Напоминание

Применение активных методов обучения на уроках химии


Автор: Александра Михайловна Савельева
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: ГБУ ОО ЗО "Плодородненская средняя общеобразовательная школа - детский сад №25" Михайловского района
Населённый пункт: с.Плодородное
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Применение активных методов обучения на уроках химии
Раздел: полное образование





Назад




Савельева Александра Михайловна

учитель химии

ГБУ ОО ЗО «Плодородненская

средняя общеобразовательная

школа – детский сад №25»

Михайловского района

Запорожской области

Методические рекомендации

«Применение активных методов обучения на уроках химии»

«Убеждение не может существовать без того,

чтобы не проявляться в активной деятельности»

В.А. Сухомлинский

Урок сегодня – это активное обучение, которое предполагает использование

методов, направленных главным образом не на изложение учителем готовых знаний,

их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися

знаниями

и

умениями

в

процессе

активной

мыслительной

и

практической

деятельности. Актуальность методической разработки в демонстрации активных

методов обучения, способствующих формированию у учащихся универсальных

учебных действий, т.е. «умения учиться».

Методическая разработка имеет практико-ориентированную направленность, то

есть любой педагог может использовать ее при проведении уроков вне зависимости

от специфики преподаваемого предмета, так как демонстрируемые активные методы

обучения (далее, АМО) универсальны и легко применимы на любом учебном

предмете и во внеурочной деятельности.

ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь

отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы предлагают методисты

для построения уроков в контексте ФГОС?

Многие путают термины "методы" и "приемы", употребляя их как синонимы.

Между тем, метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика. Прием

— лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.

В своей педагогической деятельности учителю необходимо создать ситуацию

успешности для каждого ребенка, помочь ему раскрыться в полной мере, научить

мыслить, привить навыки практических действий, не забывая о проблемах

сохранения

здоровья.

Всему этому могут способствовать активные формы и методы обучения. В.И.

Загвязинский считает, что квалифицировать методы как активные не вполне

правомерно так, как вызывают активность обучающихся призван каждый метод

обучения.

Использование

активных

методов

обучения

на

уроках

химии

становится

актуальным в связи с проблемами, которые возникают при обучении химии:

сокращение времени, выделяемого на изучение предмета химии;

снижение мотивации изучения химии в непрофильных классах.

Данное выступление – краткое описание активных методов обучения и их

использование на уроках химии в непрофильной школе.

Активными называют такие методы обучения, при которых деятельность

обучаемого носит продуктивный, творческий характер.

Активные методы обучения следует применять для:

реализации системно-деятельностного подхода в преподавании

развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в быстро

меняющейся ситуации, находить свои подходы к решению проблем, что

наиболее актуально при реализации ФГОС ОО

активизации познавательной активности обучающихся

развития способности к самостоятельному обучению

выработки навыков работы в коллективе

корректировки самооценки обучающихся

формирования и развития коммуникативных навыков

Основной деятельностью педагога является развитие, воспитание и обучение

обучающихся и осуществляется с помощью методов и приёмов обучения.

Для начала определимся, что означает понятие «метод», оно происходит от

греческого methodos - путь исследования.

Метод обучения является важнейшим компонентом учебного занятия, ключом «к

достижению триединой цели урока, …самый подвижный и динамичный компонент

учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами» как сказал Ю. А.

Конаржевский.

Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых достигается

усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных

способностей.

Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой

имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью

конкретных методов. В совокупности они представляют систему управления

разными

методами

познания,

учащимися

учебного

материала,

начиная

с

приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач.

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

1. Пассивные методы;

2. Интерактивные методы.

3. Активные методы;

1. Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, вкоторой

учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а

учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам

учителя.

Связь

учителя

с

учащимися

в

пассивных

уроках

осуществляется

посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки

зрения

современных

педагогических

технологий

и

эффективности

усвоения

учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным,

но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая

подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно

большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока.

Лекция - самый распространенный вид пассивного метода обучения. Этот вид урока

широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся

люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

2. Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» -

действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с

кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные

ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но

и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

3. Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой

учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не

пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке

основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и

учащиеся находятся на равных правах. Если пассивный метод предполагает

авторитарный стиль взаимодействия, то активные методы обучения предполагают

демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами

ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия.

Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму

активных методов.

Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых

деятельность обучаемого ученика носит продуктивный, творческий, поисковый

характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ

конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую

атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО

или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов

использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе

социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда

социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта

присутствия и ряда других). Вместе с тем активными являются не методы, активным

является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и

превращается

в

произвольную

внутренне

детерминированную

деятельность

учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.

При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из

послушного «запоминающего устройства» он превращается в активного участника

образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики

позволяют

на

деле

формировать

активную

личность,

обладающую

всеми

необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.

Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение процесса

обучения и воспитания, которое направлено на всемерную активизацию учебно-

познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно

комплексного,

использования

как

педагогических

(дидактических),

так

и

организационно-управленческих средств. Активизация обучения может идти как

посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством

совершенствования организации и управления образовательным процессом в целом.

К активным методам обучения относятся:

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый

способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем.

Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску

нетрадиционных путей решения проблем.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную

или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм

познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее

знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать

проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и

распространенных методов организации активной познавательной деятельности

обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу

нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной

ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит,

определить свое отношение к ситуации.

Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся

приближается

к

поисковой,

исследовательской

деятельности.

Успешность

проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и

обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько

приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и

способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают»

для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

Мы можем сделать вывод, что основной целью работы современного учителя

является заинтересованность учащегося своим предметом. Из психологии известно,

что способности учащихся развиваются в процессе деятельности. Способом развития

познавательных способностей учащихся является умелое использование таких

приемов, которые обеспечивают высокую активность учащихся в учебном процессе.

Активные приемы должны учитывать уровень познавательных способностей

учащихся и их возрастную категорию, так как непосильные задания могут подорвать

веру учащихся в собственные силы и не дадут положительного эффекта. В то время

как, правильный подбор активных приемов на уроке позволяет ученику осуществлять

различные действия, в которых развиваются его психические процессы: ощущение,

восприятие,

представление,

мышление,

память

и

т.д.

Поскольку

из

всех

познавательных психических процессов ведущим является мышление, то можно

сказать, что активизировать деятельность учащихся – значит активизировать их

мышление. В своей работе я предлагаю рассмотреть некоторые активные приемы в

обучении, которые могут быть использованы учителями ОУ для повышения

познавательной деятельности учащихся на уроках любого преподаваемого предмета



В раздел образования