Авторы: Москвичева Любовь Александровна, Гусева Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №413 Г. ЧЕЛЯБИНСКА"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Брошюра
Тема: Кризис детей 3-х лет Граница между ранним и дошкольным детством.
Раздел: дошкольное образование
Кризис 3 лет
— граница между
ранним и дошкольным детством —
один из наиболее трудных моментов
в жизни ребенка. Это разрушение,
пересмотр
старой
системы
социальных
отношений,
кризис
выделения
своего
«я».
Ребенок,
отделяясь
от
взрослых,
пытается
установить с ними новые, более
глубокие
отношения.
Изменение
позиции
ребенка,
возрастание
его
самостоятельности
и
активности,
требуют
от
близких
взрослых
своевременной перестройки. Если же
новые
отношения
с
ребенком
не
складываются,
его
инициатива
не
поощряется,
самостоятельность
постоянно ограничивается, у ребенка
возникают
собственно
кризисные
явления,
проявляющиеся
в
отношениях со взрослыми (и никогда
— со сверстниками).
Характеристики кризиса 3 лет:
Негативизм
Ребенок дает негативную реакцию
не на само действие, которое он
отказывается
выполнять,
а
на
требование или просьбу взрослого.
Он не делает что-то только потому,
что это предложил ему определенный
взрослый
человек.
Вообще
негативизм
избирателен:
ребенок
игнорирует требования одного члена
семьи или одной воспитательницы, а с
другими
достаточно
послушен.
Главный мотив действия — сделать
наоборот,
т.е.
прямо
противоположное
тому,
что
ему
сказали.
Упрямство
Это
реакция
ребенка,
который
настаивает на чем-то не потому,
что ему этого очень хочется, а
потому, что он сам об этом сказал
взрослым и требует, чтобы с его
мнением
считались.
Его
первоначальное решение определяет
все его поведение, и отказаться от
этого
решения
даже
при
изменившихся
обстоятельствах
ребенок не может. Упрямство — не
настойчивость,
с
которой
ребенок
добивается
желаемого.
Упрямый
ребенок настаивает на том, чего ему
не так уж сильно хочется, или совсем
не хочется, или давно расхотелось.
Ярко проявляется тенденция к
Самостоятельности:
ребенок
хочет все делать и решать сам. В
принципе,
это.
положительное
явление,
но
во
время
кризиса
гипертрофированная
тенденция
к
самостоятельности
приводит
к
своеволию, она часто неадекватна
возможностям ребенка и вызывает
дополнительные
конфликты
со
взрослыми.
У
некоторых
детей
конфликты с родителями становятся
регулярными, они как бы постоянно
находятся
в
состоянии
войны
со
взрослыми. В этих случаях говорят о
протесте-бунте.
В
семье
с
единственным
ребенком
может
появиться
деспотизм.
Ребенок
жестко проявляет свою власть над
окружающими
его
взрослыми,
диктуя, что он будет есть, а что не
будет.
Обесценивание.
Что обесценивается в глазах ребенка?
То, что было привычно, интересно,
дорого
раньше,
3-летний
ребенок
может
начать
ругаться
(обесцениваются
старые
правила
поведения),
отбросить
или
даже
сломать
любимую
игрушку,
предложенную
не
вовремя
(обесцениваются
старые
привязанности к вещам) и т.п.
Все эти явления свидетельствуют о
том,
что
у
ребенка
изменяется
отношение
к
другим
людям
и
к
самому
себе.
Он
психологически
отделяется от близких взрослых.
Это
важный
этап
в
эмансипации
ребенка.
В раннем детстве ребенок активно
познает
мир
окружающих
его
предметов,
вместе
со
взрослыми
осваивает способы действий с ними.
К
трем
годам
появляются
личные
действия
и
сознание
«я
сам»
—
центральное новообразование этого
периода.
Возникает
чисто
эмоциональная
завышенная
самооценка. В три года поведение
ребенка начинает мотивироваться не
только
содержанием
ситуации,
в
которую
он
погружен,
но
и
отношениями с другими людьми. Хотя
его
поведение
остается
импульсивным, появляются поступки,
связанные не с непосредственными
сиюминутными
желаниями,
а
с
проявлением «я» ребенка.
Кризис 3 лет.
Граница между
ранним и
дошкольным
детством.