Напоминание

Умножение и деление на число 9


Автор: Ирина Владимировна Пухнатова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Порошинская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: п.Порошино Свердловской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Умножение и деление на число 9
Раздел: начальное образование





Назад




МАТЕМАТИКА.

ТЕМА: ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ С ЧИСЛОМ 9

Цели:

Образовательные:

Совершенствовать навыки табличного умножения с числом 9.

Изучить закономерности таблицы умножения на 9, исследовать таблицу, найти средства для

более быстрого запоминания.

Знакомить с умножением числа 9 на пальцах.

Создавать условия для развития наблюдательности, умения анализировать.

Сравнивать, делать выводы.

Формировать умение анализировать арифметические задачи, решать их.

Воспитательные:

Воспитание активности, заинтересованности и пытливости в процессе учения.

Воспитывать в детях чувство товарищества, взаимопомощи, самостоятельности, ответственности

за свои поступки.

Расширять кругозор, словарный запас, воображение.

Развивающие:

Развитие познавательной активности учащихся.

Развивать мелкую моторику кистей рук, наблюдательность, мыслительную деятельность

учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях (работа в группах);

Развивать мышление, воображение, внимание.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые

коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных

ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной

форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и

общения и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя

учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную

информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Планируемый результат:

Предметные:

Знания: смысл приема умножения на 9.

Умения: выполнять умножение на 9 .

Навыки: пользоваться приемами и средствами для быстрого запоминания таблицы умножения,

вычислительные навыки.

Метапредметные:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на

основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о

распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные: уметь анализировать результаты учебной деятельности; объяснять причины успеха

или неуспеха в своей учебе; понимать практическую значимость уроков математики.

Технологическая карта урока

1. Мотивация к учебной деятельности

У: Сегодня на уроке мы откроем еще одну математическую тайну, а для этого мы проведем урок

– исследование.

- Что значит исследовать? (Подвергнуть научному изучению; наблюдать для выяснения и

изучения чего-то нового.)

- А кто же такой исследователь? (Это человек, который занимается научным исследованием.)

- Сегодня каждый из вас побывает в роли исследователя. Для того чтобы исследование прошло

результативно, вам понадобиться умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы,

думать, рассуждать, активно работать, использовать знания предыдущих уроков, помогать друг

другу

.

( ученик)-Прозвенел и смолк ( все дети –звонок)

-Нам пора начать (…урок)

( учитель)- Друг на друга посмотрели

-Улыбнулись . тихо сели.

( ученик) –Ноги ( все дети –вместе)

-Руки на ( ..месте)

-Локти (…у края)

-А спинка(..прямая)

У-У нас ребята, прошёл организационный момент. А какие ещё этапы урока вы могли бы

предложить?

( дети по очереди предлагают этапы , выстраивая план урока)

1)

-организационный момент

2)

-подготовим руку, ручку и тетрадь к письму

3)

-минутка чистописания

4)

ТЦ- узнаем тему урока и поставим перед собой цель

5) ?-вспомним пройденный материал

6) Н-изучение нового материала

7) З- закрепление

8) И –итог урока

9)

-домашнее задание

10) -рефлексия

2.Устный счет

У– Начнем наш урок с веселого счета (слайд 2): перед вами цифрогусеница. Как быстрее

посчитать сумму всех чисел, из которых она состоит?

9 х 8 + 6 х 3 + 1 + 8 = 72 + 18 + 9 = 99

У– Что можете сказать об этом числе? (Оно двузначное, записано с помощью одной и той

же цифры «9», в этом числе 9 десятков и 9 единиц, это наибольшее двузначное число)

У– Какое число получится, если слева уберем одну девятку? (9)

У– Какое число получится, если к 99 справа припишем одну девятку? (999)

У– Посмотрите на следующее задание:

– Какие числа от 40 до 50 делятся на 6? На 7? На 8?

– Назовите самое большое число до 30, которое делится на 8. На 7.

– Назовите по порядку числа, которые делятся на 4. На 3.

У– Вычислите. Найдите «лишнее» выражение.

40 : 5 =

72 : 9 =

64 : 8 =

24 : 4 =

80 : 10 =

32 : 4 =

3.Самоопределение деятельности (формирование темы и целей урока)

У-Чтобы узнать тему урока , посмотрите на слайд и скажите: какое числовое выражение

будет следующим

( 2*9, 3*9. 4*9,5*9, 6*9, ?*9, 8*9, ? )

У-Что нужно знать, чтобы быстро выполнить вычисления?

(таблицу умножения с числом 9)

У-Сформулируйте тему нашего урока .

( Таблица умножения и деления с числом9)

У-Давайте проверим ваши предположения-Зная тему урока, поставьте каждый перед

собою цель

( ученик) –Учусь составлять таблицу умножения и деления с числом 9 и применять её.

4. Изучение нового

У-Что вы можете рассказать о числе 9?

Ответы детей.

У– Таинственную силу приписывали числу 9 – в одни времена добрую, в другие –

недобрую. "У девяти не будет пути", – говорили в древности. Эти поверья возникли,

вероятно, тогда, когда пределом счета было число 8, а за ним – что-то таинственное,

странное... В русских народных сказках действие часто происходит в "тридевятом

царстве", за "тридевять земель".

У древних греков за этим числом установилась добрая слава. Так, жюри на Олимпийских

играх состояло из 9 судей, существовало 9 муз – покровительниц наук и искусств. Оно

было олицетворением полноты, достатка, а не чем-то неизвестным, темным. Наверное,

потому, что 9 – самое большое из натуральных чисел, оно стало в нумерологии символом

материального успеха.

У: Мы продолжим работу в группах. Каждая группа получает задание на карточке, счет

устный, как только вы решите примеры, возьмитесь за руки и поднимите их вверх.

Группа 1.

1+1+1+1+1+1+1+1+1=

9+9+9+9+9+9+9+9+9=

5+5+5+5+5+5+5+5+5=

Группа 2

2+2+2+2+2+2+2+2+2=

8+8+8+8+8+8+8+8+8=

5+5+5+5+5+5+5+5+5=

Группа 3

3+3+3+3+3+3+3+3+3=

7+7+7+7+7+7+7+7+7=

5+5+5+5+5+5+5+5+5=

Группа 4

4+4+4+4+4+4+4+4+4=

6+6+6+6+6+6+6+6+6=

5+5+5+5+5+5+5+5+5=

У: А есть ли способ, который позволит нам посчитать эти выражения быстрее? Как

сделать длинную запись короткой?

Кто покажет, как сделать запись короче на примере 5+5+5+5+5+5+5+5+5= 5*9= 45

Запишите остальные примеры по образцу и соберите таблицу умножения на доске в

порядке возрастания ответов.

У: Цель: исследовать таблицу умножения на 9. При совместной работе попробуйте найти

секреты таблицы умножения 9. Обсудить результаты исследования и найти средство для

быстрого запоминания таблицы

Было найдено 5 способов.

1 способ. Замена умножения сложением одинаковых слагаемых.

9 *1 = 9

9 *2 = 9 +9 = 18

9 *3 = 9+9+9= 27

2 способ. Нахождение произведения с помощью предыдущего ответа.

9 *1 = 9

9 *2 = 9+9 = 18

9 *3 = 18 + 9 = 27

3 способ (с помощью учителя)

1) 9 *6 =54

2) 6 – 1 = 5

3) 5 + 4 = 9

Дети: В разряде десятков получается цифра на 1 меньше второго множителя. А если

сложить числа, стоящие в разряде десятков и единиц в произведении, то получается 9.

4 способ . Выучить таблицу умножения.

Игра «Каким способом быстрее» (группы тянут жребий-карточки, каким способом будет

решать примеры)

Группа 1 решает примеры 1 способом

Группа 2 решает примеры 2 способом

Группа 3 решает примеры 3 способом

Группа 4 решает примеры опираясь на собственных знаний (заучивание таблицы

умножения)

Группа 4 работает на онлайн-ресурсе

Тренажер по математике «Таблица умножения на 9»

Вывод: Быстрее и правильнее считать, пользуясь своими знаниями. Поэтому, таблицу

умножения числа 9 надо выучить.

5.Физминутка

5 способ

У: Еще давным-давно люди открыли одну хитрость – таблицу умножения числа 9 на

пальцах. Сейчас и вы узнаете этот секрет. Положите обе руки на стол. У каждого пальца

(слева направо) свой порядковый номер.

Чтобы умножить 9 на какое либо число, достаточно загнуть палец с таким номером. Перед

вами ответ: количество пальцев слева – показывает число «десятков», а количество

пальцев справа – число «единиц». Например, мы хотим умножить 9 на 2. Загибаем второй

палец. Слева – один палец = 1 десяток. Справа – 8 пальцев = 8 единиц. Ответ: 18.

Просмотр видеоролика

Потренируемся? Задавайте примеры, читая их разными способами, и проверяйте. (Дети

работают в группах: называют друг другу случаи из таблицы и вычисляют результат с

использованием данного приема)

У: Когда эти знания смогут вам пригодиться? (Когда забыли результат или сомневаемся в

правильности)

6.Закрепление нового материала

Работа по учебнику. Решение задачи.

У: Прочитайте задачу и постарайтесь ее запомнить.

Кто готов рассказать задачу? Составим схему к задаче.

- Что будет обозначать первый отрезок? (Первый отрезок будет обозначать количество

слив в одной корзине.)

- Что будет обозначать второй отрезок? (Количество слив в четырех корзинах)

- Что будет обозначать третий отрезок? (Количество слив в пяти корзинах).

- Что будет обозначать четвертый отрезок? (Количество слив в девяти корзинах).

- Что можно узнать первым действием? (количество яблок в четырех корзинах)

– Как? (Надо 9 умножить на 4).

– Можно ли наоборот, 4*9? (Нет, нарушается смысл умножения).

– Почему? Что показывает первый множитель? (Какое слагаемое повторяют).

– Что показывает второй множитель? (Сколько раз повторили

слагаемое).

– Запишите первое действие.

9*4=36 (кг) – слив в четырех одинаковых корзинах.

– Что будем узнавать дальше? (Сколько слив в пяти корзинах).

– Как? (Надо 9*5).

– А можно ли 5 умножить на 9? (Нет, нарушается смысл умножения).

– Почему? Что показывает первый множитель? (Какое слагаемое повторяют).

– Что показывает второй множитель? (Сколько раз повторили

слагаемое).

– Запишите действие.

9*5=45 (кг) – слив в пяти одинаковых корзинах

– Что будем узнавать дальше? (Сколько слив в девяти корзинах).

– Как? (Надо 9*9).

– Что показывает первый множитель? (Какое слагаемое повторяют).

– Что показывает второй множитель? (Сколько раз повторили

слагаемое).

– Запишите действие.

9*9=81 (кг) – слив в девяти одинаковых корзинах. Записываем ответ.

7.Итог урока

У. С каким число вы работали на уроке? Какой вид работы вам больше всего понравился?

8. Домашнее задание



В раздел образования