Автор: Ирина Владимировна Пухнатова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Порошинская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: п.Порошино Свердловской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Умножение и деление на число 9
Раздел: начальное образование
МАТЕМАТИКА.
ТЕМА: ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ С ЧИСЛОМ 9
Цели:
Образовательные:
Совершенствовать навыки табличного умножения с числом 9.
Изучить закономерности таблицы умножения на 9, исследовать таблицу, найти средства для
более быстрого запоминания.
Знакомить с умножением числа 9 на пальцах.
Создавать условия для развития наблюдательности, умения анализировать.
Сравнивать, делать выводы.
Формировать умение анализировать арифметические задачи, решать их.
Воспитательные:
Воспитание активности, заинтересованности и пытливости в процессе учения.
Воспитывать в детях чувство товарищества, взаимопомощи, самостоятельности, ответственности
за свои поступки.
Расширять кругозор, словарный запас, воображение.
Развивающие:
Развитие познавательной активности учащихся.
Развивать мелкую моторику кистей рук, наблюдательность, мыслительную деятельность
учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях (работа в группах);
Развивать мышление, воображение, внимание.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной
форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную
информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Планируемый результат:
Предметные:
Знания: смысл приема умножения на 9.
Умения: выполнять умножение на 9 .
Навыки: пользоваться приемами и средствами для быстрого запоминания таблицы умножения,
вычислительные навыки.
Метапредметные:
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на
основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности
Личностные: уметь анализировать результаты учебной деятельности; объяснять причины успеха
или неуспеха в своей учебе; понимать практическую значимость уроков математики.
Технологическая карта урока
1. Мотивация к учебной деятельности
У: Сегодня на уроке мы откроем еще одну математическую тайну, а для этого мы проведем урок
– исследование.
- Что значит исследовать? (Подвергнуть научному изучению; наблюдать для выяснения и
изучения чего-то нового.)
- А кто же такой исследователь? (Это человек, который занимается научным исследованием.)
- Сегодня каждый из вас побывает в роли исследователя. Для того чтобы исследование прошло
результативно, вам понадобиться умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы,
думать, рассуждать, активно работать, использовать знания предыдущих уроков, помогать друг
другу
.
( ученик)-Прозвенел и смолк ( все дети –звонок)
-Нам пора начать (…урок)
( учитель)- Друг на друга посмотрели
-Улыбнулись . тихо сели.
( ученик) –Ноги ( все дети –вместе)
-Руки на ( ..месте)
-Локти (…у края)
-А спинка(..прямая)
У-У нас ребята, прошёл организационный момент. А какие ещё этапы урока вы могли бы
предложить?
( дети по очереди предлагают этапы , выстраивая план урока)
1)
-организационный момент
2)
-подготовим руку, ручку и тетрадь к письму
3)
-минутка чистописания
4)
ТЦ- узнаем тему урока и поставим перед собой цель
5) ?-вспомним пройденный материал
6) Н-изучение нового материала
7) З- закрепление
8) И –итог урока
9)
-домашнее задание
10) -рефлексия
2.Устный счет
У– Начнем наш урок с веселого счета (слайд 2): перед вами цифрогусеница. Как быстрее
посчитать сумму всех чисел, из которых она состоит?
9 х 8 + 6 х 3 + 1 + 8 = 72 + 18 + 9 = 99
У– Что можете сказать об этом числе? (Оно двузначное, записано с помощью одной и той
же цифры «9», в этом числе 9 десятков и 9 единиц, это наибольшее двузначное число)
У– Какое число получится, если слева уберем одну девятку? (9)
У– Какое число получится, если к 99 справа припишем одну девятку? (999)
У– Посмотрите на следующее задание:
– Какие числа от 40 до 50 делятся на 6? На 7? На 8?
– Назовите самое большое число до 30, которое делится на 8. На 7.
– Назовите по порядку числа, которые делятся на 4. На 3.
У– Вычислите. Найдите «лишнее» выражение.
40 : 5 =
72 : 9 =
64 : 8 =
24 : 4 =
80 : 10 =
32 : 4 =
3.Самоопределение деятельности (формирование темы и целей урока)
У-Чтобы узнать тему урока , посмотрите на слайд и скажите: какое числовое выражение
будет следующим
( 2*9, 3*9. 4*9,5*9, 6*9, ?*9, 8*9, ? )
У-Что нужно знать, чтобы быстро выполнить вычисления?
(таблицу умножения с числом 9)
У-Сформулируйте тему нашего урока .
( Таблица умножения и деления с числом9)
У-Давайте проверим ваши предположения-Зная тему урока, поставьте каждый перед
собою цель
( ученик) –Учусь составлять таблицу умножения и деления с числом 9 и применять её.
4. Изучение нового
У-Что вы можете рассказать о числе 9?
Ответы детей.
У– Таинственную силу приписывали числу 9 – в одни времена добрую, в другие –
недобрую. "У девяти не будет пути", – говорили в древности. Эти поверья возникли,
вероятно, тогда, когда пределом счета было число 8, а за ним – что-то таинственное,
странное... В русских народных сказках действие часто происходит в "тридевятом
царстве", за "тридевять земель".
У древних греков за этим числом установилась добрая слава. Так, жюри на Олимпийских
играх состояло из 9 судей, существовало 9 муз – покровительниц наук и искусств. Оно
было олицетворением полноты, достатка, а не чем-то неизвестным, темным. Наверное,
потому, что 9 – самое большое из натуральных чисел, оно стало в нумерологии символом
материального успеха.
У: Мы продолжим работу в группах. Каждая группа получает задание на карточке, счет
устный, как только вы решите примеры, возьмитесь за руки и поднимите их вверх.
Группа 1.
1+1+1+1+1+1+1+1+1=
9+9+9+9+9+9+9+9+9=
5+5+5+5+5+5+5+5+5=
Группа 2
2+2+2+2+2+2+2+2+2=
8+8+8+8+8+8+8+8+8=
5+5+5+5+5+5+5+5+5=
Группа 3
3+3+3+3+3+3+3+3+3=
7+7+7+7+7+7+7+7+7=
5+5+5+5+5+5+5+5+5=
Группа 4
4+4+4+4+4+4+4+4+4=
6+6+6+6+6+6+6+6+6=
5+5+5+5+5+5+5+5+5=
У: А есть ли способ, который позволит нам посчитать эти выражения быстрее? Как
сделать длинную запись короткой?
Кто покажет, как сделать запись короче на примере 5+5+5+5+5+5+5+5+5= 5*9= 45
Запишите остальные примеры по образцу и соберите таблицу умножения на доске в
порядке возрастания ответов.
У: Цель: исследовать таблицу умножения на 9. При совместной работе попробуйте найти
секреты таблицы умножения 9. Обсудить результаты исследования и найти средство для
быстрого запоминания таблицы
Было найдено 5 способов.
1 способ. Замена умножения сложением одинаковых слагаемых.
9 *1 = 9
9 *2 = 9 +9 = 18
9 *3 = 9+9+9= 27
2 способ. Нахождение произведения с помощью предыдущего ответа.
9 *1 = 9
9 *2 = 9+9 = 18
9 *3 = 18 + 9 = 27
3 способ (с помощью учителя)
1) 9 *6 =54
2) 6 – 1 = 5
3) 5 + 4 = 9
Дети: В разряде десятков получается цифра на 1 меньше второго множителя. А если
сложить числа, стоящие в разряде десятков и единиц в произведении, то получается 9.
4 способ . Выучить таблицу умножения.
Игра «Каким способом быстрее» (группы тянут жребий-карточки, каким способом будет
решать примеры)
Группа 1 решает примеры 1 способом
Группа 2 решает примеры 2 способом
Группа 3 решает примеры 3 способом
Группа 4 решает примеры опираясь на собственных знаний (заучивание таблицы
умножения)
Группа 4 работает на онлайн-ресурсе
Тренажер по математике «Таблица умножения на 9»
Вывод: Быстрее и правильнее считать, пользуясь своими знаниями. Поэтому, таблицу
умножения числа 9 надо выучить.
5.Физминутка
5 способ
У: Еще давным-давно люди открыли одну хитрость – таблицу умножения числа 9 на
пальцах. Сейчас и вы узнаете этот секрет. Положите обе руки на стол. У каждого пальца
(слева направо) свой порядковый номер.
Чтобы умножить 9 на какое либо число, достаточно загнуть палец с таким номером. Перед
вами ответ: количество пальцев слева – показывает число «десятков», а количество
пальцев справа – число «единиц». Например, мы хотим умножить 9 на 2. Загибаем второй
палец. Слева – один палец = 1 десяток. Справа – 8 пальцев = 8 единиц. Ответ: 18.
Просмотр видеоролика
Потренируемся? Задавайте примеры, читая их разными способами, и проверяйте. (Дети
работают в группах: называют друг другу случаи из таблицы и вычисляют результат с
использованием данного приема)
У: Когда эти знания смогут вам пригодиться? (Когда забыли результат или сомневаемся в
правильности)
6.Закрепление нового материала
Работа по учебнику. Решение задачи.
У: Прочитайте задачу и постарайтесь ее запомнить.
Кто готов рассказать задачу? Составим схему к задаче.
- Что будет обозначать первый отрезок? (Первый отрезок будет обозначать количество
слив в одной корзине.)
- Что будет обозначать второй отрезок? (Количество слив в четырех корзинах)
- Что будет обозначать третий отрезок? (Количество слив в пяти корзинах).
- Что будет обозначать четвертый отрезок? (Количество слив в девяти корзинах).
- Что можно узнать первым действием? (количество яблок в четырех корзинах)
– Как? (Надо 9 умножить на 4).
– Можно ли наоборот, 4*9? (Нет, нарушается смысл умножения).
– Почему? Что показывает первый множитель? (Какое слагаемое повторяют).
– Что показывает второй множитель? (Сколько раз повторили
слагаемое).
– Запишите первое действие.
9*4=36 (кг) – слив в четырех одинаковых корзинах.
– Что будем узнавать дальше? (Сколько слив в пяти корзинах).
– Как? (Надо 9*5).
– А можно ли 5 умножить на 9? (Нет, нарушается смысл умножения).
– Почему? Что показывает первый множитель? (Какое слагаемое повторяют).
– Что показывает второй множитель? (Сколько раз повторили
слагаемое).
– Запишите действие.
9*5=45 (кг) – слив в пяти одинаковых корзинах
– Что будем узнавать дальше? (Сколько слив в девяти корзинах).
– Как? (Надо 9*9).
– Что показывает первый множитель? (Какое слагаемое повторяют).
– Что показывает второй множитель? (Сколько раз повторили
слагаемое).
– Запишите действие.
9*9=81 (кг) – слив в девяти одинаковых корзинах. Записываем ответ.
7.Итог урока
У. С каким число вы работали на уроке? Какой вид работы вам больше всего понравился?
8. Домашнее задание