Автор: Вещева Юлия Олеговна
Должность: методист
Учебное заведение: муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону "Дом детского творчества"
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Конкурсное движение обучающихся. Мотивация на успех"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Железнодорожного района
города Ростова-на-Дону «Дом детского творчества»
344101, г.Ростов-на-Дону, ул. Верещагина, 10 тел/факс 262-69-49 e-mail: ddtrostov
@
yandex
.
ru
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Конкурсное движение обучающихся.
Мотивация на успех»
методист
Вещева Ю.О.
МБУ ДО ДДТ
ВВЕДЕНИЕ
Успех
в
учении
–
единственный
источник внутренних сил, рождающий
энергию для преодоления трудностей,
желания учиться.
В.А. Сухомлинский
Одним из трудовых действий, прописанных в профстандарте педагога, является формирование
мотивации к обучению и развитие у обучающихся познавательной активности и творческих
способностей.
Многие отечественные и зарубежные методисты и психологи считают, что у учащихся
познавательный интерес является одним из наиболее значительных мотивов учения.
Задача педагогического коллектива - создать ситуацию успеха не только на уроке, но и во
внеурочное время и убедить родителей в необходимости создания ситуации успеха дома.
Ведь успех в учении – один из источников сил и положительной мотивации школьника.
Успешным ученик себя чувствует тогда, когда он находится в условиях, где отсутствует жесткая
отметка, оценивание его действий происходит через признание способностей, талантов.
Проявление активности к участию в разного рода конкурсах – это отправная точка для
самоопределения в будущем и выборе профессии, а также формировании целеустремленности,
способности добиваться поставленной цели и быть успешным.
2
Следует отметить, что участие в конкурсном движении способствует созданию имиджа
учреждения на рынке образовательных услуг в условиях реально существующей здоровой
конкуренции.
ГЛАВА 1. РОЛЬ КОНКУРСНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И
САМОРАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
3
1.1.
Психолого-педагогические основы самореализации обучающихся в процессе конкурсной
деятельности
ПРИТЧА
Пешка перешла через все поле, уворачиваясь от коней и слонов, пробираясь между башен,
обходя ферзя. Было трудно, но перешла. Стоит на последней клетке, утирает пот со лба.
Ей голос с неба:
- Поздравляем! Теперь Вы можете, наконец, стать ферзем!
- Не хочу.
- Ваше право. Вы можете выбирать. Офицером хотите?
- Нет, не хочу.
- Конем?
- Еще чего!
- А кем тогда?
- Пешкой хочу.
- Но почему?
- Да так... нравится мне.
- Но зачем же тогда надо было идти через все поле, рисковать?!
- Да вот, решила проверить, смогу ли. Смогла.
Инновационный фактор развития в образовании – конкурсное движение. Именно сегодня набирает
силу разнообразное конкурсное движение на разных уровнях, начиная со школьного, заканчивая
дистанционными конкурсами всероссийского уровня.
Во–первых, с целью развития творческих способностей учащихся, повышения качества
преподавания постоянно проводятся конкурсные состязания, создавая тем самым здоровую
конкурентную среду.
Во–вторых,
содержание
конкурсных
испытаний
побуждает
учащегося
расширить
свои
возможности и способности в изучении учебного предмета, повышая тем самым уровень самооценки
(способствуя
переосмыслению
своих
возможностей),
выводя
учащегося
на
новый
уровень
личностного развития.
4
Конкурсное движение открывает для ребенка что-то новое: знания, способ познания,
собственный способ и возможность их применения.
Современное конкурсное движение отличается разнообразием форм (викторины, олимпиады,
интеллектуальный марафон, проекты). Но самое замечательное, что дети имеют право выбирать
согласно своим интересам, возможностям и способностям. Возможность доступа к различной
информации через Интернет. Они могут сравнивать свои результаты с критериями или работами
других участников, что позволяет им делать правильный выбор для дальнейшей работы над собой и
самообразованием.
Образовательные возможности конкурсов, олимпиад, проектов огромны: учащийся
развивает свой интеллектуальный потенциал, совершенствует навыки научного поиска и научных
исследований, развивает творческое мышление, память, интеллект, воображение.
Участие
в
конкурсах
дает
возможность
обучающемуся
проявить
свои
способности,
почувствовать себя талантливым и необыкновенным. Они позволяют продолжить образовательный
процесс и расширить его таким образом, чтобы развитие получили не только сами участники, но и
родители, и педагоги. Каждый из детей талантлив по-своему, и задача родителей и педагогов этот
талант обнаружить и развить.
Образовательные конкурсы и олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к
изучаемым предметам, но и стимулируют активность, инициативность, самостоятельность
учащихся при подготовке вопросов по темам, помогают школьникам формировать свой
уникальный творческий мир.
5
Благодаря участию в них каждый ребенок сохраняет способность удивляться, сомневаться,
задавать вопросы.
Конкурсная
деятельность
оказывает
огромное
влияние
на
творчество
юных
талантов.
Организация конкурсного движения и привлечение обучающихся к активной конкурсной
деятельности являются одной из составляющих системы образовательного процесса. Создаются
условия для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность на данный
момент еще не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на
дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Это является одним из главных
направлений работы преподавателя.
Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы учащихся.
Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает
интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель,
близкую их пониманию: померяться силами с другими детьми в соревновательной форме. Победы и
участие детей в конкурсах являются яркими показателями качества образования. Любой, даже
скромный по масштабам конкурс, просто проект, мероприятие, проведение которого диктуется
традицией и потребностями школ – это культурное событие, акция, позволяющая осуществить
«смотр» наличного состава учащихся с выявлением одаренных детей, и оценку профессиональных
педагогических сил, помогающее налаживать творческую коммуникацию преподавателей, обмен
опытом, проводить необходимый пересмотр и обновление целей, задач, методов обучения, оценочных
критериев.
6
Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся,
оказывает
благотворное
влияние
на
развитие
эстетических
вкусов,
способствует
развитию
гармоничной личности.
Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать профессиональное
обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Победы и участие в конкурсах и фестивалях
являются яркими показателями качества образования в школе.
Участие
в
конкурсах
дает
учащимся
возможность
проверить
свою
компетентность
и
конкурентоспособность, приобретая бесценный опыт.
Поражение тоже может стимулировать к
личностному росту. Это во многом зависит от взрослых, руководителей участников. Необходимо
найти нужные слова, оптимистично рассмотреть все минусы и помочь приобрести ребенку
позитивный опыт. В первую очередь нужно дать понять ребенку, что конкурс – это в первую очередь
не способ выигрыша, а возможность научиться чему-то новому на наглядном примере других
участников. Часто бывает, что успех приходит не сразу, и у ребенка появляется страх перед
поражением. Тут важно научить его извлекать выгоду из своей неудачи, научить получать опыт из
этого. Если учитель сможет правильно настроить ученика, у последнего возникает так называемый
спортивный интерес. Ребенок начинает задаваться вопросом: почему его соперники равны ему по
возрасту, но у них получается получать призовые места, а у него нет. Ученик на конкурсах в первую
очередь должен слушать других участников, смотреть на них, перенимать их опыт. Здесь важно
чувство меры, чтобы не стать копией кого-то, ведь каждый ребенок уникален.
Спустя какое-то время, этот багаж начинает давать свои «плоды», появляются первые успехи.
Начинается вторая стадия самообразования и самореализации. Любому человеку нравится, когда у
него после каких-то трудностей начинает что-то получаться. Здесь опять же важно не понижать
7
уровень, занятия становятся более интенсивными, но приносят больше удовольствия, а отсюда и
пользы. У ребенка появляется стимул к дальнейшей самореализации, он начинает искать все новые
возможности для улучшения своего уровня.
Нельзя забывать и о воспитательном эффекте конкурсов. В ходе подготовки к конкурсу у ребёнка
формируется ответственность за результаты своей работы, развивается демократическая культура в
ходе взаимодействия с другими детьми (если готовятся к конкурсу в группе), ребёнок учится умению
переживать неудачи, если не занял призовое место, быть благодарным учителю, который готовил к
конкурсу и пр.
Конкурсы и фестивали в первую очередь должны быть в радость, особенно начинающим, а те, кто
постарше, уже почувствовав вкус победы, получат новую сильную мотивацию к самореализации к
продолжению занятий. Творческое развитие учащихся, в процессе выступления на конкурсах,
становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя. И помните
слова Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».
1.2.
Мотивация обучающихся к участию в конкурсах как одна из форм развития их
творческой активности
Существуют разные способы методы, приёмы формирования мотивации школьников к участию в
конкурсах. Обратимся к некоторым их них.
1.Поддержка и одобрение взрослых
8
Предлагая ребёнку принять участие в конкурсе, мы заведомо ставим его в ситуацию оценки и
конкуренции. Это заранее сложные условия, поэтому решаются участвовать далеко не все. Здесь
необходима поддержка и одобрение взрослых, нужен опорный человек в этой теме. Таким человеком
могут стать как преподаватель, так и родители, а лучше всем вместе. И только тогда, почувствовав
поддержку и одобрение, ребёнок в состоянии идти дальше.
Очень важно вовлечение в этот процесс родителей, которые непременно должны включиться в
этот процесс. И здесь становится уже не так просто. Можно выявить три ситуации.
Рассмотрим первую из них: и родители и ребенок одинаково высоко заинтересованы в развитии
творческого потенциала последнего. Казалось бы, что может быть лучше? Однако тут существуют
нюансы, например, у родителей изначально поставлены высокие цели - призовые места, начиная с
первого участия в конкурсе, а ребенок, в силу недостаточности опыта, просто на данный момент этим
требованиям не соответствует. Здесь важна работа именно с родителями, необходимо так же, как и
ребенку, донести, что сразу ничего не бывает, и что именно регулярная работа, возможно, принесёт
какие-то плоды.
Возможна и такая ситуация: ребенок хочет и готов прикладывать усилия, пытаться, проигрывать,
извлекать из всего из этого свою пользу, а родители зациклены на учебе. Здесь понять родителей
можно, ведь все мы знаем, какая нагрузка сейчас у детей в основной школе и какие высокие
требования. В этом случае можно провести работу с самим ребенком. Нужно постараться помочь ему
правильно и грамотно распределить свое время, чтобы успевать подготовиться и к школьным
занятиям, и к конкурсам.
И, третья ситуация: родители очень хотят участия в конкурсах и каких-то результатов, а ребенок не
проявляет абсолютно никакого стремления и интереса в эту сторону. В этом случае можно
9
попробовать объединить усилия с родителями вместе пытаться пробудить этот интерес различными
способами. Это, например, на один маленький конкурс объединить старших конкурсантов с
учениками младших классов. Дети смотрят, у них появляется желание научиться выполнять работы
так же, как старшие, появляются какие-то зачатки интереса. Возможность участия в конкурсах
является сильнейшим стимулом для серьезной работы.
2. Правильно организованная мотивация преподавателя
Правильно организованная мотивация - залог колоссального успеха. Насколько будет убедителен сам
преподаватель, например, повествуя о конкурсах, насколько он будет сам поистине увлечен тем, что
он пытается донести детям (а это отлично чувствуется и читается по блеску глаз, воодушевленному
голосу и пр.), насколько он сам будет отчетливо представлять ценность того или иного мероприятия,
ровно настолько преподаватель найдет отклик в сердцах своих воспитанников. Недостаточно только
дать информацию, надо чтобы захотелось ее взять; недостаточно только говорить о возможных
результатах, надо чтобы эти результаты захотелось достичь. Любой человек, будь то ребенок, будь то
взрослый, действие совершает по желанию - в основе поступка будет лежать его собственный мотив.
А что это будет - страх или удовольствие, безусловно, зависит от конкретной ситуации.
Ясно, что положительный мотив несет в себе массу преимуществ: с большим успехом преодолеваются
трудности, по-другому организуется время и пространство, спокойнее воспринимаются неудачи,
ощущается мобилизация внутренних сил. Преподаватель, как никто другой, должен ратовать за
формирование положительной мотивации, если нацелен на результат.
10
Внутренняя мотивация, связанная с содержанием учения, участия в конкурсах действительно
близка цели учения, познания нового. К числу стимулов развития познавательного интереса и желания
участвовать в различных конкурсах могут быть отнесены как новизна информационного материала,
которая вызывает состояние удивления, озадаченности, так и формирование и развитие творческих
способностей учащихся, которые проявляются и развиваются в исследовательской работе.
Задача преподавателя - это не просто подготовить учащегося к конкурсу, главное - научить его
адекватно воспринимать как победу, так и поражение. Настраивая своих воспитанников на конкурс,
всегда нужно говорить: «Главное не медаль за первое место, главное своя внутренняя, пусть даже
маленькая, победа. Победа над собой».
3. Демонстрация успехов обучающихся
Чтобы сформировать устойчивый мотив, преподавателю нужно проводить регулярную работу
по привлечению учащихся к конкурсам, например, организовывать собрания по обсуждению
результатов конкурса, где все ребята могли бы поделиться своими впечатлениями и побудить
остальных к участию. Можно организовывать фотовыставки по прохождению конкурсов, чтобы у
детей осталась добрая память о проделанной работе.
11
Еще, как вариант, для формирования мотивации можно использовать в своей работе
технологию портфолио. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимся в
разнообразных
видах
деятельности
–
учебной,
исследовательской,
творческой,
социальной,
коммуникативной,
самообразовательной
и
является
важнейшим
элементом
практико-
ориентированного подхода к профессиональному образованию. Четко организованная работа на этом
фронте - отличный мотив к участию в конкурсах.
Персональные
выставки,
тематические
стенды
под
названием
«Мы
ими
годимся»,
демонстрирующие успехи конкретного ребёнка - его грамоты с участием, победами, фото кубков,
медалей, также повышают мотивацию к участию в конкурсах.
Важно всячески выделять самых активных детей. А также доводить информацию и до
педагогов во время совещаний и педагогических советов.
4. Поощрение участников конкура
После конкурса можно поощрить победителей и поставить, к примеру, высокую оценку. Важно
вручить грамоты или сертификаты ребятам – участникам конкурсов при всех обучающихся, это тоже
повышает мотивацию.
12
5. Разъяснительная работа с обучающимися
Для того, чтобы ребята понимали, какое значение для них имеет участие в конкурсах, преподавателю
нужно проводить разъяснительную работу с детьми: для младших школьников это могут быть
примеры из жизни известных людей (желательно значимых для них), объяснить какое значение имело
для них участие в конкурсе (спортсмены, артисты, эстрадные «звезды», ученые и т.д.). Со
старшеклассниками проводить беседы, тематические встречи в направлении их будущей жизни по
окончании школы, разъяснять, какие конкурсы им могут помочь для самоутверждения в жизни или
будущей профессии.
6. Пример активного, эрудированного преподавателя
Чтобы детям захотелось в них участвовать, преподавателю нужно самому участвовать в различных
конкурсах и обсуждать свои успехи, а иногда и минусы, со своими учащимися. Это сближает, ставя их
по
одну
сторону
от
баррикад,
которые
возводит
окружающая
действительность.
Обмен
впечатлениями, взаимная поддержка, совместное переживание неудач - это поможет в поддержании
желания действовать в том же направлении.
13
Дети, в большинстве своем, обладают духом соперничества. Как показывает практика учащиеся всех
возрастов с завидным азартом и энтузиазмом участвуют в конкурсах, с нетерпением ожидая
результатов. Скорее всего, стоит вопрос об отсутствии мотивации среди преподавателей.
В свое время Эйнштейн Альберт сказал: «Единственный разумный способ обучать людей - это
подавать им пример». Для ребят пример активного, эрудированного преподавателя - участника
многочисленных конкурсов может послужить тем самым необходимым стимулом личностного роста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Участие и победы в конкурсах оставляют незабываемые впечатления, дают стимул для
дальнейшего совершенствования. Участие в конкурсах вызывает у детей положительную мотивацию к
учебе
и
творчеству.
У
них
формируются
активная
жизненная
позиция,
информационная,
14
лингвистическая, исследовательская компетенции, повышается интерес к познанию нового. Они
учатся представлять результаты своего труда и получать его оценку. Если у нас не всё получилось, то
мы обсуждаем, что не получилось, и строим планы на будущее.
Конкурсы достижений, как одна из форм образовательного процесса в Доме творчества, будет
способствовать самореализации старшеклассников, если:
- конкурсы будут конструироваться как деятельностный процесс, направленный на познание и
преобразование его участниками окружающей действительности;
- целевые задачи конкурса будут ориентированы на социально значимые ценности, которые будут
иметь личностный смысл для его участников;
- участие в конкурсе позволит ребенку экстериоризировать свои способности в ситуации свободного
выбора, соревновательности и общественного признания;
- конкурсы будут выстроены на принципах дополнительности в образовательной деятельности
школьников и разнообразии содержания для возможности проявления направленности интересов и
способностей обучающихся.
Конкурсы достижений являются средством самореализации ребенка, которая отражает опыт его
успешных взаимодействий с объективной реальностью, и проявляется в потребности преобразования
действительности. Самореализация обучающихся в конкурсной деятельности будет эффективной,
если ее содержательно-организационная структура позволяет ученику самоутвердиться.
Но «при всех позитивных моментах успех может отрицательно сказаться на ребёнке в
следующих ситуациях:
— успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке, точнее, к завышенной
оценке своих возможностей;
15
— переживание успеха может быть омрачено для школьника, если результат, важный и значимый для
него самого, не будет адекватно оценен другими людьми».
В заключении хочется отметить, что успех в обеспечении образования и воспитания –
завтрашний успех в жизни.
16