Напоминание

Интерактивная инфография: новый тренд в применении мнемотехники с детьми дошкольного возраста


Авторы: Петрова Светлана Кузьминична, Лимарова Юлия Геннадьевна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Семицветик"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: Интерактивная инфография: новый тренд в применении мнемотехники с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Петрова С.К., старший воспитатель

Калинина О.В., воспитатель

Лимарова Ю.Г., воспитатель,

Мусаева Н.С. воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Семицветик», ЯНАО, г. Новый Уренгой

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИНФОГРАФИЯ: НОВЫЙ ТРЕНД В ПРИМЕНЕНИИ

МНЕМОТЕХНИКИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

С

развитием

информации

в

современном

обществе

и

популяризацией

технологических продуктов, все больше учреждений реагируют на тенденцию развития

технологий, продвигая использование мультимедийных цифровых систем для обучения.

Одним из таких методов является применение интерактивных инфографиков, они не

ограничены временем и местом, также могут помочь детям выучить важные факты и

информацию визуальным путем. Таким образом, цель данной статьи в изучении процесса

применения интерактивной инфографики с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: мнемотехника, интерактивная инфография, стратегия, дети,

обучение, память.

Для детей в детском саду задача обучения может быть особенно сложной, так как

они формируют фундамент, на котором будет строиться все дальнейшее образование,

впитывая изнурительное количество фактов и навыков во всем, от математики до

правописания. Одна из стратегий, помогающих маленьким ученикам усваивать и

запоминать информацию, заключается в тренировке мнемонической памяти.

Таким образом, мнемотехника - это особые умственные стратегии для улучшения

памяти. Это навык, который позволяет связывать образы и слова для запоминания

невероятного количества информации. Так использование мнемотехники помогает детям

установить связь между тем, что они хотят запомнить, и тем, что они уже видели. В

детских садах мнемотехника использует слуховые, вербальные или акустические сигналы,

чтобы

помочь

детям

сохранить

информацию.

В

свою

очередь,

использование

интерактивной инфографики распространилось на процессы воспитания в качестве

ключевого средства обучения. Н.О. Хмельнов определил интерактивную инфографику как

предоставление информации и идей в визуальной форме, которая пытается передать эту

информацию в легкой для понимания форме и быстрее, чем традиционные текстовые

методы [3].

В обучении интерактивная инфографика предоставляется в виде графиков и может

быть разработана путем интеграции многих переменных, таких как текст, картинки, блок-

схемы, графики, геометрические фигуры и другие инструменты, которые полагаются на

визуальное восприятие. Так использование компьютерного дизайна при рисовании схем и

форм в обучении дает возможность дошкольникам изучать взаимосвязи между понятиями

и формировать визуальные образы теоретических знаний. Учитывая важность визуальной

коммуникации как одного из самых важных и наиболее интересных инструментов

обучения, а также снижает когнитивную нагрузку в результате сосредоточения внимания

только на тексте. Существует множество функций для интерактивной инфографики, а

именно:

1. Уделять больше визуального внимания важной информации, чтобы она была

заметна среди информации, представленной графически.

2. Сочетание знаков, графиков, изображений, текстов и цветов способствует

лучшему пониманию содержания вместо того, чтобы основываться только на тексте.

3. Инфографика зависит от визуальной интерактивной деятельности и широкого

использования мультимедиа, что повышает мотивацию дошкольников к обучению и

делает учебную деятельность более динамичной.

4. Визуальное представление информации поддерживает позицию учителя в

упрощении и связывает ее с повседневной жизнью, делая обучение полезным.

5. Интерактивная инфографика дает возможность понять факты и понятия, просто

посмотрев на них и связать их со своей визуальной памятью.

Так, например, интерактивная инфографика является важным инструментом для

изучения математики в результате того, что математика является абстрактной областью,

которую дошкольники считают трудной для понимания. Интерактивная инфографика в

данном случае идеально подходит для того, чтобы сделать информацию более простой и

доступной. В свою очередь, внедрение инфографики в образовательный процесс

приносит:

- для преподавателя - представление материала в новой, интересной, информативной

форме.

- для дошкольника - интерес к новой форме подачи учебного материала, наиболее

понятный и легко усваиваемый материал.

Польза для детей, использующих интерактивную инфографику, довольно проста:

они могут быстрее и охотнее вспоминать факты и информацию, на изучение которых в

противном случае у них могло уйти больше времени. Согласно исследованию А.С.

Думина, дети, использующие мнемотехники, «запоминают в 2-3 раза больше фактической

информации» [1]. Еще одним преимуществом является то, что стратегии универсальны и

могут быть использованы во многих предметах учебного плана, помогая запоминать

математические факты, правила грамматики и многое другое. При использовании

интерактивной инфографики содержание должно быть более простым, четким и

запоминающимся. Использование цифровой инфографической системы движения может

повысить непрерывность и беглость изложения материала.

К практической работе с использованием интерактивной инфографики с детьми

нужно приступать после того, как был разработан алгоритм работы с моделью. Так

выделяются несколько этапов: на первом этапе вводились элементы схем и условные

обозначения. Например, обозначения цвета, формы, величины, действия. На втором

использовали

визуальные

картинки

с

текстом

во

всех

видах

непосредственной

образовательной деятельности и в различных видах детской деятельности. На третьем

этапе вводился прием от противного или прием отрицания, чтобы инфографика

запоминалась. Например, не гладкий, не сладкий и т.д. Четвертый этап - это метод

обучения

комбинированию

символов,

то

есть

векторному

«чтению»

элементов

интерактивной инфографики. Далее, на пятом этапе, дети должны организовать

самостоятельный поиск образов, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого

этапа был активный поиск изображений и текста на инфографике. На следующем –

шестом этапе детей учили рассматривать и анализировать содержание того, что на них

изображено, в младших группах с помощью воспитателя, в старших - самостоятельно.

Таким образом, для того чтобы освоить методику работы с интерактивной

инфографией воспитателям, педагогам необходимо было познакомиться с теорией и

технологией

работы

с

детьми,

понять

свою

роль

в

этом

новом

направлении

образовательной деятельности. С этой целью в детском саду проводились семинары,

практикумы, готовился и приобретался необходимый методический и дидактический

материал. Особенностью этой технологии является использование символов, а не

изображений предметов.

В

заключении

отметим,

что

цель

интерактивной

инфографики

-

помочь

дошкольникам понять содержание текста, а затем преобразовать сложный текст в

естественных условиях в амоциональное изображение. Диаграммы и изображения могут

стимулировать

учебную

мотивацию.

Кроме

того,

интерактивная

инфографика

способствует развитию у детей таких психических процессов, как: память, логическое

мышление (умение анализировать, систематизировать), образное мышление. Однако

самое главное в работе с интерактивной инфографикой - передать условно наглядную

схему, то есть изобразить ее так, чтобы рисунок был понятен детям.

Литература:

1. Думин А.С. Подходы к изучению навыка запоминания у детей старшего

дошкольного возраста. – М.: Кронус, 2021. – 39 с.

2. Бура Л.В. Теоретические основы применения методов и приемов мнемотехники в

современном образовании // Гуманитарные науки. - 2018. - 4(44). – 144-151.

3. Хмельнов О.Н. Интерактивная инфографика в обучении детей // Технологии

обучения. – 2019. – 2(17). – 39-48.



В раздел образования