Автор: Элеонора Викторовна Марченко
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Средня школа 7 города Макеевка"
Населённый пункт: ДНР, город Макеевка
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование знаково-символических универсальных учебных действий в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Формирование знаково – символических универсальных учебных действий в начальной
школе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования подчеркивается, что вся учебная деятельность должна строиться на основе
деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на
основе освоения универсальных способов деятельности. В настоящее время, одним из
требований школьного образования является не только необходимость обеспечить
учащихся системой знаний, сколько вооружить их продуктивными способами, умениями
приобретать, применять на практике, преобразовывать и самостоятельно вырабатывать
новые знания в любой деятельности. При пассивном восприятии учебного материала
ребенок развиваться не может. Современный урок обязательно предполагает
сотрудничество учителя и ученика. Учителю на таком уроке отводится роль организатора
деятельности, консультанта,создающего условия для работы. Именно такая организация
работы необходима при формировании знаково-символических универсальных действий,
которые занимают особое место в познавательных УУД.
Анализ исследований учёных - педагогов З.И.Валиевой, Г.И.Щукиной, И.Я.Лернера,
М.Н.Скаткина, работ Ю.К.Бабанского, И.П.Подласого, Г.К.Селевко, Т.И.Шамовой и др.
свидетельствуют о многогранности, многоаспектности трактовки понятия познавательной
деятельности и разнообразных способах деятельности по её активизации и формированию
различных групп универсальных учебных действий. Большинство авторов утверждают,
что для системы образования сегодня, как никогда, актуальна задача «ускорения процесса
обучения – как передачи всё более и более увеличивающегося объёма «культурных и
духовных богатств, которые выработало человечество» новым поколениям .
Появляются особые технологии организации учебного процесса, предполагающие
усвоение учащимися большего количества учебной информации без увеличения рабочего
времени. Значительный эффект повышения качества обученности в контексте
- всё увеличивающегося объёма информации и ограниченностью времени обучения;
- активизации познавательных интересов учащихся;
- выработки быстроты выполнения универсальных умственных действий;
- целостного формирования интеллектуальных качеств личности, необходимых для
возможности практического использования приобретённых навыков целеполагания,
планирования, самоконтроля дают технологии применения в предметном обучении
средств ИКТ, технологии коммуникативного обучения, технология опережающего
обучения, технология интенсификации обучения В.Ф.Шаталова, технология составления
ментальных карт, проектного обучения и др.
Также большинство авторов классической научной психологии и педагогики
(А.А.Ухтомский, П.Я.Гальперин, Г.Ибрагимов, В.П.Зинченко и др. утверждают, что
усвоение полученной информации будет более эффективным при применении широкого
диапазона взаимодополняющих методов и форм концентрации активной учебной
деятельности. Особой задачей методики преподавания является генерализация научной
информации, интеграция с учебными программами и выбор учителем системы способов
изложения, практической проработки, усвоения, повторения и проверки знаний и умений
учащихся.Эффективное усвоение учебного материала предполагает использование
системы визуальных, вербальных и других знаково-символических средств.
Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин придавали особое значение в развитии и
обучении детей знаковым системам и пришли к выводу, что в процессе своего
психического развития человек совершенствует работу своего интеллекта главным
образом за счёт развития особых технических «вспомогательных средств мышления и
поведения», имеющих знаково-символическую форму . «…Информация проходит стадии
свёртывания, концентрации, превращаясь в сознании в некоторые знаковые, кодовые,
символьные – семантические образы» - утверждает Выготский Л.С.
Таким образом, для результативного освоения предметного материала необходимо
создать условия для чувственного, сознательного восприятия, понимания, анализа
содержания, образов, отношений, взаимосвязей. Качество предметно-специфических
знаний и умений взаимосвязано с индивидуальными психолого-педагогическими
особенностями учащихся и степенью сформированности операционных умений
организации учебной деятельности. В начальной школе широко используется язык
символов, знаков, рисунков и других визуальных средств предоставления информации –
карты, схемы, диаграммы, графики, чертежи и др. Для решения учебных и
познавательных задач по усвоению программного материала необходимы навыки работы
с информацией. Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать, классифицировать информацию помогут умения создавать, применять
и преобразовывать знаки и символы.
Анализ классификации знаково-символических средств обучения по Г.К.Селевко
позволяет сделать вывод о том, что в процессе обучения знаково-символические действия,
обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, выполняют
коммуникативную, замещающую, познавательно-схематизирующую и моделирующую
функции. Знаково-символическое моделирование учебной информации предполагает
воспроизведение с помощью знаков и символов объекта изучения и направлено на
преимущественное выявление тех связей и отношений, которые являются существенными
в период изучения. Рассмотрим методы и приёмы использования знаково-символических
средств на этапах осмысления информации, практической отработки материала,
обобщения, контроля знаний и умений .
Распространённым способом концентрации информации является граф-схема «паучок». В
дидактику этот термин ввёл Д.Хамблин. Вот как выглядит «паучок» в авторской версии к
теме «Природные зоны Земли» в курсе «Окружающий мир.4 класс» (рис.1).
На определённом этапе развития детской психики, по – мнению ряда авторов,
целесообразно использование граф - схем для иллюстрирования «целого, состоящего из
многих элементов». По назначению в начальной школе применяются
познавательные,инструктивные, справочные, логические и вычислительные
таблицы .Таблицы познавательного характера содержат в себе новые
сведения,углубляющие уже ранее закрепленный обучающимися учебный материал.
Для активизации мышления при обучении с помощью знаково-символических структур,
можно применять специальные формы и методы организации мыслительного процесса,
например, «мозговой штурм», метод контрольных вопросов, упражнения «Исключение
лишнего», «Поиск аналогов» и др.В этих методических приёмах использования знаково-
символических средств обучения, конечно же, нет ничего нового. Но анализ собственных
мониторинговых исследований свидетельствует о положительной динамике предметных
и метапредметных компетентностей учащихся . Таким образом, визуальные средства
представления информации (схемы, таблицы, графики, диаграммы, картосхемы)
формируют умения, связанные с более осознанным восприятием, переработкой учебного
материала. Активизируется личностный аспект мышления, прежде всего, мотивация,
побуждение к мыслительной деятельности. Улучшаются умения, связанные с такими
мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение,обобщение. Отмечено, что у
большинства детей появляется высокая увлечённость предметом, вера в собственный
успех.
Сформированность данного универсального учебного действия влияет на
формирование осознанного беглого чтения, грамотного письма, вычислительных
навыков, умения решать задачи т.д. Из разных видов деятельности со знаково-
символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование,
выполняющие функции
отображения учебного материала;
выделения существенного;
отрыва от конкретных ситуативных значений;
формирования обобщенных знаний.
Но, чтобы с помощью моделирования ребенок мог решать учебные задачи, ему
необходимо пройти три этапа. Учёные выделяют
замещение,
кодирование,
декодирование.
Замещение - реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением,
каким-либо условным знаком.
Второй этап — кодирование — создание модели оригинала с помощью знаково-
символических действий. При этом необходим предварительный анализ учебного
материала об исследуемом объекте или явлении, выделение его существенных признаков.
Результатом данной работы является создание образа — модели.
Третий этап — декодирование — приближение к оригиналу. Здесь можно использовать
такие приемы, как применение модели на практике;
рассмотрение использования модели для описания различных предметов и явлений в
реальных условиях существования (оригинала);
соотнесение результатов, полученных в процессе моделирования, с реальностью;
сравнение оригинала и его модели как заменителя.
С первых уроков обучения грамоте ребята пользуются сначала замещением слова,
предложения, изображения букв и её звуков или звука схематической моделью. Это
помогает выполнять и звукобуквенный анализ слова, и знакомиться с новыми буквами,
звуками, и работать над предложениями. Я хочу предложить вашему вниманию набор
упражнений по предмету «Русский язык» по темам «Слово и предложение».
Использование уже в период обучения грамоте схем позволяет наглядно не только
продемонстрировать основные характеристики таких понятий, как предложение, слово,
слог, но и усвоить их. Так постепенно происходит психологическое слияние слова
произнесенного и слова написанного ещё без букв. На этапе обучения грамоте звуковые
модели слова преобразуются в буквенные. Эти модели мы используем на протяжении
всего курса русского языка при изучении темы «Орфография». На более позднем этапе я
предлагаю задания на декодирование (использования модели для описания
предметов).Аналогичная работа проводится и по предложениям. Сначала мы знакомим
детей со схематическим изображения предложения. Ребёнок учится считать слова в
предложении не только на слух, но и по схеме. Кроме того, он видит интервалы между
чёрточками и убеждается в том, что в предложении между словами делаются небольшие
остановки – паузы, видит, как оформляется начало и конец предложения. Объясняется
значение слов.Знако-символическое моделирование целесообразно использовать при
изучении таких сложных тем, как: «Состав слова», «Простое и сложное предложения».
Метод моделирования помогает избежать путаницы понятий, признаков.
Работа над темой опыта в межаттестационный период показала, что использование
знаково-символических средств обучения способствует достижению предметных и
метапредметных результатов в обучении учащихся. Делает учебную деятельность более
осмысленной и продуктивной.Проанализирована и систематизирована литература по теме
опыта. Диагностика психолого-педагогических особенностей учащихся помогла
определить оптимальные способы изложения учебного материала с помощью знаково-
символической структуры. Наблюдается положительная динамика результатов освоения
обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых в
школе. Для достижения решения поставленных задач использованы следующие методы:
изучение литературы по теме опыта; наблюдение; анкетирование учащихся и их
родителей; построение диаграмм на основе проведенных исследований.
Подготовлены 2 методических продукт
а
, которые постоянно используются на уроках;
участие в 5 конкурсах, где была призером ; подготовила учащихся-победителей
Республиканских конкурсов ; обобщила свой опыт работы и выступила с ним на
методическом объединении в школе и заседании творческой группы.
Литература
Валиева З.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях
реформирования общеобразовательной школы» //Проблемы и перспективы развития
образования: материалы Международной научной конференции ( г. Пермь, апрель 2011г.).
Т.1.- Пермь: Меркурий, 2011. – С.112
Государственный образовательный стандарт основного, среднего и общего образования.
(Утверждён приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной
Республики от 30 июля 2018 года № 679)
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. - М.,: НИИ школьных
технологий. 2006., Т.1, - С.287 - 289, 496 -504.Т.2, - С.9, 191
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., Педагогика, 1982. – 208 с.
Яценко О.В. Использование знаковых моделей в обучении химии для развития у
учащихся логических приёмов мышления. Журнал «Наука и школа» № 2. 2007. – С. 73-74