Напоминание

Создание здоровьесберегающей образовательной среды на уроках в начальной школе


Автор: Элеонора Викторовна Марченко
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Средня школа 7 города Макеевка"
Населённый пункт: ДНР, город Макеевка
Наименование материала: Статья
Тема: Создание здоровьесберегающей образовательной среды на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Создание здоровьесберегающей образовательной

среды на уроках в начальной школе.

В начале ХХІ века наблюдается стойкое ухудшение состояние здоровья

школьников . Ученые связывают эту проблему с такими факторами: стрессами,

дефицитом жизненно важных для организма питательных веществ, проживанием в

неблагоприятных экологических условиях, неблагополучной социальной

ситуацией. В нашей стране, по данным исследований, около 75 % болезней

взрослых являются следствием условий жизни в детстве и юности. Почти 90 %

детей, школьников и студентов имеют отклонения в здоровье, а более 50 % -

неудовлетворительную физическую подготовку.

По данным российских ученых, более 68 % учащихся средних школ не

способны усвоить школьную программу, более 47 % - социально дезадаптированы,

более 54 % не способны к адекватной концентрации внимания.

По данным ведущих детских психиатров США, Канады, Великобритании

(Б. Фейнгольд, А. Смит, У. Роберте, Дж. Ф. Тейлор), синдром дефицита внимания,

гиперактивность – наиболее часто встречаемая патология поведения у детей.

Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования

знаний, умений, навыков на целостное развитие личности. В этих условиях

возрастает социальное и педагогическое значение сохранение здоровья

подрастающего поколения в процессе образовательной деятельности.

Согласно ФГОС НОО конечной целью обучения в начальных классах

является формирование у школьников УУД и навыков практического применения

полученных знаний ,а так же сохранение и укрепление здоровья. В основу этого

документа положены принципы личностно-ориентированного, компетентностно-

ориентированного и системно-деятельностного подходов.

Важнейшей задачей образования на современном этапе является

формирование у детей сознательного отношения к своему здоровью, овладение

основами здорового образа жизни, жизненными навыками безопасного и здорового

поведения, т.е. формирование здоровьесберегающей компетентности.

Здоровьесберегающая компетентность - это характеристики, особенности

ученика, направленные на сохранение физического, социального, психического и

духовного собственного здоровья, и своего окружения.

Проектирование педагогической деятельности проводилось с целью создания

организационно-функциональной модели здоровьесберегающей образовательной

среды на уроках в начальных классах, то есть формирования социально

адаптированной, творческой и активно действующей личности.

В процессе работы была выдвинута гипотеза: если педагогический процесс

осуществлять на основе диагностики индивидуальных особенностей обучающихся,

с учетом принципов, использованием методов и приемов здоровьесбережения, то

результатами деятельности будут:

- сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

- формирование здоровьесберегающей компетентности обучающихся;

- повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

В соответствии с гипотезой были определены такие задачи:

- диагностика психолого-педагогических особенностей, обучающихся;

- проектирование и реализация здоровьесберегающей направленности

образовательной деятельности;

- разработка эффективных средств самооценки здоровьесберегающей деятельности

учителя на уроке.

Мною были апробированы разные механизмы преподавания в контексте

здоровьесберегающей парадигмы и создана авторская модель педагогического

сопровождения здоровьесберегающей образовательной среды:

Педагогическая деятельность, направленная на сохранение здоровья обучающихся

Физического

Психического

Интеллектуального

Социального

Духовного

- соблюдение

гигиенических

требований к

проведению

уроков

- пропаганда

здорового

образа жизни

-

нормализация

двигательной

активности

- создание

благоприятного

психологического

климата на уроках

- педагогический

такт

- ситуации успеха

- демократический

стиль общения

- оптимальный

темп и ритм урока,

смена видов

деятельности

- выбор учащимися

вида деятельности

- применение

разноуровневых

заданий

- использование

схем, таблиц,

рисунков, планов,

памяток

- многоразовое

проговаривание

- обучение в игре

- групповое

обучение

-

формирование

навыков

общения

-

формирование

умения

принимать

решения

- обмен

субъективным

опытом

- создание

ситуаций

взаимопомощи

- поддержка веры

друг в друга,

любви

- обучение

смирению перед

оценками и

замечаниями,

терпению при

выполнении

заданий

Учет возрастных, индивидуальных и гендерных особенностей обучающихся

Мониторинг

здоровья

обучающихся

медицинскими

работниками

Мониторинг

психологического

состояния

обучающихся

психологом

Беседы

преподавателя с

обучающимися и

их родителями

Наблюдения

преподавателя за

обучающимися

на занятиях,

анкетирование

Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся

Основные составляющие здоровья

Физическое

здоровье

Психическое

здоровье

Интеллектуальное

здоровье

Социальное

здоровье

Духовное

здоровье

Мониторинг результатов здоровьесберегающей педагогической деятельности

Сохранение и улучшение здоровья обучающихся

Теоретическую основу педагогической деятельности составляет концепция

здоровьесберегающего обучения А.И.Севрук, Е.А.Юнина.Образовательные

технологии Н.К.Смирнова. Сущность данного обучения состоит в создании такой

предметно – информационной среды, которая дает учащимся свободу выбора

способов удовлетворения базовых нужд, которые способствуют саморазвитию.

Навыки, способствующие физическому здоровью:навыки рационального

питания,навыки двигательной активности,санитарно-гигиенические навыки,режим

труда и отдыха.Навыки, способствующие социальному здоровью:навыки

эффективного общения,навыки соболезнования,навыки поведения в условиях

давления, угроз, дискриминации,навыки совместной деятельности и

сотрудничества.Навыки, способствующие духовному и психическому здоровью:

самосознание и самооценка,анализ проблем и принятие решений,определение

жизненных целей и задач,навыки самоконтроля,мотивация успеха и тренировка

воли.

В своей системе работы по проблеме создания на уроках

здоровьесберегающей образовательной среды я опираюсь на следующие принципы

здоровьесберегающего обучения, которые реализуются во всех структурных

разделах модели: психологической комфортности, личностно-деятельностный,

вариативности, системности и последовательности, практической направленности.

Диагностика психолого-педагогических особенностей обучающихся

осуществляется на основе информации об их психическом и физическом

состоянии, полученной от медицинских работников, психолога, классных

руководителей. Эта информация может быть дополнена самим учителем.

Диагностический инструментарий включает такие методы: наблюдения, беседы с

обучающимися и их родителями, психологические тесты, анкетирование,

хронометраж интеллектуальной активности, утомления. Всю полученную

информацию об обучающихся я систематизирую по показателям психолого-

педагогической характеристики.

При проектировании образовательной среды учитываю возрастные и

индивидуальные особенности обучающихся, психолого-педагогические

особенности класса, тип урока и содержание учебного материала.

Считаю, что учебно-воспитательный процесс тогда будет

здоровьесберегающим, когда он вызывает у обучающихся внутреннее желание

учиться, увлеченность учебой, формирует ответственность за свое будущее. Это

предусматривает создание благоприятных условий обучения (свободы выбора,

достижение успеха, взаимодействия в диалоге), стимулирование обучающихся на

всех этапах учебно-познавательной деятельности.

Для сохранения здоровья обучающихся я стараюсь максимально

активизировать на занятиях дифференцированное, проблемное, рефлексивное,

диалоговое обучение; использовать разные виды и формы коллективной

творческой активности.

Создаю условия для творческого поиска учащихся, внедряю активные формы

проведения уроков: проблемные лекции, пресс-конференции, ролевые и

интеллектуальные игры, диспуты. Использую на своих уроках компьютерные и

мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы.

Трудно представить современный урок без возможности показать фрагмент

научно-популярного фильма, презентации, схемы, иллюстративный материал.

Знания ИКТ значительно облегчает подготовку к урокам. А сами уроки становятся

более интересными, динамичными, запоминающимися, нетрадиционными.

Применение ИКТ на уроках в начальной школе расширяет возможности

творчества как учителя, так и обучающихся, повышает интерес к предметам,

стимулирует освоение обучающимися новейших технологий, что ведёт к

интенсификации процесса обучения. Но нужно помнить и о живом слове учителя,

о работе с учебником, поэтому использование компьютера должно быть грамотно

организовано и разумно дозировано, чтобы быть во благо в процессе обучения и

воспитания.

На разных этапах уроков использую игры -

одно из древнейших средств

воспитания, обучения и развития детей. Игра стимулирует творческое мышление,

помогает приобрести опыт общения и организации деятельности. В процессе игры,

обучающиеся получают знания, испытывая при этом удовольствие.

Положительные эмоции, ситуации успеха необходимы для поддержания

психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации

в самостоятельной жизни. Игра способствует сохранению здоровья обучающихся,

т. к. позволяет учитывать особенности детей, создает благоприятный

психологический фон на занятии и условия для самовыражения обучающихся,

повышает интерес к учебному материалу.

Использую различные дидактические игры: «Третий лишний»,

«Математическая цепочка», «Найди ошибку в тексте», «Воображаемое

путешествие», «Путешествие по карте», «Верно – не верно», кроссворды и др.

Отдельно хочу выделить интеллектуальные игры: «Мозговой спрут»,

«Интеллектуальная разминка», «Эрудит-лото», «Верю – не верю», «Что? Где?

Когда?», «Брэйн-ринг» и др. Наиболее действенным способом сохранения

интеллектуального здоровья является использование таблиц, схем, рисунков. Эти

приемы помогают обучающимся усвоить большой объем учебной информации без

увеличения учебного времени за счет ее систематизации (обобщения,

структурирования). Они позволяют развивать у обучающихся способность к

классификации, умение сворачивать и развертывать информацию; активизируют

познавательный интерес, повышают активность обучающихся на уроках, снижают

утомляемость, сокращают время на выполнение домашнего задания.

Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство являются в нашей

стране высшей социальной ценностью, неотъемлемой составляющей

общественного богатства. Главная задача любого образовательного учреждения –

воспитание физически и морально здорового поколения, формирование личности,

способной к самосовершенствованию, готовой к активной творческой жизни в

независимом государстве.В соответствии с целью работы и поставленными

задачами была проработана литература по данной проблеме. Проектирование и

создание здоровьесберегающей образовательной среды на занятиях повышает

качество учебных достижений, формирует мотивационную и

здоровьесберегающую компетентность обучающихся, создает условия для

сохранения и укрепления их здоровья. Здоровьесберегающее обучение имеет такие

преимущества:адекватное восстановление физических, психических и духовных

сил обучающихся, предотвращение утомления. Осознание обучающимся

успешности учения, стойкий познавательный интерес.Уравновешенность

психического состояния, снижение агрессивности, тревожности, неуверенности в

себе.Комуникативность, способность к сотрудничеству с другими людьми,

социальная мобильность.Вера в свои силы, настрой на успех в жизни, создание

позитивной Я-концепции.Адекватная оценка своих способностей и возможностей

других людей.Формирование здоровьесберегающей компетентности обучающихся

(мотивации к сохранению здоровья, способности ведения здорового образа жизни).

Литература

1.

Антонова Л.Н. Психологические основания реализации

здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н.

Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004. -100с. -

(Областная целевая программа «Развитие образования Московской области

на 2001-2005 гг.»).

2.

Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолого-

социальный институт, 2004. – 240 с.

3.

Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в

школе//Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2005. -

№10. -С.84-92.

4.

Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего

образования// Валеология. - 2004. -№1. - С.21-26.

5.

Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования

здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения

квалификации// Валеология. -2004. -№4. - С.93-98.

6.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Педагогика, 1981-1985. –

Т. 2: Проблемы общей психологии. – 504 с.; Т. 3: Проблемы развития

психики. – 366 с.

7.

Зайцев Г. Время педагогики здравосозидающей // Народное образование. –

2002. - № 6. – с. 193-200.

8.

Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном

процессе: проблемы и пути их решения // Школа. -2005. -№3.-С.52-87.

9.

Здоровьесберегающее образование: теорет. и приклад. аспекты: сб. ст./ Перм.

гос. пед. ун-т [и др.]. - Пермь: Кн. мир; Звезда, 2002. -205с.

10.Кучма В.В. и др. Проблемы формирования здорового образа жизни учащихся

в общеобразовательных учреждениях // ГиС. 2000. - № 3. – с. 52-56.

11.Лукьянова В.С., Остапенко А.А., Гузенко В.В. Сохранение и восстановление

здоровья учащихся в условиях педагогического лицея // Школьные

технологии. - 2004. -№1. -С.76-84.

12.Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика. -

2005. -№6. - С.37-44.

13.Науменко Ю.В. Концепция образования, формирующего здоровье

школьников // Директор школы. Украина. – 2004. - № 5. – с. 96-102.

14.Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей:

[гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г.

Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -№2. -С.171-187.

15.Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание

школьников. -2005. -№2. -С.19-22.

16.Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание

здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного

образования // Валеология. - 2004. -№4. - С.67-70.

17.Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное

приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование». - 2006. -

№1.-(Серия «Педагогические советы»).



В раздел образования