Автор: Забровская Оксана Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Видновская СОШ № 2"
Населённый пункт: г. Видное Ленинского г.о. Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: Реализация дифференцированного подхода на уроках русского языка
Раздел: среднее образование
Забровская Оксана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Видновская СОШ №2»
Ленинского городского округа
Московской области.
Реализация дифференцированного подхода на уроках русского языка
Перед учителем постоянно стоит задача: как строить образовательный
процесс, чтобы каждый ученик стал его полноценным участником, чтобы
максимально использовать фактические и потенциальные возможности
каждого ребенка.
Одно из решений этой проблемы – дифференциация обучения, которая
является основным путем осуществления индивидуализации обучения и
повышения его эффективности.
Дифференциация
– это форма организации учебной деятельности
школьников,
при
которой
учитываются
их
склонности,
интересы,
проявившиеся способности.
Дифференциация в
переводе
с
латинского
означает
разделение,
расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Реализация дифференцированного подхода в обучении позволяет
разрешить противоречия между существующими различиями в интересах,
склонностях, способностях обучающихся и ориентацией процесса обучения
на среднего ученика.
Учитель
использует
два
основных
способа
включения
дифференцированных заданий в учебный процесс: 1) учитель сам даёт
задание каждому обучающемуся; 2) обучающиеся сами могут выбрать
задание. Однако следует помнить, что к самостоятельному выбору заданий
детей надо готовить.
Реализация дифференцированного обучения может быть осуществлена
двумя путями.
А) Дифференциация учебных заданий:
- по степени творчества;
- по уровню трудности;
- по объему учебного материала.
Б) Дифференциация способов организации деятельности обучающихся:
- по степени самостоятельности обучающихся;
- по степени помощи взрослого.
Таким образом, учителю очень важно так организовать учебную работу
школьников, чтобы каждый работал с присущим ему индивидуальным
темпом, выполнял посильную для себя работу, получая на каждом уроке
возможность испытать учебный успех.
Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в
освоении знаний учащимися на уроках русского языка.
1
Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу
каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
Дифференцированная
работа
требует
предварительного
деления
учащихся на группы по уровню обучаемости. В этом помогает входная
диагностика.
На уроках русского языка класс делится на 3 группы.
1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими
познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, они
получают задания повышенной трудности.
2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо
создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1
группу. Работая с этой группой, следует уделять внимание развитию их
способностей, воспитанию самостоятельности, уверенности в своих силах.
3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью в результате низких
способностей.
Этой
группе
приходится
уделять
особое
внимание,
поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время
только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно.
В моей работе технология дифференцированного обучения, прежде
всего, проявляется в применении разноуровневых заданий. Для меня это не
очень разработанная тема, я не системно применяю разноуровневые задания,
хотя успешность применения этой технологии как раз и зависит от
системности её применения.
Разноуровневые группы подвижны. Если ученик второй или третьей
группы работает в полную силу, он может перейти из одной группы в
другую. Ущемления личности быть не должно.
Как
работать
дальше?
Ставлю
перед
классом
одну
и
ту
же
познавательную задачу, например, усвоить правила постановки знаков
препинания в предложении с причастным оборотом. Изучаем тему урока.
Если не последовало вопросов от учащихся группы 1 (сильных учеников),
они получают задание творческого характера. Оно может быть записано на
доске или на карточке.
Для
учащихся
второй
и
третьей
групп
проводится
повторное
объяснение темы. Если и здесь не будет вопросов, то учащиеся второй
группы получают задание с элементами творчества.
Вот как примерно выглядит структура дифференцированного урока
1. Совместная постановка задачи;
2. Дифференцированное повторение необходимого материала;
3. Совместное изучение нового материала;
4. Дифференцированное закрепление;
5. Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников;
6. Общая проверка усвоения материала;
7. Дифференцированное домашнее задание.
Виды дифференцированной помощи:
2
- Постоянная работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние
задания, предупреждение о наиболее типичных ошибках.
- Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.
- Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.
- Использование слабыми учащимися при ответе составленного дома плана
изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.
- Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в
установленное время.
- Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении
упражнений.
- Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной
работы на уроке.
-Указание правила, на которое опирается задание.
- Указание алгоритма выполнения задания.
- Указание аналогичного задания, выполненного раньше.
Особенности дифференцированной работы на уроках
.
- Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то
есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях.
-
Закончить
объяснение
нового
материала
образцовым
ответом
с
использованием опорных схем, таблиц, графического изображения.
- Использовать наглядные, дидактические материалы в большом количестве.
- Общая познавательная цель единая, задачи общие по теме, но каждый
решает их на своем уровне.
Дифференциация может осуществляться: по объему и содержанию
работы, по приемам и степени самостоятельности. Она может присутствовать
на разных этапах урока (при закреплении, повторении, объяснении нового
материала).
Взаимодействие дифференцированной и совместной работы групп на
уроке может быть различным. Примерную схему урока можно представить
следующим образом.
Этапы
урока
Класс
группа
Содержание работы
Время
1
Весь класс
Совместная постановка цели, задач урока.
2 мин.
2
Весь класс
Лингвистическая разминка, словарно-
орфографическая работа).
3 мин.
3
1,2,3 группы
Дифференцированное повторение необходимого
материала. (Проверка домашнего задания, опорное
повторение для нового материала: правило с
примерами, объяснением).
6 мин.
4
Весь класс
Совместное объяснение нового материала с
опорой на повторение.
7 мин
5
Весь
класс;1,2,3
Образец ответа, рассуждение по схеме-опоре,
графическое
обозначение,
тренировочные
4 мин.
3
группы
примеры или дифференцированное закрепление
(повторное объяснение для 3 группы в случае
необходимости).
6
1,2,3 группы
Закрепительные
упражнения
(индивидуальная
работа учителя с 3 группой). Проверка работы
каждой группы с участием остальных.
7 мин.
7
Весь класс
Общая проверка результатов усвоения материала:
самостоятельная
работа,
диктант,
работа
с
карточками и т. д.
7 мин.
8
Весь класс
Организация проверки задания
(само/взаимопроверка и т.д.)
2 мин.
9
1,2,3 группы
Дифференцированное домашнее задание.
2 мин.
На всех этапах следует отрабатывать орфографию, пунктуацию, речь.
Перед каждым заданием четко ставить задачу и подводить итог.
Таким образом, дифференцированная работа на уроках русского языка
должна
привести
к
одинаковому
уровню
знаний
учащихся,
развить
способность самостоятельно добывать знания из источников, а также
выстраивать собственную образовательную траекторию.
Наиболее значимыми для реализации дифференцированного обучения
являются следующие принципы: проблемности; исследование изучаемых
проблем
и
явлений;
индивидуализация;
создание
мотивации;
взаимообучение.
1. Дифференцированный подход для успешного усвоения нового
материала.
Здесь важны подготовительные упражнения. Это диктанты, игры,
самостоятельная работа. Важно при их выполнении и проверке повторить то
правило, которое будет необходимо при объяснении новой темы.
Объяснение нового чаще всего проводится для всех одинаково. Чем
больше используется наглядности, тем лучше усваивается материал. Одним
учащимся выводы ясны после первого объяснения, другим необходимо еще
раз повторить. Первоначально к доске вызываются 2-3 сильных ученика,
которые выполняют задания по новой теме, проговаривают правило. Затем
эти дети продолжают работать самостоятельно над дополнительными и
обязательными заданиями, а к работе у доски подключаются более слабые.
При подведении итога урока прошу сильного ученика сформулировать
правило, после чего слабые должны его повторить.
Новый теоретический материал не даю в готовом виде. Наличие
теоретических задач делает обучение проблемным.
2. Дифференцированный подход при закреплении изученного.
Тщательно продумываю задания и их проверку. В этом помогают
схемы, тестовые задания и другие.
4
Для закрепления теоретического материала готовлю задания для
самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии
с уровнем развития учащихся. Часто учащиеся выполняют задания парами:
одни выполняют эти задания, а сидящие с ними рядом учащиеся
контролируют выполнение практических заданий и оценивают правильность
выполнения, указывают при необходимости на ошибки. Затем учащиеся
меняются ролями. Например, при закреплении темы «Причастие в 7 классе
прошу ответить на простые вопросы из раздела «Контрольные вопросы»
слабых учащихся, те, кто посильнее, подготовят ответы на вопросы из этого
же раздела, но на такие, где надо поразмышлять, сравнить признаки.
Сильные учащиеся готовят сообщения об истории изучения данной части
речи разными учёными- русистами и пытаются объяснить, с кем из
исследователей они согласны и почему.
3. Дифференцированный подход
при подборе
домашних заданий
.
Домашние
задания
распределяются
по
группам
(по
степени
сложности). Для группы сильных учащихся часто даются опережающие
задания поискового характера (подобрать материал по теме, составить схему-
опору, найти в словарях и т.д.)
Очень важно рационально организовать проверку домашнего задания.
Она не должна занимать много времени, поэтому следует использовать
разные способы проверки: самопроверку, взаимопроверку, слабых учеников
целесообразнее учителю чаще проверять самому.
Варианты заданий, использованные на уроках.
Например, при изучении темы «Причастный оборот. Знаки препинания при
причастном обороте» (7 класс)
3. Выписать определяемые существительные, причастный оборот, составить
схемы.
2. Распредели предложения:1) с причастными оборотами, выделяемыми
запятыми; 2) с причастными оборотами, не выделяемыми запятыми.
1. Расставь запятые, выдели грамматическую основу, причастный оборот,
суффиксы причастий. Определи вид глаголов и причастий.
Повторение. Имя существительное
Самостоятельная работа для 6 класса с дифференцированными заданиями.
1.
Вставьте
пропущенные
буквы,
раскройте
скобки.
Расставьте
недостающие знаки препинания.
2.
Выполните одно из заданий после текста.
Доктор возвр…щался домой. Он ехал по наб…режной вдоль каме….ых
оград. (В)низу медле….о и густо шла вода, ч…рная и бл…стящая, как см…
ла. Город опрокидывался в воду т…нул уплывал и (не)мог уплыть только
раств…рялся нежными з…л…тистыми пятн…ми. Он ехал м…стами,
изогнутыми в виде ар…к.
(С)низу или с другого берега они к…зались кошками, выг…бающими перед
прыжком ж…лезные спины. (З,С)десь, у въезда , на каждом м…сту распо л…
5
агалась охрана. С…лдаты с…дели на бар…банах курили тру…ки играли в
карты и з…вали, глядя на звезды. Доктор ехал см…трел и слушал.
3
Выпишите 2-3 существительных, определите их склонение. Разберите по
составу любое слово из текста, в котором 3 слога.
2 Выпишите 2-3 существительных, стоящих в род. пад., и разберите их по
составу. Разберите 1-ое предложение.
1
Выпишите из текста существительные, которые не изменяются по числам,
определите
их
склонение.
Найдите
в
тексте
нераспространенное
предложение и преобразуйте его в распространенное.
Современная школа сегодня ставит высокие цели и задачи, но не всегда
учитывает способности и возможности общества (отдельной семьи, ученика).
Способности и возможности каждого ученика необходимо изучать и знать
современному учителю в конкретной школе, в конкретном классе. Именно
такой подход позволит создать ситуацию успеха для каждого обучающегося,
что является условием получения прочных знаний по каждому предмету, в
том числе и по такому сложному как русский язык. Есть такая притча:
«Священника спрашивают: «Вы каждый день призываете: «Не кради, не
убий, не лги! Идут века, а человек крадёт, убивает, лжёт. Не напрасен ли ваш
труд?» «Нет, не напрасен, - отвечает священник. - Мир был бы ещё хуже, не
повторяй мы этих заповедей».
Высокая миссия учителя русского языка и литературы вполне сравнима
с миссией этого священника.
Современные образовательные технологии позволяют осуществлять не
только групповую, но и индивидуальную дифференциацию.
Однако разделение учащихся на группы по уровню овладения ими
учебных
знаний
–
существенный
признак
дифференциации,
но
не
единственный. Другим, не менее важным аспектом является различное
построение
процесса обучения
в
выделенных
группах,
а
также
в
индивидуальных образовательных траекториях.
Дифференциация
учащихся
предполагает
такую
организацию
обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют
право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не
ниже уровня обязательных требований.
Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка
помогает
формировать
учебную
деятельность
детей.
Овладев
этой
деятельностью, учащиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит
к развитию их интеллектуальных способностей.
6