Автор: Джумагазиева Фирюза Гарифуллаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГСКУ ОСРЦ АО ДН "Исток"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: Публикация
Тема: Дети "Группы риска" как особая социальная группа.
Раздел: среднее образование
Министерство социального развития и труда Астраханской области
Государственное специализированное казенное учреждение Астраханской области
«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»
Статья на тему:
Дети «Группы риска»
как особая социальная группа.
Воспитатель: Джумагазиева Ф.Г
Астрахань
В современных условиях поглощенность российского общества социально-
экономическими и политическими проблемами приводит к разрушению
социальных связей и нравственных устоев, что, в свою очередь,
обусловливает нетерпимость, агрессию и ожесточение людей, разрушает
внутренний мир личности. Имеет место утрата общественных ценностей,
таких как интерес к знаниям, культуре, труду. И в это сложное и
нестабильное время все социальные группы нуждаются в защите и
поддержке. В первую очередь этот вопрос касается детей, так как дети
являются самой незащищенной категорией населения. Поэтому все более
актуальной становится проблема детей, находящихся в социально опасном
положении. Одной из наиболее распространенных и при этом самой
неопределенной среди этой категории детей является понятие «дети группы
риска».
Понятие «дети группы риска» может считаться сегодня общепринятым,
однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в
уточнении и развитии.
Дети – социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет,
имеющая
специфические
потребности
и
интересы,
социально-
психологические особенности. Детей можно разделить на две группы:
малолетние (до 14 лет) и несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) .
Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как
правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не
произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается,
что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных
факторов, которые могут сработать или не сработать. Фактически речь идет о
двух сторонах риска.
С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной
категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период
именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие
позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло
представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом,
поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.
С другой стороны, эта категория детей рассматривается специалистами,
прежде всего, с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются
они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для
полноценного развития и т.д.
Дети особенно уязвимы и подвержены отрицательным воздействиям в
период социального созревания и вхождения в мир взрослых, так как в это
время им свойственны неустойчивость психики, слабая приспособляемость к
растущей интенсификации жизни, нервно-психическим перегрузкам и
стрессам вкупе с материальной необеспеченностью и зависимостью от
старших
на
фоне
стремления
к
самостоятельности
и
широких
потребительских запросов.
Категория
детей
«группы
риска»
является
предметом
исследования
различных
отраслей
научного
знания,
вследствие
чего
имеет
междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и
многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения
выделяют множество классификаций детей «группы риска». В психологии,
педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех,
кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной
адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в
целом .
Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести
детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой,
можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают
вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и
педагогические (как особый вид социальных) .
В.Е. Летунова выделяет следующие группы факторов риска:
-
медико-биологические
(группа
здоровья,
наследственные
причины,
врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии,
условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни и т.д.);
-
социально-экономические
(многодетные
и
неполные
семьи,
несовершеннолетние
родители,
безработные
семьи,
семьи,
ведущие
аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство,
бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства,
попытки суицида и т.д.);
- психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя,
невротические
реакции,
нарушения
общения
с
окружающими,
эмоциональная
неустойчивость,
неуспех
в
деятельности,
неуспех
в
социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками
и взрослыми и т.д.);
- педагогические (несоответствие содержания программ образовательного
учреждения
и
условий
обучения
детей
их
психофизиологическим
особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения,
преобладание
отрицательных
оценок,
неуверенность
в
деятельности,
отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта и т.д.) .
По мнению Л.Н. Антоновой, дети и подростки «группы риска» – это лица,
находящиеся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для
жизни, испытывающие те или иные формы социальной дезадаптации,
проявляющие различные формы асоциального поведения [7].
По мнению В.Д. Альперович, недобросовестное выполнение родителями
своих обязанностей также является основанием для выделения нескольких
групп подростков, которые оказываются в поле контекстных значений
термина «дети и подростки группы риска» [
- безнадзорные – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного
влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих;
-
беспризорные
–
дети,
которые
не
имеют
родительского
или
государственного
попечения,
постоянного
места
жительства,
соответствующих
возрасту
позитивных
знаний,
необходимого
ухода,
систематического обучения и развивающего воспитания;
- дети-беглецы – убежавшие из дома или из воспитательного учреждения
вследствие разрыва с родителями, возникшего тяжелого конфликта с
учителями, воспитателями, сверстниками, деформирования ценностных
ориентаций и других причин, приведших к кризису отношений [2].
Говоря о детях группы риска, важно выделить современные условия,
приводящие к этому социальному явлению. Заметное место среди них
принадлежит ряду социально-экономических факторов:
- фактор возрастания занятости родителей, особенно матерей. Современный
ритм
жизни
и
занятости
родителей
(вместе
с
другими
факторами)
существенно искажает характер взаимоотношений родителей и детей. Это
проявляется в уменьшении продолжительности и обеднении содержания
общения в семье, дефиците теплоты, внимательного отношения друг к другу,
исчезновении действительно совместных форм полезной деятельности
ребенка со взрослыми. Место личностного и познавательного общения все
больше занимают его узко прагматические формы – по поводу обихода,
режима дня, учебы, а поощрение сводится только к материальным его
формам. Эти факторы провоцируют у детей неуверенность в своих силах,
стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм, отрицательные формы
самоутверждения;
- чрезвычайно усложняет условия развития детей рост числа разводов и
неблагополучных, конфликтных семей. Распад семьи является весьма
сильным психогенным фактором, ставящим ребенка в тяжелую ситуацию.
Алкоголизм и наркомания родителей порождают качественные изменения
генофонда нации в сторону деградации и физического уродства, нарушают
социальное здоровье детей, растущих в таких семьях;
- на фоне общего сокращения рождаемости происходит рост количества
внебрачных детей. В современном мире привлекательным стало убеждение,
что одиночество является комфортабельным стилем жизни. Мужчины не
считают себя обязанными связывать свою жизнь с женщиной и ребенком.
Проблема детей в неполных семьях – затруднения в правильной полоролевой
идентификации и ориентации. Ребенок формирует стереотипы своего
поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в
первую очередь, родители ;
- ещё одним фактором риска является детская инвалидность. Уход за
ребенком-инвалидом нередко несовместим с занятостью вне дома, поэтому
мать, как правило, вынуждена оставить работу либо поменять ее на более
свободную по графику, близко расположенную, но нижеоплачиваемую.
Дети-инвалиды,
лишенные
квалифицированной
помощи,
порой
ведут
биологическое существование и не получают тех навыков и умений, которые
могут помочь им хотя бы в самообслуживании;
- начатые в 80-х гг. прошлого века процессы перестройки общества повлекли
за собой глубокие и непредсказуемые социальные трансформации, очень
скоро перешедшие в системный общественно-экономический и духовный
кризис, непосредственно затронувший большую часть населения страны.
Среди
многочисленных
проблемных
категорий
детей,
появившихся
вследствие острого социального неблагополучия последних десятилетий,
появились дети беженцев, переселенцев, дети из малообеспеченных и
деструктивных семей. Большая часть беженцев – это семейные люди.
Пытаясь решить жизненно важные проблемы, связанные с вынужденной
переменой места жительства, родители не придают особого значения той
психологической травме, которую переживает их ребенок. Это приводит к
серьезным
социальным
последствиям.
Дети
лишаются
своих
домов,
привычных вещей, друзей, родственников .
Это далеко не все факторы риска, существующие в современном обществе.
Как правило, в дезадаптации детей играет роль сочетание нескольких
факторов. Тем больше потребность детей группы риска в помощи и
поддержке. Существование детей под постоянным воздействием рисков в
качестве потенциальных «невинных жертв» этих рисков требует от
социальных служб единственно возможного подхода к таким детям и
подросткам – подхода, основанного на страховании этих рисков, то есть на
предотвращении реализации возможных угроз и компенсации последствий
свершившихся угроз. При этом работу в данном направлении необходимо
вести не только и не столько с детьми, сколько с их родителями .
Литература
1. Галогузова М.Н. Социальная педагогика. М., 1999.
2. Дети «группы риска»: Социальная, психолого-педагогическая помощь: Материалы Междунар.
науч.-практ. конф. — М., 1998.
3. Дети группы риска: Материалы междунар. семинара. — СПб., 1998.
4. Дети с девиантным поведением: Психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. — М.,
1992.
5. Методика работы социального педагога пол. Ред. А.В. Кузнецовой. – М.: Школьная пресса,
2003. 96с.
6. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных
условиях. — М., 1994.
7. Сушкова Ф. Диалог на уроке – залог успеха в воспитании и обучении школьников группы
риска//Воспитание школьников. -2002 -№3. – С.39-41.
8. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для
ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.
9. Шишковец Т. Справочник социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М. 2005. – 209с.