Авторы: Телятникова Наталья Владимировна, Ханина Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель высшей категории, воспитатель первой категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 65"
Населённый пункт: Самара, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Воспитание интереса воспитанников средней группы к художественной литературе через взаимодействие с социальными партнерами
Раздел: дошкольное образование
Воспитание интереса воспитанников средней группы к художественной
литературе через взаимодействие с социальными партнерами
Актуальность
Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в наши дни, по-
видимому, радикально меняется. Педагоги, воспитатели, а также и родители
с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать.
В процессе социализации ребенка усиливается роль средств массовой
информации.
Развивается
культура,
которую
называют
по-разному:
«визуальная»,
«видеокультура»,
«электронная
культура».
Меняется
домашняя среда, в которой растет ребенок, и к домашней библиотеке
добавляются фонотека, видеотека, компьютерная игротека.
Средства массовой информации активно вторгаются не только в нашу
жизнь, но и в жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, видео, смартфоны
прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. В
некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его сажают перед
экраном, который заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные
песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем»
ребенка.
Однако это безобидное и безопасное занятие может повлечь весьма
печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях
зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно
много), но и для его психического развития.
Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы и
родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития:
дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и
примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически
каждой группе детского сада.
Еще один факт, который отмечают многие педагоги, резкое снижение
фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и
желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения
новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого
мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их
ничего не интересует и не увлекает.
Цель
– воспитание интереса у воспитанников средней группы к
художественной
литературе
через
взаимодействие
с
социальными
партнерами.
Задачи:
Образовательные:
обогащать опыт восприятия жанров фольклора (загадки, считалки,
сказки о животных) и художественной литературы (авторские сказки,
рассказы); знать основные особенности жанров литературных произведений;
формировать у детей интерес к детским выставкам, спектаклям; желание
посещать театр, музей и тому подобное;
формировать художественные умения и навыки в разных видах
деятельности (рисовании, аппликации, художественном конструировании,
пении, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое);
формировать позитивные установки к различным видам труда и
творчества.
Развивающие:
развивать
общения
ребёнка
со
взрослыми
и
сверстниками,
формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству;
развивать грамматически правильную и связную речи (диалогической
и монологической);
развивать у детей художественное и эстетическое восприятие в
процессе ознакомления с произведениями разных видов искусства;
развивать
воображение,
художественно-творческие
способности,
интерес детей к театрализованной деятельности;
Воспитательные:
воспитывать ценностное отношение к книге, уважение к творчеству
писателей и иллюстраторов.
воспитывать сопереживание героям литературных и анимационных
произведений, доброе отношение к животным и растениям;
воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание
выполнять правила поведения, быть вежливыми в общении со взрослыми и
сверстниками.
Срок- 3 недели
Участники- родители, библиотекарь, педагог ЦДТ, воспитатели,
воспитанники средней группы.
Педагоги
Задачи:
обогащать опыт восприятия жанров фольклора (загадки, считалки,
заклички, сказки о животных, волшебные сказки) и художественной
литературы (авторские сказки, рассказы, стихотворения); знать основные
особенности жанров литературных произведений
развивать интерес детей к театрализованной деятельности;
воспитывать ценностное отношение к книге, уважение к творчеству
писателей и иллюстраторов;
воспитывать ценностное отношение к книге, уважение к творчеству
писателей и иллюстраторов.
Материалы и оборудование: видео-презентации, наглядно-
демонстрационный материал «Дикие животные», шапочки-животные,
мешочек, аудиозаписи, резиновые игрушки, массажные шарики, щетки,
картон, цветная бумага, белая бумага, клей, вода, декорации для игр-
драматизации, скотч.
№
Форма работы
Цель
1
Видео
–
презентация
«Экологический урок: детям о
сформировать представление у
детей
о
возникновении
Красной книге».
Видео
–
презентация
«Сказка-что
такое?
Какие
бывают сказки?».
«Красной книги», с какой целью она
была создана;
развивать
у
детей
познавательный интерес о растениях
и
животных,
которые
занесены
в Красную книгу.
2
Беседа«Дикие животные».
Беседа«В мире книг».
Беседа
«Книга-наш
хороший друг».
формировать умение выделять
характерные
признаки
диких
животных;
расширять
знания
детей
о
диких
животных
(внешний
вид,
строение, жилище, пища);
формировать у детей интерес к
книге, бережному обращению с ней:
познакомить
детей
с
правилами
пользования книгой.
3
Чтение. В.Г. Сутеев «Под
грибом», «Мешок яблок».
Чтение.
Е.Чарушин
«Воробей», «Про зайчат».
Рассказывание
произведений.
Беседа с использованием
иллюстраций.
развивать умение внимательно
слушать произведение, интерес к
литературе;
формировать
умение
рассказывать о своем отношении к
конкретному
поступку
литературного персонажа: почему
он так поступил, правильно ли он
поступил;
рассматривать иллюстрации в
книге,
рассказывать
об
их
содержании;
учить
внимательно
слушать
художественное
произведение,
понимать
содержание
рассказа,
отвечать на вопросы.
4
Дидактические игры «Что в
мешке у Буратино», «Буратино,
угадай мою игрушку», «Кто
больше слов скажет?»,
«Похвалялись звери»,
«Чудесный мешочек», «Кто
заблудился».
учить
из
набора
игрушек
составлять короткий рассказ;
развивать
диалогическую
речь;
учить
правильно
понимать
смысл загадок;
учить задавать вопросы и отвечать
на них.
5
Слушание «Звуки диких
животных».
развивать
слуховую
память,
слуховое внимание;
формировать
образное
восприятие.
6
Логоритмика «У оленя», «Зайка
серенький», «Жук», «Медведь»,
«Мишка пляшет».
обеспечивать
культурное
и
духовное
развитие
посредством
приобщения к музыке;
улучшать координацию речи и
движения;
увеличивать объем словарного
запаса.
7
Игры
с
нестандартным
оборудованием
Игры
с
массажными
мячиками
«Серый
ежик»,
«Мишутка», «Зайка и ежик»;
Игры
с
платочками
«Медведь», «Зайчишка»;
Игры с зубными щетками
«Мышиная семья».
развивать
координацию
движений
мелкой
моторики
рук
через
нетрадиционное
использование
различных
предметов;
формировать познавательную
активность
и
творческое
воображение детей;
развивать
зрительное,
слуховое восприятие.
8
Подвижные зайцы «Бездомный
заяц», «Лиса в курятнике»,
«Зайцы и волк», «У медведя во
бору».
приучать детей слушать текст
и
выполнять
движения
в
соответствии
с
содержанием;
запоминать и находить свое место;
развивать
пространственную
ориентацию, память и внимание,
воображение.
Творческая мастерская
1
Опытно-экспериментальная
деятельность «Картон».
формировать
представлений
детей о бумаге и её свойствах;
воспитывать
интерес
к
познанию окружающего мира;
развивать
связную
речь,
закреплять
в
речи
детей
новые
слова:
формировать
умение
детей
делать выводы.
2
Аппликация «Закладки для
книг».
воспитывать
бережное
отношение к книге;
развивать умение составлять
композицию изображения.
3
Изготовление декораций и
главных героев сказки В.Сутеева
«Под грибом»
развивать
воображение,
фантазию;
познакомить
с
техникой
«обрывная аппликация»;
закреплять
навыки
аккуратного наклеивания;
знакомить
с
экономными
способами работы.
4
Игра-драматизация «Под
грибом».
развивать
связную
и
диалогическую речь;
обучать
умению
инсценировать
сказку,
развивать
словесное творчество;
развивать образное мышление,
актерские способности.
Предполагаемый результат: у воспитанников сформируется
представление о цели возникновении «Красной книги»;
познавательный интерес о диких животных, характерных признаках,
среде обитания и питания;
бережное отношение к книге;
зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение;
представлений детей о бумаге и её свойствах;
связная и диалогическая речь,
умение инсценировать сказку,
развивать словесное творчество;
Продукт: закладки для книг, декорации и главные герои сказки В.Сутеева
«Под грибом».
Библиотека
Задачи: познакомить с профессией библиотекарь, с профессиональными
действиями библиотекаря, назначением библиотек. Воспитывать интерес и
любовь к книге, бережное отношение к ней. Воспитывать в детях чувство
уважения к чужому труду,
обеспечить начальное профориентационное представление с помощью
дидактических пособий.
Материалы и оборудование: видео-презентации, книги, энциклопедии,
альбомы.
№
Форма работы
Цель
1
Видео
–
презентация
«Знакомство
с
писателем.
познакомить с
основными
особенностями
жанров
Владимир Сутеев»;
Видео
–
презентация
«Биография
и
творчество
Чарушина Е.И.».
литературных произведений;
развивать
представления
о
художниках-иллюстраторах.
2
Беседа
о
творчестве
писателей и художниках.
Рассматривание
книг,
энциклопедий о животных.
воспитывать
уважение
к
творчеству
писателей
и
иллюстраторов;
воспитывать
бережное
отношение к книге.
3
Сюжетно-ролевая
игра
«Библиотека».
знакомить
с
профессией
библиотекарь,
с
профессиональными действиями.
Предполагаемый результат: воспитанники познакомятся с:
жанрами литературных произведений В.Г.Сутеева и Е.И.Чарушина;
особенностями творчества художников-иллюстраторов В.Г.Сутеева и
Е.И.Чарушина;
назначением
библиотек,
профессиональными
действиями
библиотекаря.
ЦДТ (центр детского творчества)
Задачи:
расширить представления детей о
диких животных и их
детёнышей,
местом
их
обитания,
особенностях
питания,
развивать
познавательные и творческие способности.
Материалы и оборудование: листы бумаги А5, гуашь, карандаши,
акварель, губка, простой карандаш.
№
Форма работы
Цель
1
Рисование «Лиса»
формировать представления о
форме предметов (круглая, овальная,
треугольная);
учить детей смешивать краски
для получения нужных цветов и
оттенков;
закреплять умение правильно
держать
карандаш,
кисть,
фломастер.
2
Рисование «Ежик»
закреплять
и
обогащать
представления детей о цветах и
оттенках окружающих предметов и
объектов природы;
правильно держать карандаш,
цветной мелок; использовать их при
создании изображения;
ритмично
наносить
мазки,
штрихи по всей форме.
3
Рисование «Медведь»
закреплять
представления о
величине, расположении частей;
направлять внимание детей на
передачу соотношения предметов по
величине;
познакомить
с
новым
способом
окрашивания-ватными
палочками.
4
Рисование «Волк»
закреплять
у
детей
представления о форме предметов
(круглая,
овальная,
треугольная),
величине, расположении частей;
учить
изменять
нажим
на
карандаш;
закреплять
у
детей
умение
правильно
держать
карандаш,
закрашивать, не выходя за пределы
контора.
5
Рисование «Зайчик»
формировать у детей умение
правильно передавать расположение
частей
при
рисовании
сложных
предметов;
развивать
познавательный
интерес и творческие способности;
обучать
передавать
изображения
предметов
нетрадиционным способом-губкой.
6
Выставка рисунков. Экскурсия с
гидом. Рассказывание
составленных совместно с
родителями рассказов.
развивать
монологическую
речь,
умение
выступать
перед
зрителями;
знакомить
с
профессией
экскурсовод;
развивать
словесное
творчество.
Предполагаемый результат: у воспитанников сформируется:
художественные умения и навыки в рисовании
интерес к искусству как виду творческой деятельности человека
интерес к детским выставкам, спектаклям; желание посещать театр,
музей и тому подобное.
Продукт: выставка «Дикие животные».
Зоопарк
Задачи:
способствовать расширению знаний о животных, их внешнем
виде, особенностях питания.
Продукт: воспитанники увидят диких животных, познакомятся со средой
обитания и особенностях питания.
Работа с родителями
Задачи:
способствовать
развитию
ответственного
и
осознанного
родительства как базовой основы благополучия семьи;
построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления
партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей
младенческого,
раннего
и
дошкольного
возраста
для
решения
образовательных задач.
Материалы и оборудование: книги, иллюстрации, фотографии.
1
Оснащение предметно-
развивающей среды.
Оформление книжного уголка.
воспитывать у дошкольников
интерес и любовь к книге;
развивать
познавательную
активность, творческие способности
детей
и
родителей
в
процессе
создания книжного уголка.
2
Творческие
задания.
Составить
совместно
с
родителями
рассказ
о
диком
животном и зарисовать.
Создание книги.
развивать
словесное
творчество,
познавательный
интерес, творческие способности;
включать
родителей
в
разработку
и
реализацию
образовательных проектов ДОО.
Предполагаемый результат:
родители станут активными участниками
педагогического процесса, сформируется ответственное и осознанное
родительство как базовой основы благополучия семьи.
Продукт: оформление книжного уголка, создание книги.