Экскурсия в лес с целью определения состояния экологической среды. (с участием родителей) Подготовительная группа
Автор: Казакова Ирина Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: детский сад №149 "Ёлочка" Населённый пункт: г. Тольятти Наименование материала: методическая разработка Тема: Экскурсия в лес с целью определения состояния экологической среды. (с участием родителей) Подготовительная группа Раздел: дошкольное образование
Экскурсия в лес с целью определения состояния экологической среды.
(с участием родителей)
Подготовительная группа
И.В. Казакова
Воспитатель д/с №149 «Елочка»
АНО ДО «Планета детства «Лада», г.о. Тольятти
Цель: Обобщить представление детей о положительном и отрицательном
воздействии
человека
на
природу.
Через
самостоятельную
исследовательскую
деятельность подвести детей к освоению новых знаний: благополучие леса можно
определить
по
наличию
на
деревьях
лишайников,
по
наличию
сухостоя
и
ослабленных деревьев, по присутствию в лесу насекомых, птиц и животных.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие:
Формировать умение самостоятельно принимать цель наблюдений,
формулировать
выводы,
делать
маленькие
«открытия»;
использовать
речь-
доказательство;
Социально коммуникативное развитие:
Формировать
у
детей
и
родителей
умения
и
желание
сохранять
природу,
а
также
навыки
элементарной
природоохранной
деятельности
в
ближайшем окружении (посев вытоптанной травы, сбор мусора, посадка дерева,
подвязывание сломанных веток).
Художественно-эстетическое развитие
развитие чувства эмпатии к объектам природы.
Оборудование и материалы:
Планшеты для фиксации наблюдений, лупы, линейки, бинокль, мешки для
мусора.
Ход экскурсии:
1.Начало экскурсии.
Интерес:
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Любование осенним пейзажем.
2. Фронтальное наблюдение.
Что нас радует? Чем нравится лес? Какие стихи хочется рассказать?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Ситуация:
В лесу много мусора, сломанные ветки деревьев, вытоптанная трава.
Все ли в лесу нравится?
Может ли лес существовать без человека? а человек без леса?
Какие следы деятельности человека можно заметить вокруг?
Все ли следы человека положительно влияет на природу?
По каким признакам можно определить, здоров ли наш лес?
Как бы вы помогли лесу выздороветь?
- алгоритм возрождения леса после пожара: трава - насекомые - мелкие
животные - кустарники - птицы - деревья - животные, живущие на деревьях.
- алгоритм возрождения луга: посадка семян - появление травы - появление
насекомых - появление мелких животных, живущих на лугу.
3. Исследовательская деятельность в «малых группах»
Все
мы экологи,
но
нужны
сведения
разных
«специалистов».
Дети
с
родителями
делятся
на
3
подгруппы,
в
каждой
выбирается
«руководитель
маршрута», который организовывает деятельность детей и несет ответственность
за выполненные задания. К каждой группе прикрепляется родитель.
.Ботаники
Варианты заданий:
Обследовать
санитарное
состояние
деревьев
и
выявить
виды
повреждений. Определить деревья, на которых:
растут
лишайники
(они
индикаторы
–
показатели
чистого
атмосферного
воздуха
–
в
загрязненной
среде
они
не
растут.
Чем
больше
лишайников, тем чище воздух);
растрескавшаяся, поврежденная кора;
есть проявление сухостоя;
есть надрезы коры, проволока в коре дерева, гвозди, краска;
есть засохшие ветки; сломанные, спиленные, срубленные;
есть вышедшие на поверхность корни;
сделать выводы о том, какими своими действиями человек вредит
природе
(машины
и
заводы
загрязняют
воздух,
человек
добывает
сок,
рубит
деревья, использует деревья для плакатов).
Данные заносятся в фенологическую таблицу на планшете.
Зоологи
Варианты заданий:
а) Каких птиц вы увидели? Что они делают? Издают ли звуки? Как вы
узнали…Дрозда? Дятла? Синицу? или др.
б) Насекомые. Где увидели? Каких узнали? Почему их меньше, чем летом?
В каком состоянии муравейник?
в) Какой вывод о здоровье леса можно сделать, если в лесу есть насекомые и
птицы?
Данные заносятся в фенологическую таблицу на планшете.
Ветеринарные врачи - «служба спасения»
Варианты заданий:
Кому нужна в лесу помощь? Что можно сделать? (сломанные веточки,
мусор)
4.
Выводы
о
проделанной
работе
—
рассказы-отчеты
«руководителей
маршрутов»
5.Деятельность детей и родителей в связи с ситуацией:
Сбор мусора (можно организовать фронтально, совместно с родителями)
Люди на природе отдыхали,
Веселились, загорали.
И не думая, бросали
И обертки от конфет,
И разорванный пакет,
И коробочки от сока,
От банана кожуру,
От орехов скорлупу.
Проведение акции «Антимусорный десант».
Посев травы на вытоптанных участках, или посадка дерева (можно по
подгруппам совместно с родителями)/
Подвязывание сломанных веточек бинтиком.
6. Послеэкскурсионная работа
оформление результатов наблюдений в альбоме, папке;
беседа «Что интересного увидели, узнали на экскурсии»;
сочинение экологической сказки «Жалобы природы»; или «Мечты
листочка».
Литература.
1.Николаева,
С.Н.
Теория
и
методика
экологического
воспитания
дошкольников. [Текст] / С.Н. Николаева.– М., 2002.
2.Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду [Текст]/
Н.А. Рыжова – М.: Карапуз, 2000.
3.Николаева,
С.
Н.
Методика
экологического
воспитания
дошкольников:
учеб. Пособие [Текст] / С.Н. Николаева. – М.,2001.