Напоминание

"Учебные игры"


Автор: Серебрянская Лювиза Минисламовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №131"
Населённый пункт: город Казань, Вахитовский район
Наименование материала: статья
Тема: "Учебные игры"
Раздел: среднее образование





Назад




Учебные игры

Серебрянская Лювиза Минисламовна

Учитель физики МАОУ «Лицей №131» Вахитовского района г.Казани

«Недостаточно обладать мудростью,

надо уметь пользоваться ею»

Цицерон

Благо везде и всюду зависит от соблюдения двух условий:

Правильного установления конечной цели всякого рода деятельности;

Отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели.

Аристотель

Известно, что без обучения новых поколений, человечества не могло бы

существовать и развиваться. Каждый знает, что долгие тысячелетия обучение шло по

системе «один учитель – один ученик», Ремесла передавались от отца к сыну, от матери к

дочери…

Лучше или хуже, быстрее или медленнее человечество впитывало мудрость

уходящих поколений, обогащало ее собственным опытом и передавало потомкам. Спрос

людей в обучении удовлетворяли принятые нормы. Нужды в новых мерах обучения не

возникало, видимо, до создания первых университетов и школ.

Средневековые

университеты

родили

новую

идею.

Стала

развиваться

и

закрепляться новая система обучения: один учитель - группа учеников. Обучение,

главным образом богословию, носило схоластический характер. Вершиной обучения

считалось способность учащихся повторить как можно точнее за учителем его положения,

фразы, слова. Немудрено, что такую невысокую цель вполне обеспечивала новая идея –

одному учить многих.

Эта же идея утвердилась и при обучении детей в школе, когда постепенно

сформировалась классно-урочная система обучения. Важно отличить, что обучение в

школе одним учителем многих учеников мирно сосуществовало с тысячелетним опытом

индивидуальной передачи профессии, ремесла, специальности. Следовательно, чтобы

научить работать учили по старой системе «один-один», а чтобы передать знания можно

было учить этим знаниям сразу многих.

Принципиальное различие этих целей, идей и методов обучения могло бы еще

сотни лет назад подсказать человеку простую мысль о необходимости по-разному учить

людей знаниям и умениям. Но тогда у человечества были другие заботы, и осознание

этой идеи задержалось на века.

Давно замечено: спрос рождает предложение. Спрос на идеи обучения людей

предъявлена

научно

технической

революцией.

Быстрое

развитие

цивилизации

потребовало в больших масштабах, новой формации человека. Человека, умеющего

хорошо, надежно и стабильно работать во всех отраслях профессионального труда, в

непрерывно усложняющихся условиях труда.

Здесь стала полностью несостоятельная идея «один учитель-один ученик». Стало

понятно, что между человеком- знающим, и человеком – умеющим, огромная пропасть.

В

течении

многих

десятилетий

профессиональная

педагогика,

вплоть

до

сегодняшнего дня пытается разрешить проблему экстенсивным путем. Высказываются

различные идеи, в основе которых для преподавателя увеличение времени обучения,

увеличение штатов учителей для улучшения соотношения системы «учитель – ученик» и

т.п.

Исследования

психологов

и

педагогов

показали,

что

обучение

гораздо

эффективнее, если система «учащийся – педагог» получает не только собственно учебную

информацию – прямую связь, но и обратную связь, сигналы о качественно усвоенной

информации. Из этой идеи родилось программированное обучение, которое пережило

массовый бум, но за тем быстро пошло на спад.

Программированное обучение дало сильный толчок технизации обучения.

Относительно быстро развивается система аудио - визуального обучения с

использованием интернет ресурсов, учебными видио роликами.

Наряду

с

совершенствованием

методов

обучения

конструктивные

идеи

развивались в области контроля усвоения знаний. Так возник и распространился тестовый

программированный

контроль,

позволяющий

проверить

качество

знаний

по

определенной

тематике

сразу

у

неограниченно

большого

числа

обучающихся.

Принципиально важным достижением этого метода была возможность объективной

оценки знаний всеми преподавателями в полном соответствии с достижением учащихся

тех или иных критериев, служивших границами каждой соответствующей оценки.

Игровое имитационное моделирование различных ситуаций возникло задолго до

научно - технической революции. Так военные игры на тактических картах уже известны

давно. Но все же игровые имитационное моделирование различных проблем и ситуаций

– идея нашего времени. Эта идея в 1956 году получила название «деловые игры».

Объектом моделирования были главным образом различные ситуации бизнеса. Именно

такое практическое приложение идей в мире вполне понятно, если учесть, что выигрыш в

бизнесе – это обогащение, а проигрыш – банкротство.

Деловые игры в нашей стране получили большое распространение, главным

образом в системе последипломной подготовки, в институтах повышения квалификации

специалистов. Отдельные деловые игры разрабатываются в области промышленности,

строительства, экономики, используются на уроках различных предметов.

Большой

резонанс вызвала игровая система подхода

преподавания в школе Сингапурская

методика.

Наряду с сугубо специальными имитационным моделированием возникают игры,

рассчитанные на массовую аудиторию и затрагивающие серьезные научно-технические

проблемы в занимательной общедоступной форме.



В раздел образования