Напоминание

Дети "Группы риска" как особая социальная группа.


Автор: Джумагазиева Фирюза Гарифуллаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГСКУ ОСРЦ АО ДН "Исток"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: Публикация
Тема: Дети "Группы риска" как особая социальная группа.
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство социального развития и труда Астраханской области

Государственное специализированное казенное учреждение Астраханской области

«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»

Статья на тему:

Дети «Группы риска»

как особая социальная группа.

Воспитатель: Джумагазиева Ф.Г

Астрахань

В современных условиях поглощенность российского общества социально-

экономическими и политическими проблемами приводит к разрушению

социальных связей и нравственных устоев, что, в свою очередь,

обусловливает нетерпимость, агрессию и ожесточение людей, разрушает

внутренний мир личности. Имеет место утрата общественных ценностей,

таких как интерес к знаниям, культуре, труду. И в это сложное и

нестабильное время все социальные группы нуждаются в защите и

поддержке. В первую очередь этот вопрос касается детей, так как дети

являются самой незащищенной категорией населения. Поэтому все более

актуальной становится проблема детей, находящихся в социально опасном

положении. Одной из наиболее распространенных и при этом самой

неопределенной среди этой категории детей является понятие «дети группы

риска».

Понятие «дети группы риска» может считаться сегодня общепринятым,

однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в

уточнении и развитии.

Дети – социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет,

имеющая

специфические

потребности

и

интересы,

социально-

психологические особенности. Детей можно разделить на две группы:

малолетние (до 14 лет) и несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) .

Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как

правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не

произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается,

что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных

факторов, которые могут сработать или не сработать. Фактически речь идет о

двух сторонах риска.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной

категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период

именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие

позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло

представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом,

поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

С другой стороны, эта категория детей рассматривается специалистами,

прежде всего, с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются

они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для

полноценного развития и т.д.

Дети особенно уязвимы и подвержены отрицательным воздействиям в

период социального созревания и вхождения в мир взрослых, так как в это

время им свойственны неустойчивость психики, слабая приспособляемость к

растущей интенсификации жизни, нервно-психическим перегрузкам и

стрессам вкупе с материальной необеспеченностью и зависимостью от

старших

на

фоне

стремления

к

самостоятельности

и

широких

потребительских запросов.

Категория

детей

«группы

риска»

является

предметом

исследования

различных

отраслей

научного

знания,

вследствие

чего

имеет

междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и

многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения

выделяют множество классификаций детей «группы риска». В психологии,

педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех,

кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной

адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в

целом .

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести

детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой,

можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают

вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и

педагогические (как особый вид социальных) .

В.Е. Летунова выделяет следующие группы факторов риска:

-

медико-биологические

(группа

здоровья,

наследственные

причины,

врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии,

условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни и т.д.);

-

социально-экономические

(многодетные

и

неполные

семьи,

несовершеннолетние

родители,

безработные

семьи,

семьи,

ведущие

аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство,

бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства,

попытки суицида и т.д.);

- психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя,

невротические

реакции,

нарушения

общения

с

окружающими,

эмоциональная

неустойчивость,

неуспех

в

деятельности,

неуспех

в

социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками

и взрослыми и т.д.);

- педагогические (несоответствие содержания программ образовательного

учреждения

и

условий

обучения

детей

их

психофизиологическим

особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения,

преобладание

отрицательных

оценок,

неуверенность

в

деятельности,

отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта и т.д.) .

По мнению Л.Н. Антоновой, дети и подростки «группы риска» – это лица,

находящиеся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для

жизни, испытывающие те или иные формы социальной дезадаптации,

проявляющие различные формы асоциального поведения [7].

По мнению В.Д. Альперович, недобросовестное выполнение родителями

своих обязанностей также является основанием для выделения нескольких

групп подростков, которые оказываются в поле контекстных значений

термина «дети и подростки группы риска» [

- безнадзорные – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного

влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих;

-

беспризорные

дети,

которые

не

имеют

родительского

или

государственного

попечения,

постоянного

места

жительства,

соответствующих

возрасту

позитивных

знаний,

необходимого

ухода,

систематического обучения и развивающего воспитания;

- дети-беглецы – убежавшие из дома или из воспитательного учреждения

вследствие разрыва с родителями, возникшего тяжелого конфликта с

учителями, воспитателями, сверстниками, деформирования ценностных

ориентаций и других причин, приведших к кризису отношений [2].

Говоря о детях группы риска, важно выделить современные условия,

приводящие к этому социальному явлению. Заметное место среди них

принадлежит ряду социально-экономических факторов:

- фактор возрастания занятости родителей, особенно матерей. Современный

ритм

жизни

и

занятости

родителей

(вместе

с

другими

факторами)

существенно искажает характер взаимоотношений родителей и детей. Это

проявляется в уменьшении продолжительности и обеднении содержания

общения в семье, дефиците теплоты, внимательного отношения друг к другу,

исчезновении действительно совместных форм полезной деятельности

ребенка со взрослыми. Место личностного и познавательного общения все

больше занимают его узко прагматические формы – по поводу обихода,

режима дня, учебы, а поощрение сводится только к материальным его

формам. Эти факторы провоцируют у детей неуверенность в своих силах,

стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм, отрицательные формы

самоутверждения;

- чрезвычайно усложняет условия развития детей рост числа разводов и

неблагополучных, конфликтных семей. Распад семьи является весьма

сильным психогенным фактором, ставящим ребенка в тяжелую ситуацию.

Алкоголизм и наркомания родителей порождают качественные изменения

генофонда нации в сторону деградации и физического уродства, нарушают

социальное здоровье детей, растущих в таких семьях;

- на фоне общего сокращения рождаемости происходит рост количества

внебрачных детей. В современном мире привлекательным стало убеждение,

что одиночество является комфортабельным стилем жизни. Мужчины не

считают себя обязанными связывать свою жизнь с женщиной и ребенком.

Проблема детей в неполных семьях – затруднения в правильной полоролевой

идентификации и ориентации. Ребенок формирует стереотипы своего

поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в

первую очередь, родители ;

- ещё одним фактором риска является детская инвалидность. Уход за

ребенком-инвалидом нередко несовместим с занятостью вне дома, поэтому

мать, как правило, вынуждена оставить работу либо поменять ее на более

свободную по графику, близко расположенную, но нижеоплачиваемую.

Дети-инвалиды,

лишенные

квалифицированной

помощи,

порой

ведут

биологическое существование и не получают тех навыков и умений, которые

могут помочь им хотя бы в самообслуживании;

- начатые в 80-х гг. прошлого века процессы перестройки общества повлекли

за собой глубокие и непредсказуемые социальные трансформации, очень

скоро перешедшие в системный общественно-экономический и духовный

кризис, непосредственно затронувший большую часть населения страны.

Среди

многочисленных

проблемных

категорий

детей,

появившихся

вследствие острого социального неблагополучия последних десятилетий,

появились дети беженцев, переселенцев, дети из малообеспеченных и

деструктивных семей. Большая часть беженцев – это семейные люди.

Пытаясь решить жизненно важные проблемы, связанные с вынужденной

переменой места жительства, родители не придают особого значения той

психологической травме, которую переживает их ребенок. Это приводит к

серьезным

социальным

последствиям.

Дети

лишаются

своих

домов,

привычных вещей, друзей, родственников .

Это далеко не все факторы риска, существующие в современном обществе.

Как правило, в дезадаптации детей играет роль сочетание нескольких

факторов. Тем больше потребность детей группы риска в помощи и

поддержке. Существование детей под постоянным воздействием рисков в

качестве потенциальных «невинных жертв» этих рисков требует от

социальных служб единственно возможного подхода к таким детям и

подросткам – подхода, основанного на страховании этих рисков, то есть на

предотвращении реализации возможных угроз и компенсации последствий

свершившихся угроз. При этом работу в данном направлении необходимо

вести не только и не столько с детьми, сколько с их родителями .

Литература

1. Галогузова М.Н. Социальная педагогика. М., 1999.

2. Дети «группы риска»: Социальная, психолого-педагогическая помощь: Материалы Междунар.

науч.-практ. конф. — М., 1998.

3. Дети группы риска: Материалы междунар. семинара. — СПб., 1998.

4. Дети с девиантным поведением: Психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. — М.,

1992.

5. Методика работы социального педагога пол. Ред. А.В. Кузнецовой. – М.: Школьная пресса,

2003. 96с.

6. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных

условиях. — М., 1994.

7. Сушкова Ф. Диалог на уроке – залог успеха в воспитании и обучении школьников группы

риска//Воспитание школьников. -2002 -№3. – С.39-41.

8. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для

ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.

9. Шишковец Т. Справочник социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М. 2005. – 209с.



В раздел образования