Напоминание

Формирование знаково-символических универсальных учебных действий в начальной школе"


Автор: Элеонора Викторовна Марченко
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Средня школа 7 города Макеевка"
Населённый пункт: ДНР, город Макеевка
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование знаково-символических универсальных учебных действий в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование знаково – символических универсальных учебных действий в начальной

школе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего

образования подчеркивается, что вся учебная деятельность должна строиться на основе

деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на

основе освоения универсальных способов деятельности. В настоящее время, одним из

требований школьного образования является не только необходимость обеспечить

учащихся системой знаний, сколько вооружить их продуктивными способами, умениями

приобретать, применять на практике, преобразовывать и самостоятельно вырабатывать

новые знания в любой деятельности. При пассивном восприятии учебного материала

ребенок развиваться не может. Современный урок обязательно предполагает

сотрудничество учителя и ученика. Учителю на таком уроке отводится роль организатора

деятельности, консультанта,создающего условия для работы. Именно такая организация

работы необходима при формировании знаково-символических универсальных действий,

которые занимают особое место в познавательных УУД.

Анализ исследований учёных - педагогов З.И.Валиевой, Г.И.Щукиной, И.Я.Лернера,

М.Н.Скаткина, работ Ю.К.Бабанского, И.П.Подласого, Г.К.Селевко, Т.И.Шамовой и др.

свидетельствуют о многогранности, многоаспектности трактовки понятия познавательной

деятельности и разнообразных способах деятельности по её активизации и формированию

различных групп универсальных учебных действий. Большинство авторов утверждают,

что для системы образования сегодня, как никогда, актуальна задача «ускорения процесса

обучения – как передачи всё более и более увеличивающегося объёма «культурных и

духовных богатств, которые выработало человечество» новым поколениям .

Появляются особые технологии организации учебного процесса, предполагающие

усвоение учащимися большего количества учебной информации без увеличения рабочего

времени. Значительный эффект повышения качества обученности в контексте

- всё увеличивающегося объёма информации и ограниченностью времени обучения;

- активизации познавательных интересов учащихся;

- выработки быстроты выполнения универсальных умственных действий;

- целостного формирования интеллектуальных качеств личности, необходимых для

возможности практического использования приобретённых навыков целеполагания,

планирования, самоконтроля дают технологии применения в предметном обучении

средств ИКТ, технологии коммуникативного обучения, технология опережающего

обучения, технология интенсификации обучения В.Ф.Шаталова, технология составления

ментальных карт, проектного обучения и др.

Также большинство авторов классической научной психологии и педагогики

(А.А.Ухтомский, П.Я.Гальперин, Г.Ибрагимов, В.П.Зинченко и др. утверждают, что

усвоение полученной информации будет более эффективным при применении широкого

диапазона взаимодополняющих методов и форм концентрации активной учебной

деятельности. Особой задачей методики преподавания является генерализация научной

информации, интеграция с учебными программами и выбор учителем системы способов

изложения, практической проработки, усвоения, повторения и проверки знаний и умений

учащихся.Эффективное усвоение учебного материала предполагает использование

системы визуальных, вербальных и других знаково-символических средств.

Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин придавали особое значение в развитии и

обучении детей знаковым системам и пришли к выводу, что в процессе своего

психического развития человек совершенствует работу своего интеллекта главным

образом за счёт развития особых технических «вспомогательных средств мышления и

поведения», имеющих знаково-символическую форму . «…Информация проходит стадии

свёртывания, концентрации, превращаясь в сознании в некоторые знаковые, кодовые,

символьные – семантические образы» - утверждает Выготский Л.С.

Таким образом, для результативного освоения предметного материала необходимо

создать условия для чувственного, сознательного восприятия, понимания, анализа

содержания, образов, отношений, взаимосвязей. Качество предметно-специфических

знаний и умений взаимосвязано с индивидуальными психолого-педагогическими

особенностями учащихся и степенью сформированности операционных умений

организации учебной деятельности. В начальной школе широко используется язык

символов, знаков, рисунков и других визуальных средств предоставления информации –

карты, схемы, диаграммы, графики, чертежи и др. Для решения учебных и

познавательных задач по усвоению программного материала необходимы навыки работы

с информацией. Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и

интерпретировать, классифицировать информацию помогут умения создавать, применять

и преобразовывать знаки и символы.

Анализ классификации знаково-символических средств обучения по Г.К.Селевко

позволяет сделать вывод о том, что в процессе обучения знаково-символические действия,

обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, выполняют

коммуникативную, замещающую, познавательно-схематизирующую и моделирующую

функции. Знаково-символическое моделирование учебной информации предполагает

воспроизведение с помощью знаков и символов объекта изучения и направлено на

преимущественное выявление тех связей и отношений, которые являются существенными

в период изучения. Рассмотрим методы и приёмы использования знаково-символических

средств на этапах осмысления информации, практической отработки материала,

обобщения, контроля знаний и умений .

Распространённым способом концентрации информации является граф-схема «паучок». В

дидактику этот термин ввёл Д.Хамблин. Вот как выглядит «паучок» в авторской версии к

теме «Природные зоны Земли» в курсе «Окружающий мир.4 класс» (рис.1).

На определённом этапе развития детской психики, по – мнению ряда авторов,

целесообразно использование граф - схем для иллюстрирования «целого, состоящего из

многих элементов». По назначению в начальной школе применяются

познавательные,инструктивные, справочные, логические и вычислительные

таблицы .Таблицы познавательного характера содержат в себе новые

сведения,углубляющие уже ранее закрепленный обучающимися учебный материал.

Для активизации мышления при обучении с помощью знаково-символических структур,

можно применять специальные формы и методы организации мыслительного процесса,

например, «мозговой штурм», метод контрольных вопросов, упражнения «Исключение

лишнего», «Поиск аналогов» и др.В этих методических приёмах использования знаково-

символических средств обучения, конечно же, нет ничего нового. Но анализ собственных

мониторинговых исследований свидетельствует о положительной динамике предметных

и метапредметных компетентностей учащихся . Таким образом, визуальные средства

представления информации (схемы, таблицы, графики, диаграммы, картосхемы)

формируют умения, связанные с более осознанным восприятием, переработкой учебного

материала. Активизируется личностный аспект мышления, прежде всего, мотивация,

побуждение к мыслительной деятельности. Улучшаются умения, связанные с такими

мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение,обобщение. Отмечено, что у

большинства детей появляется высокая увлечённость предметом, вера в собственный

успех.

Сформированность данного универсального учебного действия влияет на

формирование осознанного беглого чтения, грамотного письма, вычислительных

навыков, умения решать задачи т.д. Из разных видов деятельности со знаково-

символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование,

выполняющие функции

отображения учебного материала;

выделения существенного;

отрыва от конкретных ситуативных значений;

формирования обобщенных знаний.

Но, чтобы с помощью моделирования ребенок мог решать учебные задачи, ему

необходимо пройти три этапа. Учёные выделяют

замещение,

кодирование,

декодирование.

Замещение - реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением,

каким-либо условным знаком.

Второй этап — кодирование — создание модели оригинала с помощью знаково-

символических действий. При этом необходим предварительный анализ учебного

материала об исследуемом объекте или явлении, выделение его существенных признаков.

Результатом данной работы является создание образа — модели.

Третий этап — декодирование — приближение к оригиналу. Здесь можно использовать

такие приемы, как применение модели на практике;

рассмотрение использования модели для описания различных предметов и явлений в

реальных условиях существования (оригинала);

соотнесение результатов, полученных в процессе моделирования, с реальностью;

сравнение оригинала и его модели как заменителя.

С первых уроков обучения грамоте ребята пользуются сначала замещением слова,

предложения, изображения букв и её звуков или звука схематической моделью. Это

помогает выполнять и звукобуквенный анализ слова, и знакомиться с новыми буквами,

звуками, и работать над предложениями. Я хочу предложить вашему вниманию набор

упражнений по предмету «Русский язык» по темам «Слово и предложение».

Использование уже в период обучения грамоте схем позволяет наглядно не только

продемонстрировать основные характеристики таких понятий, как предложение, слово,

слог, но и усвоить их. Так постепенно происходит психологическое слияние слова

произнесенного и слова написанного ещё без букв. На этапе обучения грамоте звуковые

модели слова преобразуются в буквенные. Эти модели мы используем на протяжении

всего курса русского языка при изучении темы «Орфография». На более позднем этапе я

предлагаю задания на декодирование (использования модели для описания

предметов).Аналогичная работа проводится и по предложениям. Сначала мы знакомим

детей со схематическим изображения предложения. Ребёнок учится считать слова в

предложении не только на слух, но и по схеме. Кроме того, он видит интервалы между

чёрточками и убеждается в том, что в предложении между словами делаются небольшие

остановки – паузы, видит, как оформляется начало и конец предложения. Объясняется

значение слов.Знако-символическое моделирование целесообразно использовать при

изучении таких сложных тем, как: «Состав слова», «Простое и сложное предложения».

Метод моделирования помогает избежать путаницы понятий, признаков.

Работа над темой опыта в межаттестационный период показала, что использование

знаково-символических средств обучения способствует достижению предметных и

метапредметных результатов в обучении учащихся. Делает учебную деятельность более

осмысленной и продуктивной.Проанализирована и систематизирована литература по теме

опыта. Диагностика психолого-педагогических особенностей учащихся помогла

определить оптимальные способы изложения учебного материала с помощью знаково-

символической структуры. Наблюдается положительная динамика результатов освоения

обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых в

школе. Для достижения решения поставленных задач использованы следующие методы:

изучение литературы по теме опыта; наблюдение; анкетирование учащихся и их

родителей; построение диаграмм на основе проведенных исследований.

Подготовлены 2 методических продукт

а

, которые постоянно используются на уроках;

участие в 5 конкурсах, где была призером ; подготовила учащихся-победителей

Республиканских конкурсов ; обобщила свой опыт работы и выступила с ним на

методическом объединении в школе и заседании творческой группы.

Литература

Валиева З.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях

реформирования общеобразовательной школы» //Проблемы и перспективы развития

образования: материалы Международной научной конференции ( г. Пермь, апрель 2011г.).

Т.1.- Пермь: Меркурий, 2011. – С.112

Государственный образовательный стандарт основного, среднего и общего образования.

(Утверждён приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной

Республики от 30 июля 2018 года № 679)

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. - М.,: НИИ школьных

технологий. 2006., Т.1, - С.287 - 289, 496 -504.Т.2, - С.9, 191

Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., Педагогика, 1982. – 208 с.

Яценко О.В. Использование знаковых моделей в обучении химии для развития у

учащихся логических приёмов мышления. Журнал «Наука и школа» № 2. 2007. – С. 73-74



В раздел образования