Автор: Севостьянова Елена Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБУ "Школа №41"
Населённый пункт: Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: В чём ценность предмета Музыка в образовании и жизни детей.
Раздел: среднее образование
Зачем нашим детям нужна музыка?
Севостьянова Елена Владимировна
учитель музыки МБУ средней школы №41 г.о. Тольятти
Сегодня часто можно услышать о том, что урок музыки в школе, мало даёт знаний
ребёнку для жизни. Куда важнее иностранный язык, математика, русский или просто
занятия спортом. Но ведь современный, образованный человек-это человек, в котором
доминирует человеческий образ, способный к сопереживанию, умеющий и в любви, и в
ненависти сохранить человеческое лицо.
Сегодня родители прилагают все свои силы, чтобы их дети получили аттестат,
потом диплом, забывая о духовном мире ребёнка, его нравственном развитии. И тогда
появляется поколение молодых людей с неразвитой эмоциональной сферой, не способных
к жалости и сопереживанию. Психологами доказано, что такие дети становятся
холодными и замкнутыми. И именно тут на помощь может прийти музыка…
Во время слушания, на уроках музыки, я часто наблюдаю, как меняются лица
детей. Однажды на уроке мы слушали «Лебедя», из музыкального цикла Сен-Санса
«Карнавал животных». В классе наступила такая тишина, что было слышно дыхание
детей, их глаза погрустнели и я услышала шепот, «мне кажется, он умер…», в глазах
ребёнка были
слёзы. Слушая музыку, пытаясь выразить чувства, иногда немного
выдумывая,
дети
учатся
доброте,
душевной
тонкости.
Ведь
музыка
развивает
эмоциональную чуткость, способность сострадания чужому горю, несчастью.
О том, что музыка может воздействовать на формирование нравственных качеств
человека, знали ещё древние люди. Они относились к музыкальному искусству как
божественному дару, сила которого способна очищать и облагораживать душу человека.
Пифагор добивался, чтобы музыкальное искусство было «… в ведении государства, так
как в таком серьёзном, с общественной точки зрения, искусстве, недопустимы риск и
произвол».
Древнегреческие
учителя,
подбирая
определённые
музыкальные
произведения, старались развить у молодых эллинов такие качества, как доброта,
простота, мужество… Музыка, понятая и прочувствованная
ребёнком, становится
важным средством нравственного воспитания.
Совместные исследования немецких и французских учёных показали что дети,
занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше
ориентируются в пространстве. Учителя младших классов рассказывают, что после
уроков
музыки
очень
интересно
проходят
уроки
чтения.
У
детей
обостряется
эмоциональное восприятие. Учёные доказали, что уроки музыки способствуют усвоению
познавательного материала других предметов, уменьшают чувство перегруженности.
Музыка, песня могут стать мощным средством политической борьбы. В годы
Великой отечественной войны музыка воодушевляла советских людей, была источником
нравственной силы. Она приходит на помощь в самые трудные минуты нашей жизни, в
будни и праздники, сопровождает нас на протяжении всей жизни, незримо помогая
оставаться человеком.
В душе каждого ребёнка есть искорка любви к прекрасному. От нас зависит, чтобы
она не погасла, а разгорелась ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего
человека.