Напоминание

Воспитание интереса воспитанников средней группы к художественной литературе через взаимодействие с социальными партнерами


Авторы: Телятникова Наталья Владимировна, Ханина Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель высшей категории, воспитатель первой категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 65"
Населённый пункт: Самара, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Воспитание интереса воспитанников средней группы к художественной литературе через взаимодействие с социальными партнерами
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание интереса воспитанников средней группы к художественной

литературе через взаимодействие с социальными партнерами

Актуальность

Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в наши дни, по-

видимому, радикально меняется. Педагоги, воспитатели, а также и родители

с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать.

В процессе социализации ребенка усиливается роль средств массовой

информации.

Развивается

культура,

которую

называют

по-разному:

«визуальная»,

«видеокультура»,

«электронная

культура».

Меняется

домашняя среда, в которой растет ребенок, и к домашней библиотеке

добавляются фонотека, видеотека, компьютерная игротека.

Средства массовой информации активно вторгаются не только в нашу

жизнь, но и в жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, видео, смартфоны

прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. В

некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его сажают перед

экраном, который заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные

песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем»

ребенка.

Однако это безобидное и безопасное занятие может повлечь весьма

печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях

зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно

много), но и для его психического развития.

Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы и

родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития:

дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и

примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически

каждой группе детского сада.

Еще один факт, который отмечают многие педагоги, резкое снижение

фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и

желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения

новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого

мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их

ничего не интересует и не увлекает.

Цель

– воспитание интереса у воспитанников средней группы к

художественной

литературе

через

взаимодействие

с

социальными

партнерами.

Задачи:

Образовательные:

обогащать опыт восприятия жанров фольклора (загадки, считалки,

сказки о животных) и художественной литературы (авторские сказки,

рассказы); знать основные особенности жанров литературных произведений;

формировать у детей интерес к детским выставкам, спектаклям; желание

посещать театр, музей и тому подобное;

формировать художественные умения и навыки в разных видах

деятельности (рисовании, аппликации, художественном конструировании,

пении, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое);

формировать позитивные установки к различным видам труда и

творчества.

Развивающие:

развивать

общения

ребёнка

со

взрослыми

и

сверстниками,

формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству;

развивать грамматически правильную и связную речи (диалогической

и монологической);

развивать у детей художественное и эстетическое восприятие в

процессе ознакомления с произведениями разных видов искусства;

развивать

воображение,

художественно-творческие

способности,

интерес детей к театрализованной деятельности;

Воспитательные:

воспитывать ценностное отношение к книге, уважение к творчеству

писателей и иллюстраторов.

воспитывать сопереживание героям литературных и анимационных

произведений, доброе отношение к животным и растениям;

воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание

выполнять правила поведения, быть вежливыми в общении со взрослыми и

сверстниками.

Срок- 3 недели

Участники- родители, библиотекарь, педагог ЦДТ, воспитатели,

воспитанники средней группы.

Педагоги

Задачи:

обогащать опыт восприятия жанров фольклора (загадки, считалки,

заклички, сказки о животных, волшебные сказки) и художественной

литературы (авторские сказки, рассказы, стихотворения); знать основные

особенности жанров литературных произведений

развивать интерес детей к театрализованной деятельности;

воспитывать ценностное отношение к книге, уважение к творчеству

писателей и иллюстраторов;

воспитывать ценностное отношение к книге, уважение к творчеству

писателей и иллюстраторов.

Материалы и оборудование: видео-презентации, наглядно-

демонстрационный материал «Дикие животные», шапочки-животные,

мешочек, аудиозаписи, резиновые игрушки, массажные шарики, щетки,

картон, цветная бумага, белая бумага, клей, вода, декорации для игр-

драматизации, скотч.

Форма работы

Цель

1

Видео

презентация

«Экологический урок: детям о

сформировать представление у

детей

о

возникновении

Красной книге».

Видео

презентация

«Сказка-что

такое?

Какие

бывают сказки?».

«Красной книги», с какой целью она

была создана;

развивать

у

детей

познавательный интерес о растениях

и

животных,

которые

занесены

в Красную книгу.

2

Беседа«Дикие животные».

Беседа«В мире книг».

Беседа

«Книга-наш

хороший друг».

формировать умение выделять

характерные

признаки

диких

животных;

расширять

знания

детей

о

диких

животных

(внешний

вид,

строение, жилище, пища);

формировать у детей интерес к

книге, бережному обращению с ней:

познакомить

детей

с

правилами

пользования книгой.

3

Чтение. В.Г. Сутеев «Под

грибом», «Мешок яблок».

Чтение.

Е.Чарушин

«Воробей», «Про зайчат».

Рассказывание

произведений.

Беседа с использованием

иллюстраций.

развивать умение внимательно

слушать произведение, интерес к

литературе;

формировать

умение

рассказывать о своем отношении к

конкретному

поступку

литературного персонажа: почему

он так поступил, правильно ли он

поступил;

рассматривать иллюстрации в

книге,

рассказывать

об

их

содержании;

учить

внимательно

слушать

художественное

произведение,

понимать

содержание

рассказа,

отвечать на вопросы.

4

Дидактические игры «Что в

мешке у Буратино», «Буратино,

угадай мою игрушку», «Кто

больше слов скажет?»,

«Похвалялись звери»,

«Чудесный мешочек», «Кто

заблудился».

учить

из

набора

игрушек

составлять короткий рассказ;

развивать

диалогическую

речь;

учить

правильно

понимать

смысл загадок;

учить задавать вопросы и отвечать

на них.

5

Слушание «Звуки диких

животных».

развивать

слуховую

память,

слуховое внимание;

формировать

образное

восприятие.

6

Логоритмика «У оленя», «Зайка

серенький», «Жук», «Медведь»,

«Мишка пляшет».

обеспечивать

культурное

и

духовное

развитие

посредством

приобщения к музыке;

улучшать координацию речи и

движения;

увеличивать объем словарного

запаса.

7

Игры

с

нестандартным

оборудованием

Игры

с

массажными

мячиками

«Серый

ежик»,

«Мишутка», «Зайка и ежик»;

Игры

с

платочками

«Медведь», «Зайчишка»;

Игры с зубными щетками

«Мышиная семья».

развивать

координацию

движений

мелкой

моторики

рук

через

нетрадиционное

использование

различных

предметов;

формировать познавательную

активность

и

творческое

воображение детей;

развивать

зрительное,

слуховое восприятие.

8

Подвижные зайцы «Бездомный

заяц», «Лиса в курятнике»,

«Зайцы и волк», «У медведя во

бору».

приучать детей слушать текст

и

выполнять

движения

в

соответствии

с

содержанием;

запоминать и находить свое место;

развивать

пространственную

ориентацию, память и внимание,

воображение.

Творческая мастерская

1

Опытно-экспериментальная

деятельность «Картон».

формировать

представлений

детей о бумаге и её свойствах;

воспитывать

интерес

к

познанию окружающего мира;

развивать

связную

речь,

закреплять

в

речи

детей

новые

слова:

формировать

умение

детей

делать выводы.

2

Аппликация «Закладки для

книг».

воспитывать

бережное

отношение к книге;

развивать умение составлять

композицию изображения.

3

Изготовление декораций и

главных героев сказки В.Сутеева

«Под грибом»

развивать

воображение,

фантазию;

познакомить

с

техникой

«обрывная аппликация»;

закреплять

навыки

аккуратного наклеивания;

знакомить

с

экономными

способами работы.

4

Игра-драматизация «Под

грибом».

развивать

связную

и

диалогическую речь;

обучать

умению

инсценировать

сказку,

развивать

словесное творчество;

развивать образное мышление,

актерские способности.

Предполагаемый результат: у воспитанников сформируется

представление о цели возникновении «Красной книги»;

познавательный интерес о диких животных, характерных признаках,

среде обитания и питания;

бережное отношение к книге;

зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение;

представлений детей о бумаге и её свойствах;

связная и диалогическая речь,

умение инсценировать сказку,

развивать словесное творчество;

Продукт: закладки для книг, декорации и главные герои сказки В.Сутеева

«Под грибом».

Библиотека

Задачи: познакомить с профессией библиотекарь, с профессиональными

действиями библиотекаря, назначением библиотек. Воспитывать интерес и

любовь к книге, бережное отношение к ней. Воспитывать в детях чувство

уважения к чужому труду,

обеспечить начальное профориентационное представление с помощью

дидактических пособий.

Материалы и оборудование: видео-презентации, книги, энциклопедии,

альбомы.

Форма работы

Цель

1

Видео

презентация

«Знакомство

с

писателем.

познакомить с

основными

особенностями

жанров

Владимир Сутеев»;

Видео

презентация

«Биография

и

творчество

Чарушина Е.И.».

литературных произведений;

развивать

представления

о

художниках-иллюстраторах.

2

Беседа

о

творчестве

писателей и художниках.

Рассматривание

книг,

энциклопедий о животных.

воспитывать

уважение

к

творчеству

писателей

и

иллюстраторов;

воспитывать

бережное

отношение к книге.

3

Сюжетно-ролевая

игра

«Библиотека».

знакомить

с

профессией

библиотекарь,

с

профессиональными действиями.

Предполагаемый результат: воспитанники познакомятся с:

жанрами литературных произведений В.Г.Сутеева и Е.И.Чарушина;

особенностями творчества художников-иллюстраторов В.Г.Сутеева и

Е.И.Чарушина;

назначением

библиотек,

профессиональными

действиями

библиотекаря.

ЦДТ (центр детского творчества)

Задачи:

расширить представления детей о

диких животных и их

детёнышей,

местом

их

обитания,

особенностях

питания,

развивать

познавательные и творческие способности.

Материалы и оборудование: листы бумаги А5, гуашь, карандаши,

акварель, губка, простой карандаш.

Форма работы

Цель

1

Рисование «Лиса»

формировать представления о

форме предметов (круглая, овальная,

треугольная);

учить детей смешивать краски

для получения нужных цветов и

оттенков;

закреплять умение правильно

держать

карандаш,

кисть,

фломастер.

2

Рисование «Ежик»

закреплять

и

обогащать

представления детей о цветах и

оттенках окружающих предметов и

объектов природы;

правильно держать карандаш,

цветной мелок; использовать их при

создании изображения;

ритмично

наносить

мазки,

штрихи по всей форме.

3

Рисование «Медведь»

закреплять

представления о

величине, расположении частей;

направлять внимание детей на

передачу соотношения предметов по

величине;

познакомить

с

новым

способом

окрашивания-ватными

палочками.

4

Рисование «Волк»

закреплять

у

детей

представления о форме предметов

(круглая,

овальная,

треугольная),

величине, расположении частей;

учить

изменять

нажим

на

карандаш;

закреплять

у

детей

умение

правильно

держать

карандаш,

закрашивать, не выходя за пределы

контора.

5

Рисование «Зайчик»

формировать у детей умение

правильно передавать расположение

частей

при

рисовании

сложных

предметов;

развивать

познавательный

интерес и творческие способности;

обучать

передавать

изображения

предметов

нетрадиционным способом-губкой.

6

Выставка рисунков. Экскурсия с

гидом. Рассказывание

составленных совместно с

родителями рассказов.

развивать

монологическую

речь,

умение

выступать

перед

зрителями;

знакомить

с

профессией

экскурсовод;

развивать

словесное

творчество.

Предполагаемый результат: у воспитанников сформируется:

художественные умения и навыки в рисовании

интерес к искусству как виду творческой деятельности человека

интерес к детским выставкам, спектаклям; желание посещать театр,

музей и тому подобное.

Продукт: выставка «Дикие животные».

Зоопарк

Задачи:

способствовать расширению знаний о животных, их внешнем

виде, особенностях питания.

Продукт: воспитанники увидят диких животных, познакомятся со средой

обитания и особенностях питания.

Работа с родителями

Задачи:

способствовать

развитию

ответственного

и

осознанного

родительства как базовой основы благополучия семьи;

построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления

партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей

младенческого,

раннего

и

дошкольного

возраста

для

решения

образовательных задач.

Материалы и оборудование: книги, иллюстрации, фотографии.

1

Оснащение предметно-

развивающей среды.

Оформление книжного уголка.

воспитывать у дошкольников

интерес и любовь к книге;

развивать

познавательную

активность, творческие способности

детей

и

родителей

в

процессе

создания книжного уголка.

2

Творческие

задания.

Составить

совместно

с

родителями

рассказ

о

диком

животном и зарисовать.

Создание книги.

развивать

словесное

творчество,

познавательный

интерес, творческие способности;

включать

родителей

в

разработку

и

реализацию

образовательных проектов ДОО.

Предполагаемый результат:

родители станут активными участниками

педагогического процесса, сформируется ответственное и осознанное

родительство как базовой основы благополучия семьи.

Продукт: оформление книжного уголка, создание книги.



В раздел образования