Авторы: Петрова Светлана Кузьминична, Лимарова Юлия Геннадьевна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Семицветик"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: Интерактивная инфография: новый тренд в применении мнемотехники с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Петрова С.К., старший воспитатель
Калинина О.В., воспитатель
Лимарова Ю.Г., воспитатель,
Мусаева Н.С. воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Семицветик», ЯНАО, г. Новый Уренгой
ИНТЕРАКТИВНАЯ ИНФОГРАФИЯ: НОВЫЙ ТРЕНД В ПРИМЕНЕНИИ
МНЕМОТЕХНИКИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
С
развитием
информации
в
современном
обществе
и
популяризацией
технологических продуктов, все больше учреждений реагируют на тенденцию развития
технологий, продвигая использование мультимедийных цифровых систем для обучения.
Одним из таких методов является применение интерактивных инфографиков, они не
ограничены временем и местом, также могут помочь детям выучить важные факты и
информацию визуальным путем. Таким образом, цель данной статьи в изучении процесса
применения интерактивной инфографики с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: мнемотехника, интерактивная инфография, стратегия, дети,
обучение, память.
Для детей в детском саду задача обучения может быть особенно сложной, так как
они формируют фундамент, на котором будет строиться все дальнейшее образование,
впитывая изнурительное количество фактов и навыков во всем, от математики до
правописания. Одна из стратегий, помогающих маленьким ученикам усваивать и
запоминать информацию, заключается в тренировке мнемонической памяти.
Таким образом, мнемотехника - это особые умственные стратегии для улучшения
памяти. Это навык, который позволяет связывать образы и слова для запоминания
невероятного количества информации. Так использование мнемотехники помогает детям
установить связь между тем, что они хотят запомнить, и тем, что они уже видели. В
детских садах мнемотехника использует слуховые, вербальные или акустические сигналы,
чтобы
помочь
детям
сохранить
информацию.
В
свою
очередь,
использование
интерактивной инфографики распространилось на процессы воспитания в качестве
ключевого средства обучения. Н.О. Хмельнов определил интерактивную инфографику как
предоставление информации и идей в визуальной форме, которая пытается передать эту
информацию в легкой для понимания форме и быстрее, чем традиционные текстовые
методы [3].
В обучении интерактивная инфографика предоставляется в виде графиков и может
быть разработана путем интеграции многих переменных, таких как текст, картинки, блок-
схемы, графики, геометрические фигуры и другие инструменты, которые полагаются на
визуальное восприятие. Так использование компьютерного дизайна при рисовании схем и
форм в обучении дает возможность дошкольникам изучать взаимосвязи между понятиями
и формировать визуальные образы теоретических знаний. Учитывая важность визуальной
коммуникации как одного из самых важных и наиболее интересных инструментов
обучения, а также снижает когнитивную нагрузку в результате сосредоточения внимания
только на тексте. Существует множество функций для интерактивной инфографики, а
именно:
1. Уделять больше визуального внимания важной информации, чтобы она была
заметна среди информации, представленной графически.
2. Сочетание знаков, графиков, изображений, текстов и цветов способствует
лучшему пониманию содержания вместо того, чтобы основываться только на тексте.
3. Инфографика зависит от визуальной интерактивной деятельности и широкого
использования мультимедиа, что повышает мотивацию дошкольников к обучению и
делает учебную деятельность более динамичной.
4. Визуальное представление информации поддерживает позицию учителя в
упрощении и связывает ее с повседневной жизнью, делая обучение полезным.
5. Интерактивная инфографика дает возможность понять факты и понятия, просто
посмотрев на них и связать их со своей визуальной памятью.
Так, например, интерактивная инфографика является важным инструментом для
изучения математики в результате того, что математика является абстрактной областью,
которую дошкольники считают трудной для понимания. Интерактивная инфографика в
данном случае идеально подходит для того, чтобы сделать информацию более простой и
доступной. В свою очередь, внедрение инфографики в образовательный процесс
приносит:
- для преподавателя - представление материала в новой, интересной, информативной
форме.
- для дошкольника - интерес к новой форме подачи учебного материала, наиболее
понятный и легко усваиваемый материал.
Польза для детей, использующих интерактивную инфографику, довольно проста:
они могут быстрее и охотнее вспоминать факты и информацию, на изучение которых в
противном случае у них могло уйти больше времени. Согласно исследованию А.С.
Думина, дети, использующие мнемотехники, «запоминают в 2-3 раза больше фактической
информации» [1]. Еще одним преимуществом является то, что стратегии универсальны и
могут быть использованы во многих предметах учебного плана, помогая запоминать
математические факты, правила грамматики и многое другое. При использовании
интерактивной инфографики содержание должно быть более простым, четким и
запоминающимся. Использование цифровой инфографической системы движения может
повысить непрерывность и беглость изложения материала.
К практической работе с использованием интерактивной инфографики с детьми
нужно приступать после того, как был разработан алгоритм работы с моделью. Так
выделяются несколько этапов: на первом этапе вводились элементы схем и условные
обозначения. Например, обозначения цвета, формы, величины, действия. На втором
использовали
визуальные
картинки
с
текстом
во
всех
видах
непосредственной
образовательной деятельности и в различных видах детской деятельности. На третьем
этапе вводился прием от противного или прием отрицания, чтобы инфографика
запоминалась. Например, не гладкий, не сладкий и т.д. Четвертый этап - это метод
обучения
комбинированию
символов,
то
есть
векторному
«чтению»
элементов
интерактивной инфографики. Далее, на пятом этапе, дети должны организовать
самостоятельный поиск образов, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого
этапа был активный поиск изображений и текста на инфографике. На следующем –
шестом этапе детей учили рассматривать и анализировать содержание того, что на них
изображено, в младших группах с помощью воспитателя, в старших - самостоятельно.
Таким образом, для того чтобы освоить методику работы с интерактивной
инфографией воспитателям, педагогам необходимо было познакомиться с теорией и
технологией
работы
с
детьми,
понять
свою
роль
в
этом
новом
направлении
образовательной деятельности. С этой целью в детском саду проводились семинары,
практикумы, готовился и приобретался необходимый методический и дидактический
материал. Особенностью этой технологии является использование символов, а не
изображений предметов.
В
заключении
отметим,
что
цель
интерактивной
инфографики
-
помочь
дошкольникам понять содержание текста, а затем преобразовать сложный текст в
естественных условиях в амоциональное изображение. Диаграммы и изображения могут
стимулировать
учебную
мотивацию.
Кроме
того,
интерактивная
инфографика
способствует развитию у детей таких психических процессов, как: память, логическое
мышление (умение анализировать, систематизировать), образное мышление. Однако
самое главное в работе с интерактивной инфографикой - передать условно наглядную
схему, то есть изобразить ее так, чтобы рисунок был понятен детям.
Литература:
1. Думин А.С. Подходы к изучению навыка запоминания у детей старшего
дошкольного возраста. – М.: Кронус, 2021. – 39 с.
2. Бура Л.В. Теоретические основы применения методов и приемов мнемотехники в
современном образовании // Гуманитарные науки. - 2018. - 4(44). – 144-151.
3. Хмельнов О.Н. Интерактивная инфографика в обучении детей // Технологии
обучения. – 2019. – 2(17). – 39-48.