Автор: Леонова Светлана Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Подготовка и обучение грамоте в системе работы детского сада по развитию речи детей"
Раздел: дошкольное образование
Леонова Светлана Сергеевна
учитель-логопед
МБДОУ №9 «Золотой петушок»
города Тихорецка Тихорецкого района
Краснодарского края
Консультация для педагогов
Подготовка и обучение грамоте
в системе работы детского сада по развитию речи детей
Прежде чем начать говорить об обучении грамоте, хотелось бы
озвучить
некоторые
выдержки
из
Федерального
Государственного
Образовательного Стандарта, касаемо непосредственно нашей темы.
п.
2.6.
В
соответствии
с
ФГОС
дошкольное
образование
должно
обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности и охватывать следующие структурные
единицы,
представляющие
определенные
направления
развития
и
образования детей (далее - образовательные области):
*социально-коммуникативное развитие;
*познавательное развитие;
*речевое развитие;
*художественно-эстетическое развитие;
*физическое развитие.
В соответствии с ФГОС, обучение грамоте дошкольников выделено в
отдельную образовательную сферу и требует выполнение следующих задач:
ребенок должен владеть речью как нормальным инструментом общения и
восприятия культуры;
словарный запас необходимо постоянно пополнять;
речь должна быть связанной;
необходимо брать во внимание речевое развитие с творческой стороны;
ребенку
важно
развивать не
только
звуковую
культуру
речи,
но
и
интонационную;
обязательно знакомство с детской литературой, понимание жанров и
восприятие текста на слух;
важным этапом подготовки дошкольников к обучению грамоте является
формирование звуковой аналитико-синтетической активности.
Как строится процесс обучения грамоте
Методика обучения грамоте дошкольников подразумевает под собой
постепенное вовлечение ребенка в процесс. Лучше всего подходит игровая
форма. Здесь можно обозначить следующие задачи:
знакомство детей с определением «слово» и «звук», а также развитие
фонематического слуха;
умение делить слово на слоги и верно ставить ударения в словах.
умение анализировать звуковой состав, определять гласные, согласные,
твердые и мягкие звуки.
определение понятия «предложение» и из чего оно состоит.
базовые навыки в чтении и письме.
Большинство
нынешних
методик
обучения
строятся
на
звуковом
аналитическо-синтетическом методе обучения.
Вторая младшая группа
Задачи для этой возрастной группы:
пополнение словарного запаса;
четкое и верное произношение слов;
понимание различия звуков;
определение понятий «слово» и «звук».
На практических занятиях через игру педагог знакомит детей со звуками
окружающего мира, старается научить различать их и узнавать, также дает
малышам определение самого понятия «звук».
Лучше всего начинать занятие с демонстрации предметов, издающих
абсолютно разные звуки, такие как звон колокольчика (погремушки) и
шелеста бумаги.
Далее рассматриваются схожие звуки, например, лист
бумаги и листва. Также дети должны постараться различить и другие
естественные звуки: скрип дверей, пение птиц, лай собаки и т.д.
В таких играх можно использовать заранее записанные звуки, и спрашивать у
малышей «А это что за звук?» или «Как кошка голос подает (корова,
баран..)?»
Хорошим методом обучения дошкольников будет демонстрация
различных предметов, состоящих из разных материалов. Например, сначала
педагог показывает стеклянный стакан и стучит по нему, дети запоминают
этот звук. Затем берется металлический стакан и проделывается то же самое
и т.д. А после, уже спрятав предмет за ширму, воспитатель ударяет по нему,
и малыши должны определить, из чего предмет сделан.
Игра «Доскажи словечко». При чтении педагогом стихов Агнии Барто дети
добавляют слово в конце строчки. Например, «Уронили мишку на пол,
оторвали мишке…» «Лапу» и т.д.
Другой вариант – театрализация любимой детской сказки. Малышам
раздаются игрушки с персонажами из сказки. Педагог начинает свой рассказ:
«Убежал Колобок от бабушки и дедушки. Катится по дороге, а навстречу
ему…» и дети уже заканчивают: «Заяц».
Ребенок, которому досталась игрушка зайца, выходит вперед. Воспитатель
может уточнить у него, как называется животное, давайте дружно
произнесем это слово и т.д. В итоге так можно сделать со всеми
действующими лицами «Колобка» или любой другой сказки. Так происходит
акцент на понятии «слово».
Средняя группа
Задачами этой группы являются:
развитие и дальнейшее пополнение словарного запаса;
научить ребенка воспринимать повествовательный текст и воспроизводить
его по памяти;
научить ребенка рассказывать стихи, пословицы и поговорки;
понимание и закрепление терминов «слово», «звук», деление слова по
слогам.
выделение первого звука слова, умение определить длину слова.
Старшая группа
Основные задачи по обучению грамоте для дошкольников 6 лет:
Развитие фонематики: дети должны не только узнавать гласные и согласные
звуки, но и правильно их произносить.
Распознавание слов с определенным звучанием.
Верная расстановка ударений.
Верная характеристика звука и его определение (твердый, мягкий, шипящий,
гласный, согласный и т. д.).
Умение делить предложение на слова, верно определяя интонацию самого
предложения.
Важный момент в обучении дошкольника 5-6 лет грамоте – это
определение гласных звуков в словах. Их правильное произношение является
основой красивой речи. Как правило, эти звуки изучают по порядку: [а], [о],
[у], [и], [ы], [э]. Далее идет изучение согласных звуков, которые являются
основой
чтения.
Большинство
высококвалифицированных
педагогов
рекомендуют начать изучение со звуков раннего онтогенеза: [м] и [н].
Подготовительная группа
В обучении дошкольников 6-7 лет грамоте определяются следующие задачи:
Образовательные:
сформировать у ребенка представление о том, что такое слова, как они
формируются в целое предложение и каким образом строятся.
научить ребенка делить слова на слоги.
сформировать понимания смыслоразличительной функции звука.
Воспитательные:
формировать языковую интуицию, интерес к красоте и звучанию языка.
воспитывать бережное отношение к книгам и к тетрадям по обучению
дошкольников грамоте.
прививать любовь к литературе.
Развивающие:
формировать культуру звука и речи.
развивать графические навыки у ребенка.
формировать понимание того, что такое звукобуквенный анализ и зачем он
нужен.
развивать коммуникативные навыки.
Почему нужно обучать грамоте до школы?
По мнению ряда психологов, 4-5 лет именно тот возраст, когда ребенок
имеет особую предрасположенность к овладению языком, которая с
возрастом становится слабее. По этой причине крайне важно начинать
занятие с ребенком дошкольного возраста, чтобы сформировать у него с
детства интуитивное восприятие красоты и грамотности языка, научиться
четко произносить звуки и повышать словарный запас.
Также подобные занятия очень хорошо развивают мыслительную
деятельность,
память,
воображение
и
другие
способы
обработки
и
воспроизведения информации.
Качественное дошкольное образование является одной из самых
важных инвестиций в будущее ребенка, которую могут сделать родители.
Нет такого человека, который не хотел, чтобы его малыш вырос успешной,
образованной и грамотной личностью. На данный момент школьная
программа выстроена таким образом, что ребенок, уже придя в учреждение,
должен знать какие-то базовые знания и основы грамматики.
Методы обучения грамоте дошкольников
Принято выделять 3 группы методов обучения дошкольников. Каждый
основывается на соответствующей форме мышления малыша:
Наглядные методы – демонстрация различных предметов, изображений,
картинок,
различение
изографов,
разгадывание
ребусов,
шарад
и
головоломок, а также просмотр мультфильмов, постановка различных
театральных представлений.
Практические
методы включают
в
себя
различное
моделирование,
конструирование, выполнение упражнений, заданий, подвижные игры и
активная деятельность.
Словесные методы подразумевают под собой проведение бесед в различных
формах. Это могут быть рассказы по картинкам, пересказы, рассказы
ребенка.
Воспитатель
с
достаточным
уровнем
квалификации
и
опыта
может
комбинировать все методы, либо чередовать их, чтобы источники получения
и обработки информации сменяли друг друга.
Во время изучения алфавита лучше прибегать к различным творческим
методам, например, раскрасить букву, слепить ее из пластилина, вырезать из
бумаги, украсить ее цветами или узорами, составить ее из бусинок и т. д. Это
способствует ускоренному усвоению материала.
Планируемые результаты на этапе завершения освоения Программы.
После периода обучения дошкольников грамоте каждый ребенок должен:
Уметь выявлять различия между понятием «звук» и «буква».
Знать все буквы алфавита наизусть.
Понимать, где находится место звука в слове.
Определять количество слогов.
Уметь анализировать слово по звуковому составу.
Сознательно, без резкости читать слоги и простые слова.
Понимать, какие грамматические изменения несет форма слова.
Свободно коммуникатировать с детьми и взрослыми.