, так как они могут

захотеть испытать эту опасность на себе. Нельзя, дескать, беседовать с

молодежью о наркотиках, потому что тогда они могут захотеть их попробовать;

нельзя разговаривать с ними про секс, потому что тогда они займутся сексом, и

т.д. Некоторые родители, учителя, психологи избегают слова “суицид”, потому

что боятся навести своих подопечных на мысль о насильственной смерти.

На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не

подталкиваем

его

суицид

совершить.

Напротив,

подростки

получают

возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им

покоя. Если кто-то, словно бы невзначай, заводит разговор о самоубийстве, это

значит, что он давно уже о нем думает, и ничего нового мы ему не расскажем.

Больше того, готовность поддержать эту “опасную” тему даст возможность

выговориться, – суицидальные же мысли, которыми делятся с собеседником,

перестают быть мыслями суицидально опасными.

2.

Вступительная беседа.

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались чтобы поговорить о том,

как мы должны ценить нашу жизнь! Ведь она является самым ценным и

дорогим для человека, для каждого из вас. Я думаю, что нет на планете

человека, который не хотел бы быть счастливым и успешным.Да, порой нам

кажется, что мир несправедлив, но ведь и мы, вместо того, чтобы радоваться и

быть благодарным за то, что у нас есть, считаем это само собой разумеющимся

и грустим о том, чего у нас пока нет. А получив это, сразу начинаем грустить о

следующем. Нам всегда кажется, что наша жизнь – там, где нас ещё нет, наша

жизнь в том, чего мы ещё не можем себе позволить.

Давайте задумаемся: МЫ ДОЛЖНЫ ЦЕНИТЬ ЖИЗНЬ!

1. Как вы думаете? Что является ценным для человека? (Обучающимся

предлагается ответить на вопрос.)

- Ребята, а что же мы вкладываем в само понятие жизнь? (обучающиеся

отвечают на вопрос).

- А кто сможет дать определение «смысла жизни»?

- Вопросом, в чем смысл жизни, часто задаются ваши ровесники . И это

нормально, это часть очень сложного перерождения из ребенка во взрослого.

Большинство, к счастью, справляются: этап размышлений о том, что в жизни

смысл отсутствует, проходит. Но для вас это очень непростой этап. Философы,

говоря о смысл жизни, скорее подводили итог своему прожитому опыту

и обозначали ценности, чем называли какие-то конкретные профессии или

деятельность — как это ожидаете вы, дорогие наши слушатели.

- Давайте посмотрим на подборку идей. Их много, но они очень

интересны своим разнообразием.

Русские писатели о том, что такое «смысл жизни»

Лев Толстой: «Смысл жизни заключается в том, чтобы, разумеется,

в разумном, то есть в бескорыстии и в любви, давать свои силы для жизни

других людей».

Фёдор Достоевский: «Смысл жизни в том, чтобы найти свою истину,

найти свою веру, идти к ней, оставаться ей верным».

Антон

Чехов:

«Смысл

жизни

заключается

в том,

чтобы

быть

счастливым — и это очень нужно принять, и сделать для этого все возможное».

Иван Тургенев: «Смысл жизни может быть найден в искусстве, в красоте

и в гармонии с окружающим миром».

Николай Гоголь: «Смысл жизни находится в творчестве, в способности

вдохновлять и радовать других своим творчеством».

Михаил Булгаков: «Смысл жизни может быть найден в борьбе за свои

идеалы, в творчестве и в вере в светлое будущее».

Анна Ахматова: «Смысл жизни заключается в поиске и сохранении

красоты, во взаимной поддержке и любви».

* после прочтения цитат мы обсуждаем с детьми, что понравилось

им больше всего

- А знаете ли вы этот интересный факт про Илона Маска: он признался,

что в 12 лет ему казалось, что жизнь бессмысленна: у него были натянутые

отношения с отцом, да еще и ровесники травили в школе.

Что сделал Илон Маск и что должны мы делать в таких ситуациях?

Очень важно каждому из нас научиться превращать темные оттенки в светлые

и выделять те моменты, благодаря которым мы становимся интереснее,

сильней, успешней.

- А сейчас я вам предлагаю раскрыть понятие жизни с помощью

кроссворда. На доске вертикально написано слово жизнь, напротив каждой

буквы вам необходимо добавить термины и значения, которые характеризуют

жизнь во всех ее оттенках. (Ребята называют значения, педагог дописывает

напротив каждой буквы. Например: Ж – желания, жалость; И - интересы,

искусство,

игра,

идеал,

извинения,

изменения;

З

-

знания,

здоровье,

завороженный, заинтересованный; Н - надежда, нужда, напоминание, народ и

т.д. К мягкому знаку можно дописать слова «ЛЮБОВЬ»).

Из нашего кроссворда мы можем сделать вывод, что жизнь очень

разнообразна и многогранна, она включает в себя различные ситуации и

оттенки. Как положительные, так и отрицательные. Все вы, наверное, слышали

фразу «Жизнь полосатая, как зебра». Что значит эта фраза? Назовите,

пожалуйста, светлые и темные оттенки жизни. (Обучающиеся называют

ситуации и их оттенки). (Во время ответов ребят на слайдах демонстрируются

люди в различных жизненных ситуациях: веселые, грустные, удивленные и

т.д.)

Очень важно каждому из нас научиться превращать темные оттенки в

светлые и выделять те моменты, благодаря которым мы становимся интереснее,

сильней, успешней.

2.

Основная часть.

«Как преодолеть жизненные трудности»

- У меня в руках два письма, одно письмо написано мальчиком 14 лет, у

которого полноценная семья, хорошее здоровье и неплохие успехи в школе.

А второе письмо написала девочка того же возраста, только врачи

поставили ей страшный диагноз –РАК.Я вам хочу зачитать их.

Письмо мальчика: «Мне кажется, что меня вообще никто не понимает, не

любит. Я никому не нужен. Дома родители только и говорят: «Ты должен»,

должен хорошо учиться, помогать по дому, хорошо себя вести, вырасти

хорошим человеком, а сами, чуть что: «Не лезь, ты ничего не понимаешь, это

тебе еще рано», а то кричат и ругаются. Есть у меня друг, но он теперь не друг,

а предатель: я ему рассказал, что мне нравится одна девушка, а он рассказал

всем, теперь все надо мной издеваются, и эта девчонка тоже издевается. Я

вообще не хочу жить, лучше умру. Тогда все они узнают, все они пожалеют,

только будет уже поздно».

Письмо девочки: «Меня зовут Юлия. Три года я больна раком. С того

момента, когда медицина отобрала у меня последнюю надежду, я жду смерти.

Часто, когда уже нет сил сквозь слезы я разговариваю с Богом Только ему я

могу выразить все что чувствую. Сейчас сижу возле компьютера, и я разъярена

просто! Хожу по этим разным блогам и читаю как они не хотят жить!! Люди!!!

Хотите я с вами поменяюсь!??? Сегодня ко мне приходил мой классный

руководитель. Рассказывал о друзьях, подругах, о школе. Лучше бы он совсем

не приходил. Как я им завидую. Завидую, что они могут ходить в школу, на

танцы, кататься на велике, а больше всего того что они могут жить. Сегодня

хочу попробовать улыбнуться маме. Так мало улыбок дано мне уже будет ей

подарить.

Знаю,

что

это

приносит

ей

огромную

радость.

Мне так трудно принять факт, что скоро меня не будет. Что не посмотрю уже в

окно. Не посижу уже на балконе. Не обниму маму, не увижу это ясное

солнышко, не услышу пение птиц …. Я просто хочу жить.»

- Как вы думаете, кто из ребят выстроил неправильное отношение к

жизни, к ее проблемам и ценностям?

* идёт обсуждение того, как мальчик выстроил неправильное отношение

к жизни, проблемам и ценностям. Помогаем детям прожить эту ситуацию и под

другим углом посмотреть на ситуацию у мальчика

* проговариваем какие ценности и отношение жизни у девочки

- Я предлагаю вам, ребята, разбиться на 2 группы, и обсудить, как помочь

нашим ребятам в сложившейся ситуации, как поддержать их. Первая группа

анализирует письмо мальчика, вторая группа – письмо девочки. Пока будет

звучать музыка, вы в течение 5-7 минут изложите на бумаге свои обращения

(можно с советами, рекомендациями, видением ситуации).

После

этого

одному

или

нескольким

членам

каждой

команды

предлагается зачитать свои способы поддержки.

(Ответы детей)

3.

Просмотр видеоролика «ПРОСТО ЖИТЬ»

На

Первом

канале

стартовал

проект

Игоря

Матвиенко

«ЖИТЬ»

Известные музыканты призывают не отчаиваться тех, кто оказался в беде.

Всегда рядом есть, кому подставить плечо, помочь взглянуть на мир по-новому.

Истории людей, которые, несмотря ни на что, нашли в себе силы радоваться

жизни. Превозмочь, преодолеть, перебороть, чтобы жить.

- Ребята, какие чувства и эмоции вызвало у вас это видео? (обсуждение

видео)

4.

Упражнение «Дерево жизни»

- Ребята, вы наверно заметили, что у нас в кабинете стоит интересное

дерево, но оно пока безжизненно, без лепестков. Дерево оживет тогда, когда

каждый из вас напишет на своем листочке, слова благодарности жизни, т.е. за

что вы любите эту жизнь, какие ценности есть у вас (друзья, семья, любимые

занятия и т.д.). Вы должны будете прикрепить свой листок к ветвям дерева и

загадать своё самое сокровенное желание, которое непременно сбудется!

(Ребятам предлагается совершить упражнение)

- Сейчас у нас получилось пышное, нарядное, полное жизни дерево. Еще

издавна люди предавали деревьям большое значение, повязывая на него

ленточки, в надежде, что их желание непременно сбудется. Я вам желаю, чтобы

ваши мечты непременно сбылись, но помните, что ваш успех и ваше счастье

непременно находиться в ваших руках.

5.

Ребята наше мероприятие подошло к концу. Предлагаем вам

ответить на несколько вопросов

- Что вызвало у вас восхищение, грусть, взаимопонимание, раздражение?

- Что нового вы открыли для себя в окружающих людях, родителях,

окружающей жизни благодаря мероприятию?

- Что полезного узнали на мероприятии?



В раздел образования